Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.
5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования……………………………………………………..17
2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………29
Литература …………………………………………………………………………32
Несостоятельность
государственных органов и
Социальное сиротство определяется на только и не столько социальным статусом ребенка (лишён родительского попечения, находится в государственном учреждении и т.д.). Огромное количество детей лишены внимания и заботы со стороны родителей, испытывают все тяготы семейного насилия, находятся в состоянии деривации при формально существующей семье. Бедность, безработица родителей, болезни, алкоголизм и наркомания взрослых способствуют формированию благоприятной среды для развития у ребенка дезадаптивных форм поведения, ведущих, в конечном счете к социальному сиротству.
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях, а также те дети, кого принято называть домашние сироты.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.
К
сожалению, дети-сироты, не имеющие
положительного опыта семейной жизни,
воспитывающиеся в
Образовательное
учреждение – это стабильно действующий
социальный институт, способный обеспечить
задачи социально-психологической и педагогической
профилактики социального сиротства.
Школа берет на себя организацию должного
профессионально-
Таким образом, исходя из полученных данных, в ходе анкетирования, можно сделать вывод, что три группы, которые проходили исследование, положительно относятся к социальным сиротам. Это свидетельствует о том, что обществу не безразлична судьба этих детей, а, следовательно, не безразлична и проблема социального сиротства.
На основании результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что в современном обществе остро стоит вопрос о социальном сиротстве, и он касается всего населения.
Дети, которые в школе встречаются хоть иногда с такими детьми, родители которых лишены родительских прав, с теми детьми, семьи которых находятся в социально-опасном положении, имеют сострадание и в любой сложной ситуации непременно помогли бы.
Учителя, которые часто встречаются с такой проблемой, как социальное сиротство, всегда найдут время для того, чтобы уделить такому ребёнку внимание, помочь в трудную минуту.
Работники строительной бригады имеют мягкие сердца и с удовольствием пожелают таким детям хорошей семьи, верных друзей, выкажут желание, чтобы у каждого была надёжная семья.
В индивидуальной беседе с испытуемыми, было выяснено, что многие переживают за таких детей, и отдали бы всё, чтобы они не страдали. Это свидетельствует о том, что общество испытывает ответственность за проблему социального сиротства.
Подытоживая
всё вышеизложенное, можно сделать
вывод, что социальное сиротство действительно
стало особым и очень распространённым
явлением современного социума. Его истоки
и причины нужно искать внутри общества,
в отношении каждого человека к этой проблеме.
Только объединившись, мы сможем действенно
бороться с явлением «социальное сиротство».
Литература
1. Байер, Е.А. Дети вне семьи / Е.А. Байер. – Москва, 2008.
2. Брутман, В.И. Раннее
социальное сиротство как комплексная
медико-социально-
3. Васильев, А.Ю. Причины, факторы социального сиротства и предполагаемые пути его решения/ А.Ю. Васильев. Москва, 2005.
4. Васильев, А.Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе / А.Ю. Васильев. – Уфа, 2006.
5. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова – Москва, 2004.
6. Гигевич, С.В. Социально-психологические особенности неблагополучных семей / С.В. Гигевич. – Минск, 2007.
7. Грибанова, Г.В. Нарушение формирования привязанности у детей-сирот в раннем возрасте \ Г.В. Грибанова. – Москва, 1996.
8. Дробышевская, Н.А. Семья. Воспитание детей. Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения / Н.А. Дробышевская. – Минск, 2008.
9. Кедярова, Р.Н. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / Р.Н. Кедярова. – Минск, 2008.
10. Коробейников, И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания / И.А. Коробейников. – Москва, 2006.
11. Кулик, Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик. – Москва, 2007.
12. Лиханов, А.М. Дети без родителей / А.М. Лиханов. – Москва, 1987.
13. Макаренко, С.В Скрытое социальное сиротство / С.В. Макаренко. – Минск, 2006.
14. Мустаева, Ф.А. Сиротство как социальная проблема \ Ф.А. Мустаева – Минск, 2005
15. Панина, Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями / Н.А. Панина. – Минск, 2006.
16. Подофёдова, А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь / А.С. Подофёдова. – Минск, 2006.
17. Поспелова, Н.С. Истоки социального сиротства и средства его предупреждения / Н.С. Поспелова. – Минск, 2002.
18. Савостьянов, А.Г. Картина социального сиротства / А.Г. Савостьянов. – Минск, 2004.
19. Сёмкина, И.А. Социальное сиротство как следствие отказа от материнства. Причины и истоки социального сиротства / И.А. Сёмкина. – Минск, 2006.
20. Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы / Ф.И. Храмцова. – Минск, 2008.
Информация о работе Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства