Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;

2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства

3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.

4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.

5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума


1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6


1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12


Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства


2.1 Организация исследования……………………………………………………..17

2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….19


Заключение…………………………………………………………………………29


Литература …………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа Социальное сиротство как особое явление современного социума.doc

— 378.00 Кб (Скачать)
 

Таблица 4

№ п/п Вопрос Выражение в %
1 Родители, как  более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). Да – 100
2 Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). Да – 100
3 Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) Да – 90,

нет - 10

4 Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет). Да – 70,

нет - 30

5 Слёзы детей-сирот  вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие). 
 
 
Сочувствие – 100
6 Вы стремитесь сделать как можно больше для  детей, оставшихся без родителей?

а) да;

б) нет;

в) не приходилось  сталкиваться.

 
 
50

0

50

7 Вы убеждены, что самая большая ценность в  жизни - жить для других людей?

(да, нет).

Да – 60,

нет - 40

8 Вам трудно заставить  себя сделать что-то для других? (да, нет). Да – 50,

нет - 50

9 Ваша отличительная  черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). Да – 100
10 Вы можете назвать  себя эгоистом? (да, нет, иногда). Да – 100
11 Я могу легко  отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет). Да – 70,

нет - 30

12 В своем поведении  в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать.

б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.

в) Свободное  время нужно проводить с друзьями.

г) Свободное  время надо отдавать семье.

д) Нужно  делать добро, даже если это дорого обходится.

е) Нужно  делать все возможное, чтобы завоевать  место под солнцем.

 
 
20 

20

20

40

40

50

13 Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

а) Уютно, хорошие развлечения;

б) Можно  обсудить волнующие тебя рабочие  темы;

в) Тебя уважают, считают авторитетом;

г) Можно  встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;

д) Можно  приобрести новых друзей;

е) Люди стараются помочь ближнему.

ж) Где  приносят людям радость и счастье.

 
0

10

20

20 

40

20

50

14 Вы замечаете  среди гостей невзрачную девочку, одиноко  сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело?

б) Не знаю, как сложатся обстоятельства;

в) Подойду, заговорю непременно.

 
 
0

0

100

15 Вы опаздываете  в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь  в школу (на работу);

б) Если попросят о помощи, не откажу;

в) Звоню  по телефону «103», останавливаю прохожих.

 
 
0

70

30

16 Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете  оставшийся килограмм. Сзади слышите  голос, сожалеющий о том, что не хватило  клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?

а) Выражаю  сожаление, конечно;

б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить;

в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель.

 
 
 
 
0

100

0

17 Узнаете, что  несправедливо наказан ребёнок. Что делаете?

а) Очень  сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;

б) Ничего, жизнь вообще несправедлива;

в) Вступаюсь  за обиженного.

 
50

0

50

18 Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что  отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью;

б) Сначала  узнаю, сколько было таких случаев;

в) Отказываюсь  решительно;

г) Попрошу  хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством;

д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья.

 
 
0

0

0

40 

60

19 У вас подарок - красивая авторучка. Близкий Вам  человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?

а) Отдаю;

б) Постараюсь проигнорировать просьбу;

в) Подарков не отдаю.

 
 
100

0

0

20 Проводится  благотворительный сбор книг для  детей-сирот. Вы участвуете?

а) Отбираю интересные книги, приношу;

б) У  меня нет книг, мне не нужных;

в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

 
 
100

0

0

 

Группа  людей строительной бригады № 14 СУ – 33 г. Бреста

Таблица 5

№ вопроса 1 уч. 2 уч. 3 уч. 4 уч. 5 уч. 6 уч. 7 уч. 8 уч. 9 уч. 10 уч.
1 да да да да да да да да да да
2 да да да да да да да да да да
3 нет да да да да да да да да да
4 да да да нет нет да да нет нет Да
5 соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч.
6 в в а а а в в в в а
7 нет да да нет да да да да да нет
8 да нет да нет да да да да да нет
9 да да да да да да да да да да
10 нет нет нет ин. да ин. нет да да ин.
11 да да да нет да нет нет нет да да
12 д

г

в

г

г

е

б

а

д

е

д

е

д

е

д

е

в

г

д

в

13 е

ж

г

е

е

ж

е

ж

ж

г

е

д

б

ж

д

е

е

ж

б

е

14 в в в в а в в в в в
15 б б б в б В б б в в
16 б б б б б б б б б б
17 а а а в а в а в в а
18 г г г д г д г г д г
19 а а а а а а а а а а
20 а а а а а а а а а а
 

Таблица 6

№ п/п Вопрос Выражение в %
1 Родители, как  более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). Да – 100
2 Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). Да – 100
3 Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) Да – 100
4 Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет). Да – 60,

нет – 40

5 Слёзы детей-сирот  вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие). Сочувствие  – 100
6 Вы стремитесь сделать как можно больше для  детей, оставшихся без родителей?

а) да;

б) нет;

в) не приходилось  сталкиваться.

 
 
40

0

60

7 Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей? (да, нет). Да – 70,

нет - 30

8 Вам трудно заставить  себя сделать что-то для других? (да, нет). Да – 70,

нет - 30

9 Ваша отличительная  черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). Да – 100
10 Вы можете назвать  себя эгоистом? (да, нет, иногда). Да – 30, нет  – 40, иногда – 30
11 Я могу легко  отбросить негативные чувства, когда  необходимо действовать (да, нет). Да – 60,

нет - 40

12 В своем поведении  в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать.

б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.

в) Свободное  время нужно проводить с друзьями.

г) Свободное  время надо отдавать семье.

д) Нужно  делать добро, даже если это дорого обходится.

е) Нужно  делать все, чтобы завоевать место под солнцем.

 
 
10 

10

30

40

60

50

13 Больше всего  мне хочется бывать в таком  обществе, где:

а) Уютно, хорошие развлечения;

б) Можно  обсудить волнующие тебя рабочие  темы;

в) Тебя уважают, считают авторитетом;

г) Можно  встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;

д) Можно приобрести новых друзей;

е) Люди стараются помочь ближнему.

ж) Где  приносят людям радость и счастье.

 
0

20

0

20 

20

80

60

14 Вы замечаете  среди гостей невзрачную девочку, одиноко  сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело?

б) Не знаю, как сложатся обстоятельства;

в) Подойду, заговорю непременно.

 
 
10

0

90

15 Вы опаздываете  в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь  в школу (на работу);

б) Если попросят о помощи, не откажу;

в) Звоню  по телефону «103», останавливаю прохожих.

 
 
0

60

40

16 Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете  оставшийся килограмм. Сзади слышите  голос, сожалеющий о том, что не хватило  клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?

а) Выражаю  сожаление, конечно;

б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить;

в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель.

 
 
 
 
0

100

0

17 Узнаете, что  несправедливо наказан ребёнок. Что делаете?

а) Очень  сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;

б) Ничего, жизнь вообще несправедлива;

в) Вступаюсь  за обиженного.

 
60

0

40

18 Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что  отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью;

б) Сначала  узнаю, сколько было таких случаев;

в) Отказываюсь  решительно;

г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством;

д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья. 

 
 
0

0

0

70 

30

19 У вас подарок - красивая авторучка. Близкий Вам  человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?

а) Отдаю;

б) Постараюсь проигнорировать просьбу;

в) Подарков не отдаю. 

 
 
100

0

0

20 Проводится  благотворительный сбор книг для  детей-сирот. Вы участвуете?

а) Отбираю интересные книги, приношу;

б) У  меня нет книг, мне не нужных;

в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

 
 
100

0

0

 

Качественная  обработка данных

    Анализ  анкет показал, что ответы как учащихся, учителей, испытуемых строительной бригады имеют не большую разницу в ответах. Незначительные ответы в шестом вопросе у учащихся, они не смогли дать точный ответ на вопрос, в силу своего столь юного возраста. «Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?

    а) да;

    б) нет;

    в) не приходилось сталкиваться» 50% дали ответ «В». В сравнении с другими  показателями ответы равные.

    Прежде, чем приступить к проведению анкет  в трёх выше указанных группах, мы сказали, что по результатам ответов, мы можем сделать не только количественную обработку результатов, т.е. перевести  данные в процентное отношение по каждому из вопросов в группе, но и определить в общих чертах характер испытуемых.

    Возникает вопрос: что мы заметили? По результатам  исследования можно сделать общий  вывод. Испытуемые добрые, отзывчивые, готовы поделиться самым дорогим. Об этом свидетельствуют ответы на следующие вопросы:

  • Слёзы детей-сирот вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие).
  • Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?
  • Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет).
  • Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
  • Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?

Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

  • У вас подарок - красивая авторучка. Близкий Вам человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?
  • Проводится благотворительный сбор книг для детей-сирот. Вы участвуете?

    Радует, что и у ребят девятого класса явление «социального сиротства» вызывает чувство жалости, сострадания.

    У испытуемых положительное настроение на то, что таким детям необходимо помогать, потому что они непосредственно нуждаются в нашей помощи.

    Особенность любой общественности состоит в  том, чтобы быть маяком общественного  развития, индикатором благополучия. 

    Таким образом, полученные нами результаты, носят позитивный характер. Они доказали, что проблема социального сиротства является очень актуальной  в современном обществе. Она затрагивает различные группы населения и не оставляет их равнодушными.

    Исследования  показали, что даже школьники задумываются о данной проблеме, а это в очередной  раз, подтверждает её актуальность и распространённость в обществе.

    Хотя, в целом результат нашего исследования положительный, не стоит слишком  оптимистично подходить к данному  вопросу. Конечно же, люди проявляют сострадание к детям-сиротам, но насколько оно действенно и какую реальную помощь несёт этим детям, однозначно ответить нельзя.

    В подведении результатов исследования следует уделить внимание, что  одного положительного отношения к  социальным сиротам мало. Нужно принимать  реальные меры по борьбе с этим явлением. Конечно же, искоренить его совсем идея, по меньшей мере, утопическая, но постараться уменьшить число социальных сирот в нашем обществе вполне реально.

    Проанализировав теоретический и практический материал, мы выделили рекомендации по борьбе с  явлением «социальное сиротство».

    Прежде  всего, это повышение престижа семьи  в нашем современном обществе. В этом должны участвовать государственные  и негосударственные организации. Больше внимания следует уделять  семейному воспитанию в школах, разрабатывать обучающие программы для детей в вопросах сексуального воспитания, повышать их интерес к институту семьи.

    Следует постоянно развивать и совершенствовать социальную помощь семьям, особенно, находящимся  в группе риска. Регулярно проводить  профилактическую работу с такими семьями. Анализировать и изменять непродуктивные методы работы. Строго следить за качественным составом кадров, занимающихся этим вопросом.

    Пропагандировать  здоровый образ жизни и нравственное поведение в различных средствах  массовой информации. 
 
 
 
 
 

 

Заключение

    Феномен социального сиротства, закрепившийся в отечественной гуманитарной науке, на сегодняшний день признается большинством исследователей как явление масштабное и носящее системный характер. Развитие детского неблагополучия в современном обществе, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.

Информация о работе Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства