Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель  – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
    Задачи:
    1. Раскрыть сущность понятия социального  сиротства;
    2. Выявить содержание истоков и  причин социального сиротства
    3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
    4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.
    5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».
Введение ……………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума 
1.1.  Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6 
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12 
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства 
2.1 Организация исследования……………………………………………………..17
2.2 Интерпретация  результатов…………………………………………………….19 
Заключение…………………………………………………………………………29 
Литература  …………………………………………………………………………32
Таблица 4
| № п/п | Вопрос | Выражение в % | 
| 1 | Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). | Да – 100 | 
| 2 | Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). | Да – 100 | 
| 3 | Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) | Да – 90, нет - 10 | 
| 4 | Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет). | Да – 70, нет - 30 | 
| 5 | Слёзы детей-сирот 
  вызывают у меня (раздражение, сочувствие, 
  безразличие). | Сочувствие – 100 | 
| 6 | Вы стремитесь 
  сделать как можно больше для 
  детей, оставшихся без родителей? а) да; б) нет; в) не приходилось сталкиваться. | 50 0 50 | 
| 7 | Вы убеждены, 
  что самая большая ценность в 
  жизни - жить для других людей? (да, нет). | Да – 60, нет - 40 | 
| 8 | Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? (да, нет). | Да – 50, нет - 50 | 
| 9 | Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). | Да – 100 | 
| 10 | Вы можете назвать себя эгоистом? (да, нет, иногда). | Да – 100 | 
| 11 | Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет). | Да – 70, нет - 30 | 
| 12 | В своем поведении 
  в жизни нужно придерживаться 
  следующих принципов: а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать. б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы. в) Свободное 
  время нужно проводить с  г) Свободное время надо отдавать семье. д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится. е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем. | 20 20 20 40 40 50 | 
| 13 | Больше всего 
  мне хочется бывать в таком обществе, где: а) Уютно, хорошие развлечения; б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы; в) Тебя уважают, считают авторитетом; г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи; д) Можно приобрести новых друзей; е) Люди стараются помочь ближнему. ж) Где приносят людям радость и счастье. | 0 10 20 20  40 20 50 | 
| 14 | Вы замечаете 
  среди гостей невзрачную девочку, одиноко 
  сидящую в стороне. Что делаете? а) Ничего, какое мое дело? б) Не знаю, как сложатся обстоятельства; в) Подойду, заговорю непременно. | 0 0 100 | 
| 15 | Вы опаздываете 
  в школу (на работу). Видите, что кому-то 
  стало плохо. Что делаете? а) Тороплюсь в школу (на работу); б) Если попросят о помощи, не откажу; в) Звоню по телефону «103», останавливаю прохожих. | 0 70 30 | 
| 16 | Недалеко от 
  дома продают клубнику. Вы покупаете 
  оставшийся килограмм. Сзади слышите 
  голос, сожалеющий о том, что не хватило 
  клубники для усыновлённого только что 
  ребёнка. Как реагируете на голос? а) Выражаю сожаление, конечно; б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить; в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель. | 0 100 0 | 
| 17 | Узнаете, что 
  несправедливо наказан ребёнок. 
  Что делаете? а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами; б) Ничего, жизнь вообще несправедлива; в) Вступаюсь за обиженного. | 50 0 50 | 
| 18 | Волшебник предлагает 
  устроить вашу жизнь обеспеченной, 
  без необходимости трудиться. Что 
  отвечаете? а) Соглашаюсь с благодарностью; б) Сначала узнаю, сколько было таких случаев; в) Отказываюсь решительно; г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством; д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья. | 0 0 0 40  60 | 
| 19 | У вас подарок 
  - красивая авторучка. Близкий Вам 
  человек просит Вас отдать подарок 
  для ребёнка-сироты. Что делаете? а) Отдаю; б) Постараюсь проигнорировать просьбу; в) Подарков не отдаю. | 100 0 0 | 
| 20 | Проводится 
  благотворительный сбор книг для 
  детей-сирот. Вы участвуете? а) Отбираю интересные книги, приношу; б) У меня нет книг, мне не нужных; в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу. | 100 0 0 | 
Группа людей строительной бригады № 14 СУ – 33 г. Бреста
Таблица 5
| № вопроса | 1 уч. | 2 уч. | 3 уч. | 4 уч. | 5 уч. | 6 уч. | 7 уч. | 8 уч. | 9 уч. | 10 уч. | 
| 1 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | 
| 2 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | 
| 3 | нет | да | да | да | да | да | да | да | да | да | 
| 4 | да | да | да | нет | нет | да | да | нет | нет | Да | 
| 5 | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | соч. | 
| 6 | в | в | а | а | а | в | в | в | в | а | 
| 7 | нет | да | да | нет | да | да | да | да | да | нет | 
| 8 | да | нет | да | нет | да | да | да | да | да | нет | 
| 9 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | 
| 10 | нет | нет | нет | ин. | да | ин. | нет | да | да | ин. | 
| 11 | да | да | да | нет | да | нет | нет | нет | да | да | 
| 12 | д г | в г | г е | б а | д е | д е | д е | д е | в г | д в | 
| 13 | е ж | г е | е ж | е ж | ж г | е д | б ж | д е | е ж | б е | 
| 14 | в | в | в | в | а | в | в | в | в | в | 
| 15 | б | б | б | в | б | В | б | б | в | в | 
| 16 | б | б | б | б | б | б | б | б | б | б | 
| 17 | а | а | а | в | а | в | а | в | в | а | 
| 18 | г | г | г | д | г | д | г | г | д | г | 
| 19 | а | а | а | а | а | а | а | а | а | а | 
| 20 | а | а | а | а | а | а | а | а | а | а | 
Таблица 6
| № п/п | Вопрос | Выражение в % | 
| 1 | Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). | Да – 100 | 
| 2 | Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). | Да – 100 | 
| 3 | Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) | Да – 100 | 
| 4 | Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет). | Да – 60, нет – 40 | 
| 5 | Слёзы детей-сирот вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие). | Сочувствие – 100 | 
| 6 | Вы стремитесь 
  сделать как можно больше для 
  детей, оставшихся без родителей? а) да; б) нет; в) не приходилось сталкиваться. | 40 0 60 | 
| 7 | Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей? (да, нет). | Да – 70, нет - 30 | 
| 8 | Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? (да, нет). | Да – 70, нет - 30 | 
| 9 | Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). | Да – 100 | 
| 10 | Вы можете назвать себя эгоистом? (да, нет, иногда). | Да – 30, нет – 40, иногда – 30 | 
| 11 | Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет). | Да – 60, нет - 40 | 
| 12 | В своем поведении 
  в жизни нужно придерживаться 
  следующих принципов: а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать. б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы. в) Свободное 
  время нужно проводить с  г) Свободное время надо отдавать семье. д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится. е) Нужно делать все, чтобы завоевать место под солнцем. | 10 10 30 40 60 50 | 
| 13 | Больше всего 
  мне хочется бывать в таком 
  обществе, где: а) Уютно, хорошие развлечения; б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы; в) Тебя уважают, считают авторитетом; г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи; д) Можно приобрести новых друзей; е) Люди стараются помочь ближнему. ж) Где приносят людям радость и счастье. | 0 20 0 20  20 80 60 | 
| 14 | Вы замечаете 
  среди гостей невзрачную девочку, одиноко 
  сидящую в стороне. Что делаете? а) Ничего, какое мое дело? б) Не знаю, как сложатся обстоятельства; в) Подойду, заговорю непременно. | 10 0 90 | 
| 15 | Вы опаздываете 
  в школу (на работу). Видите, что кому-то 
  стало плохо. Что делаете? а) Тороплюсь в школу (на работу); б) Если попросят о помощи, не откажу; в) Звоню по телефону «103», останавливаю прохожих. | 0 60 40 | 
| 16 | Недалеко от 
  дома продают клубнику. Вы покупаете 
  оставшийся килограмм. Сзади слышите 
  голос, сожалеющий о том, что не хватило 
  клубники для усыновлённого только что 
  ребёнка. Как реагируете на голос? а) Выражаю сожаление, конечно; б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить; в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель. | 0 100 0 | 
| 17 | Узнаете, что 
  несправедливо наказан ребёнок. 
  Что делаете? а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами; б) Ничего, жизнь вообще несправедлива; в) Вступаюсь за обиженного. | 60 0 40 | 
| 18 | Волшебник предлагает 
  устроить вашу жизнь обеспеченной, 
  без необходимости трудиться. Что 
  отвечаете? а) Соглашаюсь с благодарностью; б) Сначала узнаю, сколько было таких случаев; в) Отказываюсь решительно; г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством; д) Выскажу 
  желание, чтобы у каждого ребёнка была 
  семья.  | 0 0 0 70  30 | 
| 19 | У вас подарок 
  - красивая авторучка. Близкий Вам 
  человек просит Вас отдать подарок 
  для ребёнка-сироты. Что делаете? а) Отдаю; б) Постараюсь проигнорировать просьбу; в) Подарков 
  не отдаю.  | 100 0 0 | 
| 20 | Проводится 
  благотворительный сбор книг для 
  детей-сирот. Вы участвуете? а) Отбираю интересные книги, приношу; б) У меня нет книг, мне не нужных; в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу. | 100 0 0 | 
Качественная обработка данных
Анализ анкет показал, что ответы как учащихся, учителей, испытуемых строительной бригады имеют не большую разницу в ответах. Незначительные ответы в шестом вопросе у учащихся, они не смогли дать точный ответ на вопрос, в силу своего столь юного возраста. «Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?
а) да;
б) нет;
в) не приходилось сталкиваться» 50% дали ответ «В». В сравнении с другими показателями ответы равные.
Прежде, чем приступить к проведению анкет в трёх выше указанных группах, мы сказали, что по результатам ответов, мы можем сделать не только количественную обработку результатов, т.е. перевести данные в процентное отношение по каждому из вопросов в группе, но и определить в общих чертах характер испытуемых.
Возникает вопрос: что мы заметили? По результатам исследования можно сделать общий вывод. Испытуемые добрые, отзывчивые, готовы поделиться самым дорогим. Об этом свидетельствуют ответы на следующие вопросы:
Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
Радует, что и у ребят девятого класса явление «социального сиротства» вызывает чувство жалости, сострадания.
У испытуемых положительное настроение на то, что таким детям необходимо помогать, потому что они непосредственно нуждаются в нашей помощи.
    Особенность 
любой общественности состоит в 
том, чтобы быть маяком общественного 
развития, индикатором благополучия. 
Таким образом, полученные нами результаты, носят позитивный характер. Они доказали, что проблема социального сиротства является очень актуальной в современном обществе. Она затрагивает различные группы населения и не оставляет их равнодушными.
Исследования показали, что даже школьники задумываются о данной проблеме, а это в очередной раз, подтверждает её актуальность и распространённость в обществе.
Хотя, в целом результат нашего исследования положительный, не стоит слишком оптимистично подходить к данному вопросу. Конечно же, люди проявляют сострадание к детям-сиротам, но насколько оно действенно и какую реальную помощь несёт этим детям, однозначно ответить нельзя.
В подведении результатов исследования следует уделить внимание, что одного положительного отношения к социальным сиротам мало. Нужно принимать реальные меры по борьбе с этим явлением. Конечно же, искоренить его совсем идея, по меньшей мере, утопическая, но постараться уменьшить число социальных сирот в нашем обществе вполне реально.
Проанализировав теоретический и практический материал, мы выделили рекомендации по борьбе с явлением «социальное сиротство».
    Прежде 
всего, это повышение престижа семьи 
в нашем современном обществе. 
В этом должны участвовать государственные 
и негосударственные 
    Следует 
постоянно развивать и 
    Пропагандировать 
здоровый образ жизни и нравственное 
поведение в различных 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Феномен социального сиротства, закрепившийся в отечественной гуманитарной науке, на сегодняшний день признается большинством исследователей как явление масштабное и носящее системный характер. Развитие детского неблагополучия в современном обществе, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.
Информация о работе Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства