Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:49, курсовая работа
При работе с персоналом предприятия одно из центральных мест управления занимает мотивация сотрудников, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей предприятия по существу является главной задачей руководства персоналом.
1. Теоретические основы механизма трудовой мотивации
1.1. Сущность трудовой мотивации
При работе с персоналом предприятия одно из центральных мест управления занимает мотивация сотрудников, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей предприятия по существу является главной задачей руководства персоналом.
Вследствие изменения
Сегодня, для эффективного управления
деятельностью организации
Для того, чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.
Исследование трудового поведения с позиции социологии управления исходит из понимания его как процесса, определяемого взаимодействием внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы, имеющие сложную структуру, непосредственно связаны с процессом мотивации трудового поведения.
Мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов[13].
Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят:
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.
Очевидно, что, чем большее число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем разнообразнее доступные для него блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность[2].
Рассмотрим наиболее известные способы мотивации:
Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.
Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека[10]. Мотив находится «внутри» человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение.
Определим, какие стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива. Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны[17].
Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он - феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания.
Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может, и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.
Мотивы труда формируются, если:
Мотивация труда формируется еще до начала профессиональной трудовой деятельности, в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду как ценности и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первоначальные трудовые навыки.
Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей. Именно они придают смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяют образ жизни.
1.2. Формы мотивации
В зависимости от ориентации на действие или на цель мотивы делятся на эмоциональные и рациональные. Эмоциональный мотив разрешается в процессе труда, рациональный - преследует определенную цель. Реализация эмоционального мотива часто связана с состоянием «радости труда» - возбуждением от увлекательной работы. Радость труда может возникнуть в результате высокой содержательности труда или в результате эмоционального подъема, вызванного применением коллективных (групповых, артельных) усилий. Очень близко к этому понятие трудового энтузиазма, в основе которого чаще всего находятся общественные цели и интересы. Но здесь, как и в большинстве других случаев, эмоциональный мотив должен быть подкреплен и слиться с рациональным мотивом. Рациональный мотив представляет собой осознание определенной цели, причем в качестве такой цели может выступать творческий характер труда, доставляющий эмоциональное наслаждение. Сложность человеческой деятельности и отношения к ней отражается также и в мотивах, соединяя тесно рациональную и эмоциональную их составляющие.
Мотивация в труде обнаруживает, себя в двух основных формах:
Различие между ними в
чистом виде встречается редко.
Мотивы призвания обычно отличаются наибольшей устойчивостью по отношению к определенным занятиям и видам труда. Работник, получивший необходимые сведения в области трудовой и профессиональной ориентации, формирует свое отношение к трудовой деятельности в категориях личного интереса. Возникает противоречивая ситуация, когда в условиях растущего многообразия видов труда требование специализации превращается в необходимость концентрации индивидуальных усилий и способностей в сравнительно узкой сфере деятельности. Это противоречие может оказать деформирующее влияние на мотивы призвания, и тогда роль менеджера-руководителя - помочь подчиненному найти «свою» нишу в различных, порой несходных направлениях[16]. Мотивы призвания накладываются на известные реально существующие сферы труда, поскольку личность связывает свою судьбу с объективными условиями жизни. В числе этих сфер находится и сфера производства с присущими ей особенностями занятий. В связи с мотивами призвания находятся два аспекта менеджмента: совокупность требований личности к работе и мотивационная динамика.
Совокупность требований, которые личность предъявляет к содержанию и условиям своей деятельности, непосредственно воздействует на трудовые мотивы. Эти требования могут быть обоснованные и необоснованные. Например, наши исследования ценностных ориентации учащихся колледжей и выпускников средних школ показали, что более 15% из них (и их родителей) хотели бы видеть себя в будущем писателями, художниками, композиторами, космонавтами, руководителями крупных фирм, артистами. Понятно, что реализовать эти планы удастся немногим[12]. Уровень притязаний, который формируется в этих случаях, не соответствует объективным возможностям. В актуальном процессе труда уровень притязаний приобретает форму требований, которые работник предъявляет к своей работе и ее условиям, в том числе к таким факторам, как содержание труда, зарплата, престиж, независимость, морально-психологический климат, возможность карьеры и т.д. Определенная связь между уровнем притязаний и достижениями работников существует, и менеджеру очень важно эту связь заметить и развивать. Исследователи часто отмечают возрастающую сложность и динамизм мотивов трудового поведения, рассматривая это как выражение общей динамической природы человеческой мотивации. Понятие мотивационной динамики включает не только направленность и стремительность действия, но и непрерывное изменение идей, побуждений, реакций от внешних условий и внутренних состояний индивида. Поэтому исследователи указывают на зависимость конкретного мотива от многочисленных обстоятельств - условий труда, пола, возраста, образования, семейного положения и др.
Чтобы не запутаться среди большого
числа обстоятельств и не прийти
к абсолютизации
Рассматривая себя как работника,
личность вырабатывает определенные критерии
согласия с этой ролью на основе
сопоставления роли с объективными
условиями деятельности, т.е. с. известными
личности профессиями и видами труда.
Такое сопоставление
Постоянно действующие мотивы труда
непосредственно влияют на многие социально-психологические
характеристики трудовой группы (коллектива),
в первую очередь на сплоченность,
морально-психологический
Позитивная или негативная моти