Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа
Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………..5
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования……………………………………………………..16
2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………28
Литература …………………………………………………………………………31
Приложение 1…………………………………………………………………........32
Приложение 2………………………………………………………………………33
Приложение 3………………………………………………………………………34
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………..5
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства………………………………………………………
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования………………………………………………
2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………………………………31
Приложение 1…………………………………………………………………....
Приложение 2………………………………………………………………………33
Приложение 3………………………………………………………………………34
Введение
В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума.
Родительский дом, семья становятся гарантами стабильности и надёжности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями – всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство.
Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут быть изолированы от общества. Реформирование нашего общества в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.
Родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминальной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.
Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в современной республике ориентированна в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.
Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознена, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, в нашей стране неэффективна. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координацией деятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами. Неравенство возможностей детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы «ущербности» детей-сирот, барьеры социальной среды. Поэтому анализ проблем социального сиротства должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации. В связи с этим социально-педагогический и социально-педагогический анализ проблемы социального сиротства, процесса адаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически и практически актуальным.
Таким образом, проблема социального сиротства достаточно актуальна в современном социуме и со временем становится всё более масштабной и серьёзной.
Объект исследования – социальное сиротство.
Предметом изучения является причины появления социального сиротства.
Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.
5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство».
Долгое время в истории человечества жизнь ребёнка не представляла ценности. Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью. Ребёнок не имел значимости для общества и для родителей. Часто рассматривался как нежелательное последствие половых отношений. Так, например, в древней Греции и Древнем Риме было широко распространено детоубийство (инфантицид), не осуждаемое общественностью и ненаказуемое по закону. Лишь с распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям. В средневековом обществе статус детей также определялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьёй.
С развитием общества и становлением христианства завершается переход к семье, состоящей из супругов и их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание ребёнка, с другой. Мы считаем, что именно этот период развития общества можно считать точкой отсчёта в проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребёнка привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, морально и законом [8, с. 51].
В контексте исторического развития общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как нахождение вне сферы влияния общности. Анализируя значение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные в различных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научной литературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство» основной акцент был соотнесён со словом «сирота», «сироты», означавшем наличие в обществе детей, родители которых умерли. Позднее, к ним также относили категорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т.д.
В 80-е годы ХХ века, в связи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, всё чаще в научной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальное сиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характер взаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательно закреплённых экономических, социальных и правовых гарантий ребёнка в семье, школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создаёт достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьёй, каждым родителем своего долга по воспитанию детей [9, с. 20].
По моему мнению, социальное сиротство, в современных масштабах, - это аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребёнка.
Социальное сиротство – это сложная, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. И по характеру данных причин можно выделить следующие группы сирот:
1. «Лишенцы»: дети родителей, лишённых родительских прав;
2. «Отказники»: дети родителей, оказавшихся без родительских прав;
3. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.
4. Домашние условные сироты: ребёнок живёт с родителями, но им нет дела до ребёнка. Родители в данном случае ощущают себя чужими по отношению друг к другу или даже находятся в антагонистических отношениях.
Учёные выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чьё положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого или даже жестокого отношения с ними, а некоторых лишают места жительства сами родители. Как следствие увеличивается число беспризорных детей и подростков [12, с. 42].
«Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим критериям:
1. По месту пребывания:
Интернатные учреждения, (воспитанники домов ребёнка, детских домов, школ-интернатов);
Улица (беспризорные дети, дети-беглецы);
Семья (безнадзорные дети).
2. По протяжённости времени:
Временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах);
Неограниченные временные рамки (физические сироты; в некоторых случаях – лишение родительских прав).
3. По инициатору прекращения детско-родительских отношений:
Родители (дети-подкидыши, отказные дети);
Дети (дети-беглецы);
Государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой).
Причины увеличения количества социальных сирот
в современном обществе.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребёнка, или устраняются от его воспитания [19, с. 84].
К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующее:
1. Социально-экономические безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).
3. Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение к ребёнку;
4. Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, суждение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
5. Неэффективная государственная политика в области разработки чётких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.
Информация о работе Отношение общества к проблеме социального сиротства