Индивидуальные особенности памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Определение памяти. Краткая характеристика сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Индивидуальные различия в объёме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением и её значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера её профессионального применения.

Оглавление

Введение
1. Общее представление и понятие памяти
2. Краткая характеристика сенсорной, кратковременной и долговременной памяти
3. Зрительная и эйдетическая память
4. Слуховая память и сфера её профессионального применения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Индивидуальные особенности памяти.

 

Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Определение памяти. Краткая характеристика сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.

Индивидуальные различия в объёме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением и её значение для художественно-творческой деятельности.

Слуховая память и сфера её профессионального применения.

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково.

В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемых типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материал.

Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.

Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти.

Существует ли связь между тем, как быстро человек запоминает и как долго помнит? Экспериментальные исследования показали, что строгой закономерности здесь нет.

Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение.

Нет также никакой определенной взаимосвязи между скоростью и точностью запоминания.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением.

Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти.

Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти.

Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладает смешанными типами.

Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти —

слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.

Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания.

Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух — вспомнит зрительно.

Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами:

- путем прослушивания,

- чтения,

- рассматривая иллюстрации,

- делая зарисовки,

- наблюдая и т. д.

Цель данной работы: изучить индивидуальные особенности памяти.

Для достижения цели данной работы, были выделены следующие задачи:

1.Изучить общее представление  и понятие памяти

2. Рассмотреть краткую  характеристику  сенсорной, кратковременной и долговременной памяти

3. Изучить зрительную  и эйдетическую  память

4. Проанализировать слуховую  память  и сферу её профессионального  применения

 

  1. Общее представление и понятие памяти

 

Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой.

Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эббингауза, обобщенными в его работе «О памяти».

Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала.

В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований.

Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социо-культурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей.

Память машины — механическая память. Память человека — ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична — в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде.

Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Фонд человеческой памяти пластичен — с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную деятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки — запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида — единое системное образование.

Память — психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и в пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Впечатления, которые человек получает об окружающем ми­ре, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся.

Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [4, с. 75].

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.

Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.

Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей.

Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная.

Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вто­рая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры [3, с. 76].

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал.

Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

 

 

  1. Краткая характеристика сенсорной, кратковременной и долговременной памяти

 

Сенсорная память – это система «непосредственных отпечатков» удерживает точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств.

 Регистры – зрительный (иконическаяя память), слуховой (эхоическая память), обоняния, вкуса [3, с. 102].

 

 

Таблица 1 - Сенсорная память (или сенсорный регистр)

 

Иконическая память

Эхоическая память

Функция

Удерживает информацию о стимуле в той индивидуальной конкретной форме, в которой он был первоначально предъявлен. Это удержание обеспечивает системам выделения признаков и распознавания образов время, необходимое для обработки сигналов, воздействующих на органы чувств.

Емкость

0.3-1 сек.

0.25-2 сек.

Вход

Автоматические процессы, контролируемые только направленным вниманием. Вход осуществляет непосредственно соответствующий орган чувств.

Хранение

Угасание, стирание, интерференция

Интерференция

Выход

Селективное внимание позволяет настроиться на нужную информацию, сосредоточиться на ней и отбрасывать все остальное.

Форма кодирования информации

«непосредственный отпечаток»

Сенсорная копия акустической информации


 

Распознавание образов происходит путем сравнения поступающих сенсорных данных с информацией, полученной ранее и хранящейся в ДП: «сырая» информация  → нечто осмысленное.

Хранилище зрительной информации отвечает за эту систему сенсорной памяти, тесно связанную с нашим восприятием окружающего мира.

Даже в зрительной памяти, по всей видимости, много компонентов, способных сохранять зрительную информацию в течение короткого промежутка времени.

Если вы будете размахивать зажженной сигаретой в темной комнате, вы обнаружите, что за ней остается след - вы можете таким образом написать какую-нибудь букву, и другой человек сможет ее "увидеть".

Этот эффект использовался для измерения продолжительности следа зрительной сенсорной памяти давным-давно, в 1740 году, шведским исследователем Сегнером.

Он прикреплял раскаленную головню к вращающемуся колесу, и когда оно вращалось быстро, можно было увидеть полную окружность, так как след, оставляемый от головни в начале ее кругового движения, был все еще ярок в момент возвращения ее обратно в начальную точку.

Если колесо вращалось медленно, можно было увидеть только часть окружности, так как след от первой ее части угасал за то время, что головня возвращалась в свою начальную точку [3, с. 98].

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти