Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить мотивацию трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации.
Задачи:
изучить теоретические основы мотивации трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации;
рассмотреть роль и значение стимулирования труда в повышении эффективности деятельности организации;
исследовать мотивацию трудовой деятельности в Центральном Банке Российской Федерации;
выявить взаимосвязь мотивации труда и эффективности деятельности организации;
определить пути совершенствования мотивации трудовой деятельности персонала в Центральном Банке Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации
1.1 Сущность мотивации труда
1.2 Основные положения содержательных и процессуальных теорий мотивации труда
1.3 Роль и значение стимулирования труда в повышении эффективности деятельности организации
Глава 2. Исследование мотивации трудовой деятельности и ее влияния на повышение эффективности деятельности организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ мотивации трудовой деятельности в организации
2.3 Оценка взаимосвязи мотивации труда и эффективности деятельности организации
Глава 3. Совершенствование мотивации трудовой деятельности в организации
3.1 Основные методы мотивации труда работников организации
3.2 Развитие системы мотивации труда работников организации
3.3 Применение системы стимулирования, используемой на зарубежных предприятиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Деятельность ЦБ РФ в области
регулирования денежного
Характерно в этом отношении сотрудничество ЦБ РФ с Международным валютным фондом (МВФ). Россия стала членом МВФ в 1992 г. Этот фонд через ЦБ РФ финансирует государственные программы борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью. Фонд оказывает помощь по преодолению экономического кризиса тому или иному государству лишь при безусловном соблюдении строгой бюджетно-финансовой дисциплины.
Годовая финансовая отчетность отражает совершенные Банком России операции по осуществлению его основных целей функций, установленных Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [25].
Ведение бухгалтерского учета
и составление финансовой отчетности
Банка России осуществляются в соответствии
с федеральными законами «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)», «О бухгалтерском учете»,
Правилами ведения
В течении 2007 года Банк России проводил политику управляемого плавающего валютного курса. Курсовая политика была направлена на недопущение чрезмерного укрепления рубля, а так же предотвращения резких колебаний курса национальной валюты, не обусловленных действием фундаментальных факторов, и реализовывались с учетом необходимости процессов.
Финансовый результат Банка России за 2007 год сложился в основном под влиянием сохраняющихся высоких темпов накопления золотовалютных резервов и проводимых Банком России в рамках денежно кредитной политики операций по регулированию ликвидности банковской системы и дальнейшему креплению рубля, направленных на достижение целевых параметров инфляции. В этих условиях, при росте доходов от размещения золотовалютных резервов, в то же время существенно возросла величина операционных расходов Банка Росси, связанная с образованием отрицательных курсовых разниц от переоценки активов и обязательств Банка России в иностранной валюте из-за снижения официальных курсов ряда резервных валют по отношению к российскому рублю.
2.2 Анализ мотивации трудовой деятельности на предприятии
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. В литературе встречается много определений мотивации и мотивов. Главное в мотивации процесс, который происходит внутри человека, направляет его поведение и выбор или, иными словами, заставляет его вести себя в какой-то конкретной ситуации определенным образом. Следовательно, понимая этот процесс мотивации, мы можем значительно лучше понять поведение людей, с которыми мы общаемся.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать, и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы. Для их выявления нами применен такой метод исследования как тестирование.
Метод исследования - тестирование, позволяющий охватить большое число людей, не затрачивая при этом много времени и поэтому, не отвлекая их от рабочего процесса.
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида [18].
Возникновение тестологических
процедур было обусловлено потребностью
сопоставления (сравнения, дифференциации
и ранжирования) индивидов по уровню
развития или степени выраженности
различных психологических
12 марта 2008 года среди
сотрудников Центрального
В качестве респондентов выступали 10 руководителя и 30 подчиненных.
Тест №1 «Я хочу…». Теория мотивации А. Маслоу [29].
Тест основан на теории
мотивации А. Маслоу. Поведение личности
обычно направляется его наиболее сильной
в данный момент потребностью. Это
заставляет нас действовать таким
образом, чтобы удовлетворить
Классификация Маслоу представляет нам следующие потребности:
Физиологические потребности;
потребность в безопасности;
социальные потребности (любовь, принадлежность к определенной социальной группе);
потребность в уважении (самоуважение, успех, статус);
потребность в самовыражении.
Данный тест заключается
в том, что нужно из разных высказываний,
начинающихся со слов "Я хочу…",
и принадлежащих к разным категориям
потребностей, выбрать более приемлемое
для себя. В результате теста можно
составить профиль
На вопросы данного теста отвечали руководители и начальники отделов, а так же и работники Центрального Банка Российской Федерации. Проанализируем результаты ответов по каждой группе работников.
Зоны удовлетворенности по уровням:
Зона удовлетворенности находится в диапазоне между 26 и 39 баллами.
Зона частичной (неполной) удовлетворенности находится в диапазоне между 13 и 26 баллами.
Зона неудовлетворенности находится в диапазоне между 0 и 13 баллами.
Рис. 3 Профиль удовлетворенности руководителей
По итогам тестирования руководителей
были выведены обобщающие результаты,
которые отображены на рисунке 3. Из
результатов теста видно, что
все группы потребностей удовлетворены.
Физиологические (органические) потребности
находятся в зоне полной удовлетворенности.
Вторичные потребности
Рис. 4 Профиль удовлетворенности работников
По итогам тестирования работников
были выведены обобщающие результаты,
которые отображены на рисунке 4. Из
результатов теста видно, что
все потребности находятся в
зоне частичной удовлетворенности.
Первый уровень потребностей частично
удовлетворен, причиной чего стала, скорее
всего, расширение спектра потребляемых
товаров и услуг при неизменном
уровне заработной платы, что привело
к неудовлетворенности данного
уровня. Потребности в защищенности
и безопасности находятся в зоне
частичной удовлетворенности, вероятно,
что работники постоянно
В общем, из результатов тестирования видно, что основными потребностями являются потребности первого уровня – материальное положение и пятого – потребность в самовыражении.
Существует мнение, что
если человек работает в банке, то
он получает большую заработную плату.
Результаты этого опроса показывают,
что рядовые сотрудники также
ощущают необходимость в
Тест №2 «Степень мотивации на достижения» [29].
Данный тест показывает, насколько сильна мотивация. Он представляет собой блок из 41 специально подобранных утверждений. Если утверждение совпадает с мнением опрашиваемых "+", если нет "-".
Сотрудники банка имеют
чрезмерно высокую степень
Что касается руководителей отделов, то у них умеренно-высокая степень мотивации. Люди, обладающие данной степенью мотивации - это люди с ярко выраженной потребностью к достижениям. Они избирают тот стиль поведения, который способствует им добиваться значительных успехов. Эти люди склонны к нововведениям и нестандартным вариантам при принятии решений, воздерживаются от безрассудного риска, исключают для себя поведение чреватое крушением их устремлений. Данный тип нуждается в обратной связи, то есть в непрерывной информации и материальном вознаграждении.
Тест №3 «Удовлетворенность работой» [29].
В данном тесте предлагалось ответить на 14 вопросов, связанных с характеристикой предприятия, условий работы и другими аспектами рабочей деятельности. Необходимо было оценить каждый вопрос по пятибалльной шкале от "вполне удовлетворен" - 1 до "крайне не удовлетворен" - 5. Результаты по всем респондентам сведены в таблицы 1
Таблица 1
Результаты анкетирования в организации в целом
Высказывания Вполне удов-н, % Удов-н, % Не вполне удов-н, % Не удов-н, % Крайне не удов-н, %
…в целом организацией, где вы работаете 20 40 40 0 0
…физическими условиями работы 40 0 60 0 0
…работой в целом 20 20 20 40 0
…слаженностью действий ваших коллег между собой 20 0 60 40 0
…стилем руководства начальника в целом 0 0 60 20 0
…профессиональной компетентностью руководителя 0 60 40 0 0
…з/п в соответствии вашим трудозатратам 0 20 60 20 0
…з/п в сравнении с тем, что за такую же работу платят в другом банке 0 0 80 20 0
…вашим профессиональным ростом 0 40 20 20 20
…вашими возможностями
…что на этой работе вы можете использовать все знания 20 60 0 20 0
…требованиями работы к интеллекту человека 20 60 0 20 0
…длительностью рабочего дня 40 40 20 0 0
В какой степени … работой повлияла бы на ваше решение устроиться на работу еще раз 20 20 40 20 0
Сумма баллов: 200 400 540 220 40
Таблица 3 отражает степень удовлетворенности по конкретным критериям. Близкие мнение выразили участники анкетирования по вопросам, касающимся уровня заработной платы, физическими условиями работы, профессиональной компетентностью руководителя, стиль руководства. Все практически единодушно указали, что они не вполне удовлетворены уровнем заработной платы по сравнению с другим банком. Но есть и респонденты, которые крайне неудовлетворенны будущим карьерным ростом.
Рис. 5 Распределение ответов
Анализируя данные на рисунке
5, мы получили, что 38,5% не вполне удовлетворены
своей работой, организацией в целом.
Также видно, что процент крайне
неудовлетворенных очень
Положение вещей, отраженное
в результатах теста, оказывает
влияние на мотивацию к работе.
В целом удовлетворенность
Можно сделать общий вывод по исследованию мотивации работников Центрального Банка Российской Федерации:
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной предприятием стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следует или желает следовать предприятие.
В тоже время не стоит забывать о потребностях каждого отдельного человека, а не всех вместе взятых. Конечно, начальник Центрального Банка Российской Федерации просто физически не может уследить за каждым работником, не говоря уже о наблюдении за потребностями, ведь он даже не всех знает в лицо. Эту функцию могут выполнять начальники отделов или подразделений. Они хорошо знают своих сотрудников и, в принципе, видят о наличии тех или иных потребностей, можно сказать, что основную роль в мотивации сотрудников должны играть именно эти люди.
Таким образом, в результате
тестирования был проведен анализ мотивации
трудовой деятельности персонала одного
из подразделений Центрального Банка
Российской Федерации. В процессе исследования
нам удалось выявить
Сделанные выводы не являются
окончательными. Они лишь соответствуют
положению вещей на данный момент
времени. Управление организацией и
персоналом в частности – сложная
и ответственная работа, и каждый
руководитель должен учитывать все
возможные факторы в разработке
подобной программы. Именно в этом залог
успешной работы сотрудников организации,
а также эффективной