Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:03, контрольная работа
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
1. Введение – 3
2. Понятие и основные виды социальных отношений – 4
3. Характеристика методики контент-анализа в эмпирическом социологическом исследовании – 8
4. Практическое задание – 13
5. Заключение – 16
6. Список используемой литературы - 17
План
1. Введение
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ, определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка социальной структуры, произошло изменение системы ценностей, регуляторов отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений. Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти необходимые регуляторы, позволяющие с меньшей социальной ценой достичь процветания общества.
2. Понятие и основные виды социальных отношений
Социальные отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами как представителями больших социальных групп, обусловленные общественно принятыми нормами или общественным порядком.
В обществе существует многообразие социальных отношений.
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
Структура социальных отношений:
Это функциональная (статусно-ролевая) связь между взаимодействующими индивидами (организациями). Включает в себя:
предмет отношения,
субъектов (индивиды) отношений,
систему обязанностей и долженствований,
норму, интерес,
общую ценность,
причину возникновения отношения
Содержание социального отношения, по мнению М.Вебера, может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера; сословная, национальная или классовая общность. Социальным «отношением» он именовал поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.
Виды социальных отношений:
-Классовые
-Национальные
это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.
Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов.
Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры.
Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.
-Этнические
субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений — личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни — в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение межэтнических отношений приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны.
-Групповые
-Личностные социальные отношения
относительно долгосрочные связи между двумя или более человек, которые могут быть основаны на эмоциях, как любовь и симпатия, регулярных деловых взаимодействиях и регулируются законами, обычаями, или взаимной договоренностью, и лежат в основе социальных групп и общества в целом.
Формы социальных отношений:
длительные и кратковременные,
необходимые и случайные,
непосредственные и опосредованные,
наблюдаемые и ненаблюдаемые,
конкурентные,
конфликтные и мирные,
совместимые и антагонистические,
индивидуальные и групповые.
Классификация социальных отношений
по субъекту: |
индивидуальные межличностные внутригрупповые межгрупповые международные |
по объекту: |
экономические политические правовые управленческие социокультурные семейно-бытовые |
по модальности: |
сотрудничество взаимопомощь соперничество конкуренция конфликты субординация |
по стандартизации: |
формальные и неформальные официальные и неофициальные |
по времени: |
кратковременные и долговременные постоянные и случайные |
по функциональности: |
отношения зависимости отношения власти отношения господства отношения подчинения |
Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными.
Социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли.
Итак, статусы связаны
между собой социальными
Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время процесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто.
Социальное взаимодействие – процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов.
Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Учитель – постоянная функция (т.е. социальная позиция в обществе), как обучение – регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль – все это очень близкие, даже родственные понятия.
3. Характеристика методики контент-анализа в эмпирическом социологическом исследовании.
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), как параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), как вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Сфера применения
Круг дисциплин, в которых
применяется контент-анализ, довольно
широк. Помимо социологии и политологии
данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении,
С помощью контент-анализа можно анализировать
такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источн
Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
Этапы процедуры контент - анализа
В процедуре контент-
Первый этап — определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Данный этап непосредственно связан с составлением программы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подготавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его последующего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теоретического контекста осуществляется выбор объекта исследования и определяются конкретные единицы анализа. Например, при анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенный период времени и типы сообщений (рубрики, типы публикаций и т. д.).
Единицы контент-анализа
можно разделить на две группы:
качественные и количественные. Качественные
Категориями контент-анализа служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. В качестве категорий могут выступать, например, различные виды деятельности, социально-демографические характеристики и т. д. Категории могут относиться как к содержанию, так и к форме текста. Категории могут подразделяться на более мелкие единицы — подкатегории.
Индикаторами категории являются те элементы текста, те единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем.
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью.