Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:49, курсовая работа
При работе с персоналом предприятия одно из центральных мест управления занимает мотивация сотрудников, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей предприятия по существу является главной задачей руководства персоналом.
Существуют две основные интерпретации удовлетворенности трудом.
1.В узком смысле она рассматривается как состояние личности, переживающей определенные эмоции от достигнутых результатов (в данном случае оценивается внутренняя реакция на трудовую ситуацию).
2.В более широком смысле удовлетворенность трудом - это способ включения личности в различные системы общественных связей (например, в систему общественного разделения труда)[15].
Обе интерпретации
1.3 Механизм трудовой мотивации
Под механизмом формирования мотивации понимается совокупность закономерных связей и отношений, обусловливающих процесс усвоения социальных ценностей, норм, правил поведения, выработку специфических для индивида ценностных ориентаций и установок в сфере труда.
Формирование мотивации начинается в процессе социализации индивида под воздействием социокультурной среды человека. На формирование мотивационных механизмов оказывают влияние заложенные природой особенности индивида, этнические либо национальные образы труда, образ, уровень и качество жизни семьи и ближайшего социального окружения, возможность и качество общекультурной и профессиональной подготовки к избранному роду деятельности.
Мотивационная структура личности
выражает взаимосвязь диспозиционных
уровней и тех реальных условий,
в которых человек вынужден действовать.
Ее структура с точки зрения содержания
проходит ряд фаз и состояний,
которые соответствуют стадиям
социальной, зрелости работника. Они
определяют выбор и направленность
различных форм поведения, значимость
и содержание предметной стороны
мотивации, устойчивость мотивов, а
также их модальность и напряженность.
При этом надо исходить из структурной
целостности процессов
Механизм функционирования мотивации раскрывает процесс развертывания и актуализации потребностей в ходе взаимодействия работников со средой и состоит по крайней мере из четырех компонентов.
Первый компонент - включенность или невключенность в трудовую деятельность. Именно с включенности в трудовую деятельность начинается развертывание потребностей; включенность в труд предопределяет структуру трудовых ценностей, их соотносительную значимость.
Второй и наиболее важный компонент механизма функционирования мотивации - мотивационное ядро, в котором выделяется три слоя:
Ценности - это представление человека о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей[18]. Среди ценностей различают:
Практические требования к работе характеризуют индивида применительно к той конкретной среде, в которой он функционирует. Здесь мы имеем дело с неудовлетворенными актуализированными потребностями, которые, по мнению работника, он мог бы удовлетворить посредством трудовой деятельности.
Третий слой мотивационного ядра - оценка работником вероятности удовлетворения практических требований к работе в конкретной производственной ситуации. Мотив как реальная побудительная сила возникает только тогда, когда высока вероятность присвоения желаемых благ посредством собственной активности. На этой стадии регулируется сила мотивации, осуществляется выбор между мотивацией достижения либо сохранения. При нулевой или очень маленькой вероятности реализации потребностей посредством трудовой деятельности индивид ищет иные способы и средства их удовлетворения. Мотивы труда не формируются.
Результатом взаимодействия
различных элементов
Удовлетворенность трудом представляет собой оценку качества трудовой деятельности по критериям удовлетворения значимых и актуальных потребностей работника, которая формируется путем соотнесения ожиданий работника (сформировавшихся при оценке вероятности удовлетворения требований) с реальными личностными результатами труда (теми благами, которые работник присваивает посредством своей трудовой деятельности).
Последний компонент механизма
функционирования мотивации труда - трудовое
поведение - превращение внутреннего состояния
человека в действие по отношение к социально
значимым объектам. Оно определяется рядом
факторов: трудовыми функциями рабочего
места, психофизиологическим и профессионально-
Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации (рис.1). Этот механизм включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки и т.д.
Исходным звеном, первым «полюсом» механизма мотивации является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.
Реальными, соотносимыми со средой формами
проявления потребности выступают
притязания и ожидания. Они являются
следующими после потребности звеном
механизма мотивации. Притязания представляют
собой привычный, детерминирующий
поведение человека уровень удовлетворения
потребности. На базе одной и той
же потребности могут
Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания, тем не менее, могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда, когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных условиях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы.
Разный уровень притязаний и ожиданий работников важно учитывать в процессе мотивации. Так, для одного работника, привыкшего к скромному заработку, установление месячного оклада, выше прежнего, будет действенным стимулом, мотивирующим добросовестный труд. У другого же, ранее высокооплачиваемого сотрудника, такая же зарплата вызовет недовольство и станет демотивирующим фактором. Соответственно, нет ничего более демотивирующего, чем низкая заработная плата.
Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Собственно говоря, стимул ориентирован на удовлетворение потребности.
Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.
Между потребностью и стимулом как двумя крайними «полюсами» механизма мотивации находится целый ряд опосредствующих звеньев, характеризующий процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива. На этом этапе цикла превращение стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят, а может быть и отторгнут субъектом.
Механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях трудовой мотивации.
2. Анализ трудовой мотивации в департаменте общего и профессионального образования Брянской области
2.1. Общая характеристика департамента общего и профессионального образования Брянской области
Устава у департамента
общего и профессионального
Деятельность департамента распространяется практически на все организации Брянской области, которые так или иначе задействованы в сфере образования.
Основные задачи департамента образования:
Основные функции департамента образования (в соответствии с основными задачами департамент образования):
Вся деятельность организации
тщательно планируется
План деятельности департамента составляется ежегодно. Ежемесячно он уточняется и еженедельно корректируется на планерках. В коррекции плана деятельности организации принимают в большей или меньшей степени все ее работники, так как только от них зависит, будет ли этот план выполнятся или нет.