Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.
5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования……………………………………………………..17
2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………29
Литература …………………………………………………………………………32
Таблица 4
№ п/п | Вопрос | Выражение в % |
1 | Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). | Да – 100 |
2 | Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). | Да – 100 |
3 | Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) | Да – 90,
нет - 10 |
4 | Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет). | Да – 70,
нет - 30 |
5 | Слёзы детей-сирот
вызывают у меня (раздражение, сочувствие,
безразличие). |
Сочувствие – 100 |
6 | Вы стремитесь
сделать как можно больше для
детей, оставшихся без родителей?
а) да; б) нет; в) не приходилось сталкиваться. |
50 0 50 |
7 | Вы убеждены,
что самая большая ценность в
жизни - жить для других людей?
(да, нет). |
Да – 60,
нет - 40 |
8 | Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? (да, нет). | Да – 50,
нет - 50 |
9 | Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). | Да – 100 |
10 | Вы можете назвать себя эгоистом? (да, нет, иногда). | Да – 100 |
11 | Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет). | Да – 70,
нет - 30 |
12 | В своем поведении
в жизни нужно придерживаться
следующих принципов:
а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать. б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы. в) Свободное
время нужно проводить с г) Свободное время надо отдавать семье. д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится. е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем. |
20 20 20 40 40 50 |
13 | Больше всего
мне хочется бывать в таком обществе, где:
а) Уютно, хорошие развлечения; б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы; в) Тебя уважают, считают авторитетом; г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи; д) Можно приобрести новых друзей; е) Люди стараются помочь ближнему. ж) Где приносят людям радость и счастье. |
0 10 20 20 40 20 50 |
14 | Вы замечаете
среди гостей невзрачную девочку, одиноко
сидящую в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело? б) Не знаю, как сложатся обстоятельства; в) Подойду, заговорю непременно. |
0 0 100 |
15 | Вы опаздываете
в школу (на работу). Видите, что кому-то
стало плохо. Что делаете?
а) Тороплюсь в школу (на работу); б) Если попросят о помощи, не откажу; в) Звоню по телефону «103», останавливаю прохожих. |
0 70 30 |
16 | Недалеко от
дома продают клубнику. Вы покупаете
оставшийся килограмм. Сзади слышите
голос, сожалеющий о том, что не хватило
клубники для усыновлённого только что
ребёнка. Как реагируете на голос?
а) Выражаю сожаление, конечно; б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить; в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель. |
0 100 0 |
17 | Узнаете, что
несправедливо наказан ребёнок.
Что делаете?
а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами; б) Ничего, жизнь вообще несправедлива; в) Вступаюсь за обиженного. |
50 0 50 |
18 | Волшебник предлагает
устроить вашу жизнь обеспеченной,
без необходимости трудиться. Что
отвечаете?
а) Соглашаюсь с благодарностью; б) Сначала узнаю, сколько было таких случаев; в) Отказываюсь решительно; г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством; д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья. |
0 0 0 40 60 |
19 | У вас подарок
- красивая авторучка. Близкий Вам
человек просит Вас отдать подарок
для ребёнка-сироты. Что делаете?
а) Отдаю; б) Постараюсь проигнорировать просьбу; в) Подарков не отдаю. |
100 0 0 |
20 | Проводится
благотворительный сбор книг для
детей-сирот. Вы участвуете?
а) Отбираю интересные книги, приношу; б) У меня нет книг, мне не нужных; в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу. |
100 0 0 |
Группа людей строительной бригады № 14 СУ – 33 г. Бреста
Таблица 5
№ вопроса | 1 уч. | 2 уч. | 3 уч. | 4 уч. | 5 уч. | 6 уч. | 7 уч. | 8 уч. | 9 уч. | 10 уч. |
1 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
2 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
3 | нет | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
4 | да | да | да | нет | нет | да | да | нет | нет | Да |
5 | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. |
6 | в | в | а | а | а | в | в | в | в | а |
7 | нет | да | да | нет | да | да | да | да | да | нет |
8 | да | нет | да | нет | да | да | да | да | да | нет |
9 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
10 | нет | нет | нет | ин. | да | ин. | нет | да | да | ин. |
11 | да | да | да | нет | да | нет | нет | нет | да | да |
12 | д
г |
в
г |
г
е |
б
а |
д
е |
д
е |
д
е |
д
е |
в
г |
д
в |
13 | е
ж |
г
е |
е
ж |
е
ж |
ж
г |
е
д |
б
ж |
д
е |
е
ж |
б
е |
14 | в | в | в | в | а | в | в | в | в | в |
15 | б | б | б | в | б | В | б | б | в | в |
16 | б | б | б | б | б | б | б | б | б | б |
17 | а | а | а | в | а | в | а | в | в | а |
18 | г | г | г | д | г | д | г | г | д | г |
19 | а | а | а | а | а | а | а | а | а | а |
20 | а | а | а | а | а | а | а | а | а | а |
Таблица 6
№ п/п | Вопрос | Выражение в % |
1 | Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). | Да – 100 |
2 | Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). | Да – 100 |
3 | Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) | Да – 100 |
4 | Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет). | Да – 60,
нет – 40 |
5 | Слёзы детей-сирот вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие). | Сочувствие – 100 |
6 | Вы стремитесь
сделать как можно больше для
детей, оставшихся без родителей?
а) да; б) нет; в) не приходилось сталкиваться. |
40 0 60 |
7 | Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей? (да, нет). | Да – 70,
нет - 30 |
8 | Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? (да, нет). | Да – 70,
нет - 30 |
9 | Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). | Да – 100 |
10 | Вы можете назвать себя эгоистом? (да, нет, иногда). | Да – 30, нет – 40, иногда – 30 |
11 | Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет). | Да – 60,
нет - 40 |
12 | В своем поведении
в жизни нужно придерживаться
следующих принципов:
а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать. б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы. в) Свободное
время нужно проводить с г) Свободное время надо отдавать семье. д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится. е) Нужно делать все, чтобы завоевать место под солнцем. |
10 10 30 40 60 50 |
13 | Больше всего
мне хочется бывать в таком
обществе, где:
а) Уютно, хорошие развлечения; б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы; в) Тебя уважают, считают авторитетом; г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи; д) Можно приобрести новых друзей; е) Люди стараются помочь ближнему. ж) Где приносят людям радость и счастье. |
0 20 0 20 20 80 60 |
14 | Вы замечаете
среди гостей невзрачную девочку, одиноко
сидящую в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело? б) Не знаю, как сложатся обстоятельства; в) Подойду, заговорю непременно. |
10 0 90 |
15 | Вы опаздываете
в школу (на работу). Видите, что кому-то
стало плохо. Что делаете?
а) Тороплюсь в школу (на работу); б) Если попросят о помощи, не откажу; в) Звоню по телефону «103», останавливаю прохожих. |
0 60 40 |
16 | Недалеко от
дома продают клубнику. Вы покупаете
оставшийся килограмм. Сзади слышите
голос, сожалеющий о том, что не хватило
клубники для усыновлённого только что
ребёнка. Как реагируете на голос?
а) Выражаю сожаление, конечно; б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить; в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель. |
0 100 0 |
17 | Узнаете, что
несправедливо наказан ребёнок.
Что делаете?
а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами; б) Ничего, жизнь вообще несправедлива; в) Вступаюсь за обиженного. |
60 0 40 |
18 | Волшебник предлагает
устроить вашу жизнь обеспеченной,
без необходимости трудиться. Что
отвечаете?
а) Соглашаюсь с благодарностью; б) Сначала узнаю, сколько было таких случаев; в) Отказываюсь решительно; г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством; д) Выскажу
желание, чтобы у каждого ребёнка была
семья. |
0 0 0 70 30 |
19 | У вас подарок
- красивая авторучка. Близкий Вам
человек просит Вас отдать подарок
для ребёнка-сироты. Что делаете?
а) Отдаю; б) Постараюсь проигнорировать просьбу; в) Подарков
не отдаю. |
100 0 0 |
20 | Проводится
благотворительный сбор книг для
детей-сирот. Вы участвуете?
а) Отбираю интересные книги, приношу; б) У меня нет книг, мне не нужных; в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу. |
100 0 0 |
Качественная обработка данных
Анализ анкет показал, что ответы как учащихся, учителей, испытуемых строительной бригады имеют не большую разницу в ответах. Незначительные ответы в шестом вопросе у учащихся, они не смогли дать точный ответ на вопрос, в силу своего столь юного возраста. «Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?
а) да;
б) нет;
в) не приходилось сталкиваться» 50% дали ответ «В». В сравнении с другими показателями ответы равные.
Прежде, чем приступить к проведению анкет в трёх выше указанных группах, мы сказали, что по результатам ответов, мы можем сделать не только количественную обработку результатов, т.е. перевести данные в процентное отношение по каждому из вопросов в группе, но и определить в общих чертах характер испытуемых.
Возникает вопрос: что мы заметили? По результатам исследования можно сделать общий вывод. Испытуемые добрые, отзывчивые, готовы поделиться самым дорогим. Об этом свидетельствуют ответы на следующие вопросы:
Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
Радует, что и у ребят девятого класса явление «социального сиротства» вызывает чувство жалости, сострадания.
У испытуемых положительное настроение на то, что таким детям необходимо помогать, потому что они непосредственно нуждаются в нашей помощи.
Особенность
любой общественности состоит в
том, чтобы быть маяком общественного
развития, индикатором благополучия.
Таким образом, полученные нами результаты, носят позитивный характер. Они доказали, что проблема социального сиротства является очень актуальной в современном обществе. Она затрагивает различные группы населения и не оставляет их равнодушными.
Исследования показали, что даже школьники задумываются о данной проблеме, а это в очередной раз, подтверждает её актуальность и распространённость в обществе.
Хотя, в целом результат нашего исследования положительный, не стоит слишком оптимистично подходить к данному вопросу. Конечно же, люди проявляют сострадание к детям-сиротам, но насколько оно действенно и какую реальную помощь несёт этим детям, однозначно ответить нельзя.
В подведении результатов исследования следует уделить внимание, что одного положительного отношения к социальным сиротам мало. Нужно принимать реальные меры по борьбе с этим явлением. Конечно же, искоренить его совсем идея, по меньшей мере, утопическая, но постараться уменьшить число социальных сирот в нашем обществе вполне реально.
Проанализировав теоретический и практический материал, мы выделили рекомендации по борьбе с явлением «социальное сиротство».
Прежде
всего, это повышение престижа семьи
в нашем современном обществе.
В этом должны участвовать государственные
и негосударственные
Следует
постоянно развивать и
Пропагандировать
здоровый образ жизни и нравственное
поведение в различных
Заключение
Феномен социального сиротства, закрепившийся в отечественной гуманитарной науке, на сегодняшний день признается большинством исследователей как явление масштабное и носящее системный характер. Развитие детского неблагополучия в современном обществе, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.
Информация о работе Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства