Отношение общества к проблеме социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………..5
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования……………………………………………………..16
2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………28
Литература …………………………………………………………………………31
Приложение 1…………………………………………………………………........32
Приложение 2………………………………………………………………………33
Приложение 3………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 315.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума

 

1.1.  Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………..5

 

1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….11

 

Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства

 

2.1 Организация исследования……………………………………………………..16

 

2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….18

 

Заключение…………………………………………………………………………28

 

Литература …………………………………………………………………………31

 

Приложение 1…………………………………………………………………........32

 

Приложение 2………………………………………………………………………33

 

Приложение 3………………………………………………………………………34


Введение

В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума.

Родительский дом, семья становятся гарантами стабильности и надёжности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями – всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут быть изолированы от общества. Реформирование нашего общества в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.

Родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминальной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в современной республике ориентированна в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.

Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознена, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, в нашей стране неэффективна. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координацией деятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами. Неравенство возможностей детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы «ущербности» детей-сирот, барьеры социальной среды. Поэтому анализ проблем социального сиротства должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации. В связи с этим социально-педагогический и социально-педагогический анализ проблемы социального сиротства, процесса адаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически и практически актуальным.

Таким образом, проблема социального сиротства достаточно актуальна в современном социуме и со временем становится всё более масштабной и серьёзной.

Объект исследования – социальное сиротство.

Предметом изучения является причины появления социального сиротства.

Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;

2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства

3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.

4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.

5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».


Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума

 

1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство».

Долгое время в истории человечества жизнь ребёнка не представляла ценности. Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью. Ребёнок не имел значимости для общества и для родителей. Часто рассматривался как нежелательное последствие половых отношений. Так, например, в древней Греции и Древнем Риме было широко распространено детоубийство (инфантицид), не осуждаемое общественностью и ненаказуемое по закону. Лишь с распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям. В средневековом обществе статус детей также определялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьёй.

С развитием общества и становлением христианства завершается переход к семье, состоящей из супругов и их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание ребёнка, с другой. Мы считаем, что именно этот период развития общества можно считать точкой отсчёта в проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребёнка привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, морально и законом [8, с. 51].

В контексте исторического развития общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как нахождение вне сферы влияния общности. Анализируя значение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные в различных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научной литературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство» основной акцент был соотнесён со словом «сирота», «сироты», означавшем наличие в обществе детей, родители которых умерли. Позднее, к ним также относили категорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т.д.

В 80-е годы ХХ века, в связи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, всё чаще в научной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальное сиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характер взаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательно закреплённых экономических, социальных и правовых гарантий ребёнка в семье, школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создаёт достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьёй, каждым родителем своего долга по воспитанию детей [9, с. 20].

По моему мнению, социальное сиротство, в современных масштабах, - это аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребёнка.

Социальное сиротство – это сложная, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. И по характеру данных причин можно выделить следующие группы сирот:

1. «Лишенцы»: дети родителей, лишённых родительских прав;

2. «Отказники»: дети родителей, оказавшихся без родительских прав;

3. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.

4. Домашние условные сироты: ребёнок живёт с родителями, но им нет дела до ребёнка. Родители в данном случае ощущают себя чужими по отношению друг к другу или даже находятся в антагонистических отношениях.

Учёные выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чьё положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого или даже жестокого отношения с ними, а некоторых лишают места жительства сами родители. Как следствие увеличивается число беспризорных детей и подростков [12, с. 42].

«Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим критериям:

1. По месту пребывания:

            Интернатные учреждения, (воспитанники домов ребёнка, детских домов, школ-интернатов);

            Улица (беспризорные дети, дети-беглецы);

            Семья (безнадзорные дети).

2. По протяжённости времени:

            Временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах);

            Неограниченные временные рамки (физические сироты; в некоторых случаях – лишение родительских прав).

3. По инициатору прекращения детско-родительских отношений:

            Родители (дети-подкидыши, отказные дети);

            Дети (дети-беглецы);

            Государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой).

 

 

 

 

 

 

 

Причины увеличения количества социальных сирот

в современном обществе.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребёнка, или устраняются от его воспитания [19, с. 84].

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующее:

1. Социально-экономические безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).

3. Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение к ребёнку;

4. Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, суждение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5. Неэффективная государственная политика в области разработки чётких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.

Информация о работе Отношение общества к проблеме социального сиротства