Образование и индивидуальные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………...........................................2
1. История представлений об индивидуальном подходе к ученикам………..3
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка…………………….4
3. Сущность понятия «Индивидуализация обучения»………………………11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы …………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………...........................................2 

1. История  представлений об индивидуальном  подходе к ученикам………..3 

2. Возрастные  и индивидуальные особенности  ребенка…………………….4 

3. Сущность  понятия «Индивидуализация обучения»………………………11 

Заключение………………………………………………………………………16 

Список  литературы …………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В человеческом обществе развитие проявляется  общее и особенное. Общее свойственно  всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

     Индивидуальность  выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

     Должны  ли в воспитании и обучении учитываются  индивидуальные особенности? Я считаю, что процесс обучения должен максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. 
 
 
 

     1. История представлений об индивидуальном  подходе к ученикам 

     Проблема  индивидуального подхода к детям  волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.

     Настойчивыми  пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский.

     В последние годы проведены исследования индивидуальной подготовленности детей  к школе. Дело в том, что все  больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умея читать и даже писать: одни читают по буквам, другие по слогам, а третьи – целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по-иному организовать учебный процесс с первоклассниками разной подготовленности, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно учитывать развитие детей.

     А. К. Назарова показала, что на основе знания подготовленности детей к  школе учитель может лучше  организовать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности: хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, более сложные слова для составления предложений, логические упражнений, логические упражнения с большим количеством слов и т.д. [9, с.261].

     «Подобно  тому, как дети различаются по своим  физическим качествам, - говорил Василий  Александрович Сухомлинский, - так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника» [7, с.153].

     Особое  внимание у В.А. Сухомлинского привлекли  слабоуспевающие дети. Он четко указывает  на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной сферы.

     Но  откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь причинно-следственные связи, В. А. Сухомлинский установил, в  частности зависимость успеваемости от здоровья или нездоровья детей.

     Этот  фактор по сути дела выпадал из поля зрения исследователей. Обычно учитывались  лишь проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе  по болезни. Василий Александрович  перевел вопрос в иную плоскость: а всегда ли учителя учитывают  хроническое недомогание детей, посещающих уроки, но фактически на них не работающих?

     Для того чтобы полностью осознать необходимость  учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, необходимо, прежде всего, понять причины индивидуальных различий человека в процессе его жизнедеятельности. Ведь от особенностей мышления, памяти, внимания и других познавательных процессов личности (и не только от них) зависит в целом успешность и продуктивность обучения ребенка в школе. С данной целью и будет рассмотрен следующий пункт моей контрольной работы. 
 

     2. Возрастные и индивидуальные  особенности ребенка 

     Личностное  развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать  в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

     Многие  педагоги обращали внимание на необходимость  глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. [5, с.168].

     Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что обучение и воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения и воспитания [5, с.214].

     Индивидуальный  подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических  и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

     Научными  исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием  человека.

     Осуществление индивидуального подхода к детям  во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

     Первым  звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и  индивидуальный подход.

     Знание  физического состояния и развития детей имеет очень большое  значение.

     Дошкольный  возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность [2, с.314].

     Процесс обучения формирует систему представлений  об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

     Детей обучают доступным трудовым умениям  и навыкам, воспитывают в них  любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует  у него упорство, настойчивость, сообразительность.

     Свойственный  дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе и людях.

     Игра  является важнейшей деятельностью  дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе [4, с.215].

     К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

     Возрастные  особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

     В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [8, с.236].

     В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются  функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая  и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.

     Познавательная  деятельность младшего школьника преимущественно  проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы  общения.

     Восприятие  младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

     Внимание  младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается  вместе с другими функциями и  прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной  деятельности.

     Мышление  у детей начальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли [1, с.324].

     Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое  по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

Информация о работе Образование и индивидуальные особенности личности