Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;

2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства

3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.

4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.

5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума


1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6


1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12


Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства


2.1 Организация исследования……………………………………………………..17

2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….19


Заключение…………………………………………………………………………29


Литература …………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа Социальное сиротство как особое явление современного социума.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

    Содержание  

Введение ……………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума 

1.1.  Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6 

1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12 

Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства 

2.1 Организация исследования……………………………………………………..17

2.2 Интерпретация  результатов…………………………………………………….19 

Заключение…………………………………………………………………………29 

Литература  …………………………………………………………………………32

 

     Введение

    В современных условиях развития общества проблема социального сиротства  становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных  случаях, а как особое явление современного социума.

    Родительский  дом, семья становятся гарантами  стабильности и надёжности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился  нравственно-психологический климат в семейной сфере и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями – всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство.

    Актуальность  проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут быть изолированы от общества. Реформирование нашего общества в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.

    Родительский  дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминальной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

    Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в современной республике ориентированна в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.

    Деятельность  государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознена, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, в нашей стране неэффективна. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координацией деятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами. Неравенство возможностей детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы «ущербности» детей-сирот, барьеры социальной среды. Поэтому анализ проблем социального сиротства должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации. В связи с этим социально-педагогический и социально-педагогический анализ проблемы социального сиротства, процесса адаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически и практически актуальным.

    Степень разработанности  проблемы. В силу своего комплексного характера, проблема социального сиротства является объектом исследования различных наук: педагогики, философии, социологии, правоведения, психологии. Научные исследования, касающиеся жизни детей социальных сирот и вопросов их социализации и адаптации, долгое время проводились в рамках медицины, психологии и педагогики, в то время как социальные аспекты проблемы анализировались недостаточно.

    В современном социуме общественное сознание переживает радикальные изменения  в отношении проблем социальных сирот, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребёнка с обществом. В работах И.Ф. Дементьевой, И.Б. Назаровой, Л.И. Смагиной, Л.Ф. Сенкевич идёт рассмотрение данной проблемы. А.С. Подофёдова, Р.Н. Кедярова, Н.С Поспелова в своих работах рассматривают истоки социального сиротства и средства его предупреждения.

    В научной литературе обсуждается  проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близкими людьми. Данная проблема рассматривалась в работах  таких учёных как: Б.Г. Ананьева,                    М.И. Буянова, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин. Значительный интерес представляют работы А. Маслоу, М. Мид, З. Матейчик, отражающие процессы социальной адаптации личности; Э. Гофмана, основоположника теории стигматизации, с помощью которой можно рассмотреть характер социального отношения к социальному сиротству; П. Бергера и Т. Лукмана, описавших механизм социального обеспечения и, одновременно, социального контроля над социальными сиротами; аномалии социального развития детей, воспитывающихся без родителей, рассматриваются М. Раттер.

    В современном обществе наблюдается  процесс ослабления семьи. Как социального  института, изменение её социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции, что в свою очередь становится одним из источников социального сиротства. Данная проблема рассматривается в работах Н.А. Дробышевской, Ю.С. Жирова, Ф.И. Храмцовой, В.Г. Бочаровой, В.И. Брутман, В.Д. Москаленко, С.Н. Крыгина, В.И. Лопаткина, П.Б. Тезенкова, Е.Р. Ярская-Смирнова, О.А. Дорожкина,               О.И. Лебединская и другие.

    Таким образом, проблема социального сиротства  достаточно актуальна в современном  социуме и со временем становится всё более масштабной и серьёзной.

    Объект  исследования – социальное сиротство.

    Предметом изучения является причины появления социального сиротства.

    Цель  – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.

    Задачи:

    1. Раскрыть сущность понятия социального  сиротства;

    2. Выявить содержание истоков и  причин социального сиротства

    3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.

    4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.

    5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».

 

     Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума 

1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство».

    Долгое  время в истории человечества жизнь ребёнка не представляла ценности. Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью. Ребёнок не имел значимости для общества и для родителей. Часто рассматривался как нежелательное последствие половых отношений. Так, например, в древней Греции и Древнем Риме было широко распространено детоубийство (инфантицид), не осуждаемое общественностью и ненаказуемое по закону. Лишь с распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям. В средневековом обществе статус детей также определялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьёй.

    С развитием общества и становлением христианства завершается переход  к семье, состоящей из супругов и  их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание ребёнка, с другой. Мы считаем, что именно этот период развития общества можно считать точкой отсчёта в проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребёнка привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, морально и законом [8, с. 51].

    В контексте исторического развития общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как нахождение вне сферы влияния общности. Анализируя значение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные в различных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научной литературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство» основной акцент был соотнесён со словом «сирота», «сироты», означавшем наличие в обществе детей, родители которых умерли. Позднее, к ним также относили категорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т.д.

    В 80-е годы ХХ века, в связи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, всё чаще в научной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальное сиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характер взаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательно закреплённых экономических, социальных и правовых гарантий ребёнка в семье, школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создаёт достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьёй, каждым родителем своего долга по воспитанию детей [9, с. 20].

    По  моему мнению, социальное сиротство, в современных масштабах, - это  аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребёнка.

    Социальное  сиротство – это сложная, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. И по характеру данных причин можно выделить следующие группы сирот:

    1. «Лишенцы»: дети родителей, лишённых  родительских прав;

    2. «Отказники»: дети родителей,  оказавшихся без родительских  прав;

    3. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.

    4. Домашние условные сироты: ребёнок  живёт с родителями, но им нет  дела до ребёнка. Родители в  данном случае ощущают себя  чужими по отношению друг к  другу или даже находятся в  антагонистических отношениях.

    Учёные  выделяют и так называемую категорию  «скрытых сирот», к которым относят  детей, чьё положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого или даже жестокого отношения с ними, а некоторых лишают места жительства сами родители. Как следствие увеличивается число беспризорных детей и подростков [12, с. 42].

    «Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий  детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим критериям:

    1. По месту пребывания:

  • Интернатные учреждения, (воспитанники домов ребёнка, детских домов, школ-интернатов);
  • Улица (беспризорные дети, дети-беглецы);
  • Семья (безнадзорные дети).

Информация о работе Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства