Мотивация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить мотивацию трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации.
Задачи:
изучить теоретические основы мотивации трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации;
рассмотреть роль и значение стимулирования труда в повышении эффективности деятельности организации;
исследовать мотивацию трудовой деятельности в Центральном Банке Российской Федерации;
выявить взаимосвязь мотивации труда и эффективности деятельности организации;
определить пути совершенствования мотивации трудовой деятельности персонала в Центральном Банке Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации
1.1 Сущность мотивации труда
1.2 Основные положения содержательных и процессуальных теорий мотивации труда
1.3 Роль и значение стимулирования труда в повышении эффективности деятельности организации
Глава 2. Исследование мотивации трудовой деятельности и ее влияния на повышение эффективности деятельности организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ мотивации трудовой деятельности в организации
2.3 Оценка взаимосвязи мотивации труда и эффективности деятельности организации
Глава 3. Совершенствование мотивации трудовой деятельности в организации
3.1 Основные методы мотивации труда работников организации
3.2 Развитие системы мотивации труда работников организации
3.3 Применение системы стимулирования, используемой на зарубежных предприятиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 113.39 Кб (Скачать)

Следующим шагом мотивационной  стратегии должно было определение  тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно  понять, что фирма может позволить  себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых  принесет ей реальную прибыль. Затраты  на дополнительное стимулирование работников не должны превышать той отдачи, которую компания получит от их применения. Можно разработать гигантские программы  стимулирования труда, однако они не принесут никакого эффекта, если не будут  правильно адресованы.

Однако существует мотивационный  фактор, применение которого обязательно  для любой компании, которая стремится  добиться успеха. Как правило, в современных  разработках мотивация персонала  сводится, в первую очередь, к тому, какими средствами вознаграждения стимулировать  работника на более производительный труд. Понятие "корпоративный дух" обычно рассматривается в других разделах теории управления. На мой  взгляд, создание имиджа компании является серьезнейшим мотивирующим фактором, причем тем фактором, который влияет на мотивацию работника априори, то есть еще до того, как он принимается  на работу, и оказывает воздействие  на протяжении всего времени его  работы в компании. Какими бы ни были основные потребности человека, возможность  работать в известной компании, которая  пропагандирует четкие, ясные, известные  далеко за ее пределами и получающие общественное одобрение цели, будет  в той или иной степени возбуждать в человеке гордость за возможность  принадлежать к этой корпорации, ощущать  себя ее частью. Таким образом, создание "корпоративного духа" становится важнейшим звеном программы мотивации  любого коллектива.

Другим фактором, безусловно оказывающим влияние на эффективность  труда работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям  необходимо понять, что ни при каких  условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта  в чистом виде. Однако если компания не заботится об этом, ее работники  испытывают чувство физического  или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда. Поэтому важно иметь в виду, что создание благоприятной обстановки в компании также является серьезнейшей задачей мотивации.

Существует множество  различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить теорию потребностей Абрахама Маслоу, теорию ожиданий Виктора Врума, теорию Дугласа Макгрегора, теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций  не стоит искать в этих работах  готовых рецептов по мотивированию  персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для  себя свою программу мотивации персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в  которой бы учитывались все особенности  деятельности компании.

 

1.3 Роль и значение стимулирования  труда в повышении эффективности  деятельности организации

 

Понятие стимулирования связано  с понятием коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового  процесса и стимулированию работников. Организации управления коллективом  должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и  экономических интересов наемных  работников и интересов имущества  предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной  работы [12].

На сегодняшний день важно  восстановить роль материального стимулирования на предприятии. Таким образом, стимулирование наемных работников на предприятии  тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.

Говоря о стимулировании работников, надо учитывать и такое  понятие как мотивация труда. Мотивация определяется двумя понятиями: потребность и вознаграждение. Потребности  бывают первичные и вторичные. К  первичным относятся физиологические  потребности человека: еда, вода, одежда, жилище, отдых и т.п. Вторичные  потребности являются по своему характеру  психологическими: потребности в  привязанности, уважении, успехе.

При стимулировании труда  как предоставлении работнику вознаграждения за труд, которое он использует для  удовлетворения своих потребностей, необходимо учитывать, что разные люди по-разному подходят к этому вопросу, определяя для себя различные  ценности. Так, для человека высокого материального достатка лишнее время  для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей, например, работников, занимающихся интеллектуальным трудом, более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, займись торговлей или став коммерческим агентом [7].

Поэтому вознаграждение за труд может быть двух типов: внутреннее и  внешнее.

Внутреннее вознаграждение – это удовольствие, получаемое человеком от работы, от уважения со стороны коллег, от причастности к  коллективу.

Внешнее вознаграждение –  это материальные выгоды, продвижение  по служебной лестнице, повышение  социального статуса.

Поэтому при стимулировании работников, не только материальном, руководителю необходимо выявлять потребности работников, чтобы потребности более низкого  уровня удовлетворялись прежде, чем  потребности более высокого уровня.

К сожалению, в современных  российских условиях во многом утрачены стимулы в работе, формирующие  у сотрудника ощущение внутреннего  вознаграждения. Как показывают исследования, абсолютное большинство работников ставит во главу угла материальный фактор и лишь незначительное их число (в основном руководители) говорит  о необходимости получения удовольствия от работы и ощущения своей значимости.

Поэтому, безусловно, одной  из целей стимулирования наемных  работников должно быть возвращение  интереса к труду, воспитание сопричастности к общему делу в коллективе.

При решении вопросов стимулирования работников необходимо исходить из приоритетов  в мотивации труда у работников. На различных уровнях социально-экономического развития общества различны и типы трудовой мотивации работников. При  определенном материальном благополучии в обществе, уровне достатка, позволяющем  не только удовлетворять первичные  потребности, у работников повышенная мотивация к тому, чтобы труд приносил им удовлетворение, был значимым для  них и общества. В условиях нестабильной экономической ситуации на первое место  выходит удовлетворение первичных  потребностей, желание заработать средства к существованию.

Соответственно, при создании системы стимулирования на предприятии  в основу ее создания должны быть положены превалирующие над остальными типы трудовых мотиваций. В сегодняшней  российской ситуации это материальный фактор как средство для существования.

Таким образом, невозможно правильное стимулирование наемных работников без учета их трудовых мотиваций. Именно на этом принципе и должна строиться  система стимулирования, которая  должна быть гибкой, легко изменяющейся по отношению к разным категориям персонала, а не костной, не позволяющей  правильно оплатить труд в соответствии с его эффективностью и качеством  и учесть все нематериальные стимулы  к труду.

В современной практике многие фирмы используют дополнительные методы стимулирования.

К дополнительным методам  стимулирования можно отнести [6]:

ценные подарки;

моральные поощрения;

отгулы, дополнительные отпуска;

организация отдыха (льготный проезд, оплата бензина и т.д.);

обучение за счет компании;

страхование;

предоставление ссуд.

На сегодняшний день в  ведущих западных фирмах стимулирование персонала рассматривается как  элемент общей системы работы с персоналом, который неразрывно связан с нею и со всеми другими  элементами системы. Этот подход предполагает, что человеческий фактор является одним  из определяющих в успехе организации  в условиях конкурентной борьбы на рынке. Поэтому в программу работы с персоналом помимо определения  форм и методов стимулирования наемных  работников входят планирование кадрового  состава, качественная подготовка персонала, формирование показателей оценки как  рабочих мест, так и результатов  труда, тренинги по специальности и  по менеджменту для руководящих  кадров и другие направления работы с персоналом.

Сложившаяся ситуация, когда  заработная плата не выполняет ни одну из своих функций, свидетельствует  о глубоком кризисе в сфере  оплаты труда в России. Подтверждением этому являются задержки с оплатой  труда, наметившийся перекос в оплате труда различных категорий работников.

При создании системы стимулирования следует исходить из разработанных  в теории управления и применяемых  в рыночной экономике принципов [9]:

комплексность;

системность;

регламентация;

специализация;

стабильность;

целенаправленное творчество.

Первый принцип – комплексность. Комплексность предполагает, что  необходим всесторонний подход с  учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических.

Организационные факторы  – это установление определенного  порядка проведения работ, разграничение  полномочий, формулирование целей и  задач. Как уже было сказано, правильная организация производственного  процесса закладывает фундамент  под дальнейшую эффективную и  качественную работу.

С организационными факторами  тесно взаимодействуют правовые факторы, которые служат цели обеспечения  соответствия прав и обязанностей работника  в процессе труда с учетом возложенных  на него функций. Это необходимо для правильной организации производства и дальнейшего справедливого стимулирования.

Технические факторы предполагают обеспечение персонала современными средствами производства и оргтехникой. Так же как и организационные, эти аспекты являются основополагающими  в работе предприятия.

Материальные факторы  определяют конкретные формы материального  стимулирования: заработную плату, премии, надбавки и т.д. и их размер.

Социальные факторы предполагают повышение заинтересованности работников путем предоставления им различных  социальных льгот, оказания социальной помощи, участия работников в управлении коллективом.

Моральные факторы представляют комплекс мероприятий, целью которых  является обеспечение положительного морально-нравственного климата  в коллективе, правильный подбор и  расстановку кадров, различные формы  моральных поощрений.

Физиологические факторы  включают комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышение  работоспособности сотрудников. Эти  мероприятия проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими, эргономическими  и эстетическими требованиями, которые  содержат в себе нормы по оснащению  рабочих мест и установлению рациональных режимов труда и отдыха. Физиологические  факторы играют не менее важную роль в повышении эффективности и  качества выполняемой работы, чем  остальные.

Все перечисленные факторы  должны применяться не по отдельности, а в совокупности, что дает гарантию получения хороших результатов. Именно тогда станет реальностью  значительное повышение эффективности  и качества работы.

Принцип комплексности уже  в своем названии определяет проведение указанных мероприятий не по отношению  к одному или нескольким сотрудникам, а по отношению ко всему коллективу предприятия. Такой подход даст значительно  больший эффект на уровне всего предприятия.

Второй принцип – системность. Если принцип комплексности предполагает создание системы стимулирования с  учетом всех ее факторов, то принципе системности  предполагает выявление и устранение противоречий между факторами, их увязку между собой. Это дает возможность  создания системы стимулирования, которая  внутренне сбалансирована за счет взаимного  согласования ее элементов и способна эффективно работать на благо организации.

Примером системности  может быть система материального  и морального стимулирования наемных  работников, основанная на результатах  контроля качества и оценки вклада работника, то есть существует логическая взаимосвязь между качеством  и эффективностью работы и последующим  вознаграждением.

Третий принцип – регламентация. Регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. В этой связи важно  разграничить те сферы деятельности работников, которые требуют жесткого соблюдения инструкций и контроля за их выполнением, от тех сфер, в которых  работник должен быть свободен в своих  действиях и может проявить инициативу. При создании системы стимулирования объектами регламентации должны быть конкретные обязанности того или  иного сотрудника, конкретные результаты его деятельности, затраты труда, то есть каждый сотрудник должен иметь полное представление о том, что входит в его обязанности и каких результатов от него ждут. Кроме того, необходима регламентация и в вопросе оценки конечной работы, то есть должны быть четко установлены те критерии, по которым будет оцениваться конечная работа сотрудника. Такая регламентация, тем не менее, не должна исключать творческий подход, который в свою очередь также должен быть учтен в последующем вознаграждении работника.

Регламентация содержания выполняемой  работы сотрудников предприятия  должна решать следующие задачи [14]:

определение работ и операций, которые должны быть возложены на работников;

обеспечение работников необходимой  им для выполнения возложенных на них задач информацией;

распределение работ и  операций между подразделениями  предприятия по принципу рациональности;

Информация о работе Мотивация труда