Образование и индивидуальные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………...........................................2
1. История представлений об индивидуальном подходе к ученикам………..3
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка…………………….4
3. Сущность понятия «Индивидуализация обучения»………………………11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы …………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма.

     Половое созревание вносит серьезные изменения  в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

     Восприятие  подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника.

     Характерная черта внимания учеников среднего школьного  возраста – это специфическая  избирательность.

     В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением [1, 353]. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

     В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

     Юношеский возраст – это период выработки  мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного  осмысления будущего.

     У старшеклассников ярко выражено избирательное  отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования.

     Жизненные планы, ценностные ориентации старших  школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией  по интересам и намерениям, но совпадают  в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

     Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых  характеризуется своими особенностями  и закономерностями. Педагог успешно  выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

     Критериями  возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

     Педагогический  критерий возрастного развития характеризуют  возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

     Изучение  индивидуальных особенностей детей  требует значительного времени  и систематических наблюдений. С  этой целью педагогу необходимо вести  дневник, записывая в нем особенности  поведения учащихся, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

     Индивидуальные  особенности ребенка также связаны  с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

     И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов [9, с.237]:

     - Силу возбуждения и неуравновешенность;

     - Уравновешенность и неуравновешенность  этих процессов;

     - Их подвижность.

     На  основе изучения протекания этих процессов  он определил 4 типа высшей нервной  деятельности :

     Сильный, неуравновешенный, характеризующийся  сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

     Нужно контролировать выполнение заданий, требовать  доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких  детей на осмысление материала, ставить  перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

     Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

     Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики - спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

     Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно  спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень  внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

     Слабый, характеризующийся слабостью как  возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

     При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается  на обобщенные данные педагогики и  возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей обучения отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на тот материал, который он получает в процессе личного изучения учащихся.

     В результате рассмотрения изучаемого аспекта  с психологической точки зрения стало возможным подтвердить наше предположение о том, что учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения не только необходим, но и обязателен. И именно поэтому в последние годы все чаще в педагогике встает вопрос об индивидуализации обучения в современной школе. Данный аспект будет рассмотрен в следующем пункте данной контрольной работы. 

     3. Сущность понятия «Индивидуализация  обучения» 

     Индивидуализация  обучения - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

     Проблема  учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психолого-педагогической науки. В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. 

     Индивидуализация  обучения направлена на преодоление  несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития [8, с.294].

     Готовя  учащихся к усвоению нового учебного материала, учитель определяет, какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены.

     Индивидуализация  обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности  и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными учениками) учебный материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.

     Средствами  индивидуализации обучения могут выступать  индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие  способы действий, которые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения индивидуализация заключается в показе образца действия, развёрнутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у школьника, и рекомендовать пути их преодоления; прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или дополнительной литературе и т. д.

     Часто учитель разделяет задание на отдельные небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащихся, если выполнена предыдущая. Такие задания помогают слабым ученикам включиться в коллективную работу класса. В тех случаях, когда реальные учебные возможности отдельных учеников выше объективных требований, предъявляемых всему классу, учитель может повысить сложность индивидуального задания [9, с.315].

     Содержание, степень сложности учебных задач  и способов действий определяют и  формы организации классной учебной  работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

     Общеклассная (фронтальная) форма работы создаёт возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального "заражения" и тем самым поднимает активность каждого ученика.

     При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие  контакты и создаются условия  для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказания помощи каждому ученику. Учащиеся класса (группы) делятся на несколько подгрупп с учётом уровня обучения, склонностей и т. д. Учебные задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны.

     Индивидуальная  работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных  заданий, способы действий и пр., создаёт благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности.

     Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе, которые  позволяют при меньшей затрате  времени увеличить объём самостоятельной работы, доклады, рефераты и т. д. Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни учебной деятельности [10, с.217].

     На  этапе закрепления знаний классу предлагается общее задание, доступное всем учащимся, затем даются задания, дифференцированные по трудности.

     Подбор  индивидуальных заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегчённые  задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников нужно сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся у учащихся пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал.

Информация о работе Образование и индивидуальные особенности личности