Образование и индивидуальные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………...........................................2
1. История представлений об индивидуальном подходе к ученикам………..3
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка…………………….4
3. Сущность понятия «Индивидуализация обучения»………………………11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы …………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     При изложении нового учебного материала  возможности индивидуального обучения на уроке ограничены. Учитель может чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить его повторить правило, закон, теорему, привести пример. Для учеников, у которых развита зрительная память, учитель готовит дополнительный наглядный материал, школьников с развитой моторной памятью чаще вызывает к доске для записи новых терминов, выводов и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоятельную работу вместо подробного инструктажа (который проводится для отстающих).

     Интересу  к учению способствует самостоятельная  поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование  средств наглядности, эмоционального воздействия. Целесообразно также  опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различным областям знания, технике, искусству и т. д.

     В качестве компонентов индивидуализированного обучения на всех этапах учебной деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить  цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результаты учебного труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.

     Индивидуализация  обучения предполагает перспективное тематическое планирование. В процессе урока учитель, допуская различный темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Для этого ему необходимо заранее наметить пути, которыми он поведёт учеников к конечному результату.

     Одной из форм индивидуального обучения является программированное обучение, позволяющее  активизировать работу каждого ученика, усилить самоконтроль [2, с.238].

     Новые возможности для индивидуализированного обучения открываются в связи с внедрением в учебный процесс электронно-вычислительной техники. Использование ЭВМ в обучении изменяет ранее сложившееся соотношение между организационными формами обучения в пользу индивидуализированного обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В результате написания данной контрольной  работы можно сделать следующие  выводы.

     Важное  значение при построении процесса обучения имеет учет индивидуальных особенностей учащихся.

     При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

     Весьма  важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

     Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

     Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

     Таким образом, только глубокое изучение и  знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова  С.И. «Психологическая практика в системе  образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г.
 
  1.   Зак  А.Г. Различия в мышлении детей.  М., 1992.
 
  1.  Макаров  С. П. Технология индивидуального  обучения // Педагогический вестник.  № 4, с.18-19, 1994.
 
  1. Одарённые дети, под ред. Г. В. Бурменской. М., 1991.
 
  1. Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей, под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
 
  1.  Степаненков  Н. К. Педагогика. М., 2001.
 
  1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.
 
  1. Тихомирова  Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академия развития»,1996.
 
  1. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических  особенностей детей. М., 1986.
 
  1.  Юркевич  В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.

Информация о работе Образование и индивидуальные особенности личности