Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа
Управление персоналом включает в себя многие составляющие. Среди них – кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
ВВЕДЕНИЕ
3
I.
Теории мотивации деятельности.
4
Понятие мотивации.
4
Содержательные теории мотивации:
6
а) теория мотивации А.Маслоу;
6
б) теория мотивации Дэвида МакКлелланда;
8
в) теория мотивации Фредерика Герцберга;
9
Процессуальные теории мотивации:
11
а) теория ожиданий В.Врума;
11
б) теория справедливости;
12
в) теория мотивации Л.Портера - Э.Лоулера;
12
г) теория мотивации Дугласа Макгрегора.
13
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран.
15
II. Мотивация труда на российских предприятиях.
18
2.1. Мотивация труда в системе управления персоналом государственной службы.
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
27
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
на тему: Новые тенденции мотивации труда
Выполнила:
Горшкова Полина Николаевна
студентка заочного обучения,
3 курс, группа ВУП-109
специальность «Управление персоналом»
Владимир 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
I. |
Теории мотивации деятельности. |
4 |
|
4 | |
|
6 | |
а) теория мотивации А.Маслоу; |
6 | |
б) теория мотивации Дэвида МакКлелланда; |
8 | |
в) теория мотивации Фредерика Герцберга; |
9 | |
|
11 | |
а) теория ожиданий В.Врума; |
11 | |
б) теория справедливости; |
12 | |
в) теория мотивации Л.Портера - Э.Лоулера; |
12 | |
г) теория мотивации Дугласа Макгрегора. |
13 | |
|
15 | |
II. |
Мотивация труда на российских предприятиях. |
18 |
2.1. Мотивация труда в системе управления персоналом государственной службы. |
20 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
25 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом включает в себя многие составляющие. Среди них – кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как именно мотивация побуждает конкретного человека и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
История применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их использования, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели и теории мотивации во многом различны, даже противоположны по своей направленности и эффективности. Остановимся на них подробнее.
I. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Даже идеальные планы и совершенная организационная структура не имеют никакого смысла, если люди фактически не выполняют предписанную им работу. Поэтому основная задача руководителя организации – создать такие условия мотивации деятельности, чтобы члены организации выполняли свою работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями и полномочиями.
В общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий1. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Руководитель должен знать, что работник, получивший конкретное задание, реагирует на него по-своему, иногда и непредсказуемым образом. Дело в том, что поведение людей зависит не только от необходимости или явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов. Одни находятся под властью привычки, традиции, системы предрассудков и стереотипов, поведение других зависит в решающей степени от нравственных принципов, социальных или политических идеалов и так далее. Причем человек реагирует на внешние события, как правило, импульсивно, без глубокого анализа причин и следствий.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации в контексте управления. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, а также задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивация как функция управления, имеет цель активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно эффективно воздействовать на него. При этом важно помнить, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание, и приоритеты потребностей могут меняться.
Мотивированием персонала называют умение руководителя понимать и воспринимать потребности работников и побуждать их к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей, то есть обеспечить способ удовлетворения этих потребностей на условиях хорошей работы2.
Существует множество теорий, пытающихся объяснить механизм трудовой мотивации. В данной работе будут рассмотрены два наиболее распространенных подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их поведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести теории американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся: теория ожиданий (или модель мотивации) по В.Вруму, теория справедливости и теория (или модель) Портера-Лоулера. Рассмотрим подробнее эти теории.
Теория мотивации А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это относительно ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три - вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными, например, потребность в пище и сне. Вторичные потребности являются психологическими, например, потребность в любви, уважении. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные обычно осознаются людьми с опытом. Поскольку люди имеют различный жизненный опыт, то их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.
Согласно теории Маслоу,
все эти потребности можно
расположить в строгой
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Иерархия потребностей по А.Маслоу
Теория
мотивации Дэвида МакКлелланда. С развитием экономических отношений
и совершенствованием управления значительная
роль в теории мотивации отводится потребностям
более высоких уровней. Представителем
этой теории является Дэвид Мак Клелланд.
Согласно его утверждению, структура потребностей
высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к успеху, стремлению к власти,
стремлению к признанию. При таком утверждении
успех расценивается не как похвала или
признание со стороны коллег, а как личные
достижения в результате активной
деятельности, как готовность участвовать
в принятии сложных решений
и нести за них персональную
ответственность. Стремление к власти
должно не только говорить о честолюбии,
но и показывать умение человека
успешно работать на разных уровнях управления
в организациях, а стремление к признанию
- его способность быть неформальным
лидером, иметь свое собственное мнение
и уметь убеждать окружающих в его
правильности.
Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и так далее Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Теория мотивации Фредерика Герцберга, получившая название «теории двух факторов». Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Он считал, что потребности можно разделить на две части: мотивирующие, определяющие удовлетворенность работой и потребности, направленные на устранение негативных условий работы, «гигиенические», «факторы здоровья».
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы, факторы здоровья |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результатов работы |
Межличностные отношения с сослуживцами |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможности творческого и делового роста |