Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;

2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства

3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.

4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.

5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума


1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6


1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12


Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства


2.1 Организация исследования……………………………………………………..17

2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….19


Заключение…………………………………………………………………………29


Литература …………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа Социальное сиротство как особое явление современного социума.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

    1 группа – учащиеся 9А класса  УО «Брестская государственная  общеобразовательная санаторная школа-интернат» (см. приложение 1);

    2 группа – преподаватели, работающие  в УО «Брестская государственная  общеобразовательная санаторная  школа-интернат»(см. приложение 2);

    3 группа – строительная бригада  № 14 СУ – 33 г. Бреста (см. приложение 3);

    Нами  были выбраны такие разные социальные группы для получения материала  для анализа отношения к социальному  сиротству в различных слоях  населения. Учащиеся представляют собой  наиболее молодую и неопытную  группу испытуемых, в то время как  преподаватели являются группой наиболее опытной в вопросе социального сиротства. Третья группа, строительная бригада – это взрослые люди, не сталкивающиеся с проблемой социального сиротства. Все 3 группы представляют собой различные возрастные категории, а также имеют разный уровень образования и разный уровень осведомлённости в данном вопросе.

    Таким образом, все 3 группы представляют собой определённые социальные слои, что позволит при интерпретации результатов судить об отношении к проблеме социального сиротства в более широком, обобщённом виде.

    Цель  исследования: изучить отношение  общественности к явлению социального  сиротства.

    Данным  исследованием мы хотим доказать, что в современном обществе очень  остро стоит вопрос о социальном сиротстве и, что данная тема не остаётся без внимания.

    Мы предложили испытуемым анкету с вопросами, требующими конкретных вариантов ответов, либо «да», либо «нет», а так же вопросы, где необходимо выбрать определённый вариант ответа. По выбранным вариантам мы можем не только сделать количественную обработку данных, но и определить в общих чертах характер испытуемых, а благодаря этому, сделать выводы об их отношение к проблеме социального сиротства, об уровне сознательности общества.

       Данное исследование было построено, преимущественно, на проективных вопросах. Такой вид вопросов был использован, для того чтобы избежать феномена социальной желательности, и получить откровенные ответы, на основании которых мы сделали количественный и качественный анализ анкеты.

    Анкета  составлена из двадцати вопросов, с предложенными вариантами ответов. Каждому испытуемому был предоставлен бланк с вопросами. Задание предлагалось выполнить за 20 минут. Перед началом анкетирования все испытуемые были ознакомлены с инструкцией «Как правильно отвечать на вопросы» (см. приложение 4).

    Вопросы анкеты:

1. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей?

2. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь?

3. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко?

4. Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей?

5. Слёзы детей-сирот вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие)?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?

7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей?

8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9. Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям?

10.Вы можете назвать себя эгоистом?

11. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать?

12. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов?

13. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где?

14. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

15. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

16. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?

17. Узнаете, что несправедливо наказан ребёнок. Что делаете?

18. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной. Что отвечаете?

19. У вас подарок - красивая авторучка. Близкий Вам человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?

20. Проводится благотворительный сбор книг для детей-сирот. Вы участвуете?  

       После окончания анкетирования все бланки были собраны и проанализированы.

       Таким образом, на данном этапе  исследования мы провели анонимное анкетирование и получили необходимый материал для исследования отношения общественности к явлению социального сиротства. 
 
 
 
 
 

2.2. Интерпретация результатов

    После того, как была проведена анкета, по выявлению отношения общественности к явлению «социальное сиротство», мы сделали количественную и качественную обработку данных.

    Количественная  обработка результатов выражена таблицами с вариантами ответов, а также, таблицами, где ответы испытуемых выражены в процентном отношении  по каждому вопросу по всем трём группам отдельно.

    После количественной обработки анкет  по трём группам приведена качественная обработка анкеты, также по трём группам. 

Группа  учителей УО «Брестская государственная

санаторная  школа-интернат»

Таблица 1

№ вопроса 1 уч. 2 уч. 3 уч. 4 уч. 5 уч. 6 уч. 7 уч. 8 уч. 9 уч. 10 уч.
1 да да да да да да да да да да
2 да да да да да да да да да да
3 нет да да да да да да да да да
4 да да да нет нет да да да да нет
5 соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч.
6 а а а в а в в в а а
7 да да да нет да да да да нет нет
8 нет да да да да да да нет нет да
9 да да да да да да да да да да
10 ин. ин. нет ин. да ин. нет ин. ин. да
11 да да да нет да нет нет ин. ин. да
12 д

е

в

е

б

в

д

е

д

е

д

е

д

е

в

г

б

е

г

е

13 е

д

д

ж

г

д

е

ж

ж

г

е

д

е

ж

д

г

г

ж

б

ж

14 б в в в а в в в в в
15 б в б в б в б б в в
16 б б б б б б б б б б
17 в в а в а в а а а в
18 г г г д г д г г д г
19 а а а а а а а а а а
20 а а а а а а а а а а
 

 

Таблица 2

п/п

Вопрос Выражение в %
1 Родители, как  более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). Да - 100
2 Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). Да – 100
3 Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек  чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) Да – 90,

нет - 10

4 Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет). Да – 70,

нет - 30

5 Слёзы детей-сирот  вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие). Сочувствие  – 

100

6 Вы стремитесь сделать как можно больше для  детей, оставшихся без родителей?

а) да;

б) нет;

в) не приходилось  сталкиваться.

 
 
60

0

40

7 Вы убеждены, что самая большая ценность в  жизни - жить для других людей?

(да, нет).

Да – 70,

нет - 30

8 Вам трудно заставить  себя сделать что-то для других? (да, нет). Да – 70,

нет - 30

9 Ваша отличительная  черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). Да – 100
10 Вы можете назвать  себя эгоистом? (да, нет, иногда). Да – 20,

нет – 20,

иногда - 60

11 Я могу легко  отбросить негативные чувства, когда  необходимо действовать (да, нет). Да – 80,

нет - 20

12 В своем поведении  в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать.

б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и  свои нервы.

в) Свободное  время нужно проводить с друзьями.

г) Свободное  время надо отдавать семье.

д) Нужно  делать добро, даже если это дорого обходится.

е) Нужно  делать все возможное, чтобы завоевать  место под солнцем.

 
 
0 

20

30

10

50

80

13 Больше всего  мне хочется бывать в таком  обществе, где:

а) Уютно, хорошие развлечения;

б) Можно  обсудить волнующие тебя рабочие  темы;

в) Тебя уважают, считают авторитетом;

г) Можно  встретиться с нужными людьми, завязать связи;

д) Можно  приобрести новых друзей;

е) Люди стараются помочь ближнему.

ж) Где  приносят людям радость и счастье.

 
0

10

10

40

50

40

60

14 Вы замечаете  среди гостей невзрачную девочку, одиноко  сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело?

б) Не знаю, как сложатся обстоятельства;

в) Подойду, заговорю непременно.

 
 
10

10

80

15 Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь  в школу (на работу);

б) Если попросят о помощи, не откажу;

в) Звоню  по телефону «103», останавливаю прохожих.

 
 
0

50

50

16 Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?

а) Выражаю  сожаление, конечно;

б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить;

в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель.

 
 
 
 
0

100

0

17 Узнаете, что  несправедливо наказан ребёнок. Что делаете?

а) Очень  сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;

б) Ничего, жизнь вообще несправедлива;

в) Вступаюсь  за обиженного.

 
50

0

50

18 Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью;

б) Сначала  узнаю, сколько было таких случаев;

в) Отказываюсь  решительно;

г) Попрошу  хорошей жизни для детей-сирот  или людей, страдающих одиночеством;

д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья.

 
 
0

0

0

70 

30

19 У вас подарок - красивая авторучка. Близкий Вам  человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?

а) Отдаю;

б) Постараюсь проигнорировать просьбу;

в) Подарков не отдаю.

 
 
100

0

0

20 Проводится  благотворительный сбор книг для  детей-сирот. Вы участвуете?

а) Отбираю интересные книги, приношу;

б) У  меня нет книг, мне не нужных;

в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

 
 
100

0

0

 
 
 

Группа  учащихся 9А УО «Брестская государственная

санаторная  школа-интернат»

Таблица 3

№ вопроса 1 уч. 2 уч. 3 уч. 4 уч. 5 уч. 6 уч. 7 уч. 8 уч. 9 уч. 10 уч.
1 да да да да да да да да да да
2 да да да да да да да да да да
3 нет да да да да да да да да да
4 нет да да да да нет нет нет да нет
5 соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч.
6 в а в в в а а а в а
7 да да да нет да нет да нет да нет
8 да нет да да да нет нет да нет нет
9 да да да да да да да да да да
10 да да нет нет да ин. ин. нет нет да
11 да да да да да нет да да нет нет
12 а

б

д

е

в

г

д

г

д

е

б

в

а

е

в

г

д

е

г

е

13 е

ж

г

д

в

д

е

ж

б

в

г

д

е

ж

е

ж

в

ж

е

д

14 в в в в в в в в в в
15 б б б б б в в б в б
16 б б б б б б б б б б
17 в в а а а в в а в а
18 г д г г г д д д д д
19 а а а а а а а а а а
20 а а а а а а а а а а

Информация о работе Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства