Индивидуальные особенности памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Определение памяти. Краткая характеристика сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Индивидуальные различия в объёме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением и её значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера её профессионального применения.

Оглавление

Введение
1. Общее представление и понятие памяти
2. Краткая характеристика сенсорной, кратковременной и долговременной памяти
3. Зрительная и эйдетическая память
4. Слуховая память и сфера её профессионального применения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Тем не менее, пока сохраняется много противоречий в описании данного феномена.

Так, многие советские психологи, в том числе и Выготский, сводят эйдетический образ или к последовательному образу или к представлению.

Другие, например, подчеркивают, что эйдетические образы нужно отличать от последовательного образа и представления. При этом выделяют отличительные особенности эйдетических образов:

- в отличие от последовательного образа, эйдетический - более яркий, четкий, красочный и «дан не в дополнительных цветах, а в тех же цветах, что и восприятие»;

- эйдетический образ не подчиняется  закону Эммерта: при удалении  экрана, он если и увеличивается, то не в той степени, что последовательный образ. Этим он отличается и от представления, в котором размер образа не зависит от дальности нахождения предмета;

- в отличие от последовательного, эйдетический образ не смешивается  с цветом фона, а перекрывает  его, как при восприятии фигуры и фона. Этим он опять-таки, отличается от представления, которое не мешает восприятию окружающих предметов.

Таким образом, при рассмотрении феномена эйдетической памяти можно наткнуться на ряд вопросов, которые произвольно возникают при изучении памяти как процесса.

Если же индивид, обладающий эйдетической памятью, страдает какими — либо изменениями структуры, биохимических или физиологических свойств мозговых клеток, повреждением работы других психических процессов, то вполне возможно, что любое отклонение от нормы в развитии памяти будет расцениваться как патология, т. к. ведет к изменениям или утрате других свойств личности.

Мы приходим к выводу, что эйдетическая память явление редкое и уникальное.

Следует считать существование данного феномена биологической патологией данной с рождения. Поэтому развитие эйдетических образов – скорее миф, чем реальность, и имеет неоднозначную оценку требующую экспериментальной проверки.

Зрительная память - Способность человека и других животных воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании.

Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную).

Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация.

В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные.

С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти.

С другой стороды, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом.

Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, экстраординарное - еще не значит иметь хорошую память.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однако есть профессии, где полезно иметь развитую образную память. Выявили, что можно эффективно тренировать образную память, если воспроизводить заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.

 

 

  1. Слуховая память и сфера её профессионального применения.

 

 

Некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос.

Есть случаи, когда люди, не видевшиеся годами, узнавали друг друга по телефону.

Существует реальная история  об одном сыщике, который не мог узнать известного преступника, благодаря его искусному переодеванию, но как только последний заговорил, он узнал и арестовал его, т. к. десять и более лет тому назад сыщик слышал его голос.

Некоторые узнавали своих бывших школьных товарищей, не встречаемых с детства, по голосу, хотя детский дискант заменился более зрелыми звуками.

Обыкновенно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но тем не менее память, по-видимому, удерживает лучше слуховые впечатления. Многие люди помнят слышанное гораздо яснее читанного.

Но многие писатели придерживаются того мнения, что в деле запоминания лекций зрение помогает слуху, мы запоминаем наружность лектора, его жесты, выражения.

И лекция кажется более «живой», когда мы слышим ее, чем когда читаем ее впоследствии напечатанную.

А самое главное, пожалуй, слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее

Музыканты развивают свой орган слуха до высокой степени. Музыкальное ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от первого звука скрипки.

Но и многие другие развили эту способность до большого совершенства.

Машинисты различают уклонение от обыкновенного производимого машиной звука. Железнодорожные сторожа различают малейшую разницу в звуке рельсов при проходе поезда и узнают таким образом, что не все в порядке.

Машинист сразу узнает перемену в шипении паровоза и сейчас же уменьшает давление.

Старые лоцманы узнают свисток каждого парохода на своей реке, а жители больших городов распознают колокола различных церквей. Телеграфисты узнают на своей линии аппарат новой системы в одну минуту, просто по неуловимой разнице в стуке[6, с. 103].

В давние времена, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя к ученику.

Слушатель должен был располагать наисильнейшим вниманием и сосредоточением, т. к. изученное таким способом сохранялось без изменения и в свою очередь передавалось ученику или сыну первого слушателя.

Таким образом, эти ученики могли повторять огромные тетради, не изменяя и не выпуская ни одного слова.

Поэмы древних греков передавались из поколения в поколение; так же обстояло дело с древнескандинавскими сагами.

Таким же образом сохранялись в течении веков философские учения персов и индусов. Учителя Востока не доверяли камню и папирусу, предпочитали, чтобы тайна их учения неизгладимо запечатлевалась в мозгу их учеников и пребывала там как живая истина.

Рассказывают, что 2.000 лет тому назад одного китайского императора охватила зависть к его умершим предкам и к величию истории его народа.

Он приказал уничтожить все религиозные, исторические и философские памятники прошлого, чтобы в будущем все вело свое начало от времени его царствования. Он сжег писанные и выгравированные записи в империи, включая и труды Конфуция.

Прошлая история народа была уничтожена и живет теперь в форме преданий, но труды Конфуция продолжают существовать нетронутыми, благодаря удивительной памяти одного последователя Конфуция, который сохранил в своем разуме учения, преподанные ему в юности и скрывал их до смерти нетерпимого императора, когда учения великого философа были восстановлены по его памяти, которая была так совершенна, что, когда много лет спустя был найден древний конфуцианский манускрипт, каким-то чудом спасенный от костров императора, увидели, что старый мудрец не пропустил ни единого слова.

 Современные китайские писатели  говорят, что если бы уничтожили  китайских классиков, миллионы китайцев завтра же процитируют их наизусть.

Тот же обычай наблюдается в Индии, где, хотя и имеются манускрипты, написанные за 2.000 лет, существуют, ученики, держащие в памяти великие философские тракты, которые сохранились от времени, когда письменность была еще неизвестна.

Санскритский язык — мертвый, но он сохранился в передаче религиозных и философских учений — и не только слова, а и произношение, ударение и остановки.

Многие современные индусы могут рассказать наизусть веды, содержащие около миллиона слов.

Нужны годы, чтобы запомнить такую массу, т. к. ежедневно выучивается только несколько строк, которые заставляют повторять много раз. Урок выучивается посредством изустной передачи, обращений к манускриптам не дозволяется.

Кабала или тайное учение евреев передавалось таким образом, то же говорят и относительно друидов.

Древние греки и римляне были последователи такого же рода запоминания и приводятся примеры, когда граждане дословно повторяли слышанные важные речи.

Согласно Максу Мюллеру весь текст и словарь санскритской грамматики Панипи передавался устно в течение 350 лет, пока не был записан. Один этот труд по размерам равняется библии.

Существуют индусские священники, могущие точно продекламировать всю Магабараву, состоящую из 30.000 строк.

Славянские рапсоды древних времен знали наизусть громадные эпические поэмы. А индейцы запоминают и декламируют свои мистические сказания нескончаемой длины.

Древние законы Исландии не были записаны или напечатаны, но сохранялись в памяти судей и законоведов страны. А легенды их рассказывают, что законоведы тех времен удерживали в памяти не только законы, но и прецеденты выросшие вокруг законов.

Теперь, конечно же, нет необходимости в таких проявлениях памяти, но при необходимости и современные люди могут достигнуть искусства древних.

 

Заключение

 

С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой - у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.

Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.

Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.

Так, радист высокого класса спокойно удерживает в памяти более 10 цифр, иногда и 15-20. Профессия дегустатора основана на хорошо развитой вкусовой памяти. А специалисты ткацкого производства различают большое количество оттенков даже черного цвета. Спортсмену необходимо иметь хорошую двигательную память, музыканту - слуховую, а педагогу, в частности, - память на лица и фамилии.

При выполнении данной работы, были решены следующие задачи:

1.Изучено общее представление  и понятие памяти

2. Рассмотрена краткая  характеристика  сенсорной, кратковременной и долговременной памяти

3. Изучена зрительная   и эйдетическая память

4. Проанализирована слуховая  память  и сфера её профессионального  применения

Следовательно, достигнута цель данной работы: изучены индивидуальные особенности памяти.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 2010.
  2. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 2009.
  3. Зинц Р. Обучение и память. — Минск, 2009
  4. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М., 2009.
  5. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. — М., 2009.
  6. Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 2010.
  7. Норман Д.А. Память и научение. — М., 2008.
  8. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 2007.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 2009.
  10. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 2006.
  11. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 2009.

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Индивидуальные особенности памяти