Социальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.

Оглавление

1. Введение – 3
2. Понятие и основные виды социальных отношений – 4
3. Характеристика методики контент-анализа в эмпирическом социологическом исследовании – 8
4. Практическое задание – 13
5. Заключение – 16
6. Список используемой литературы - 17

Файлы: 1 файл

Социология - к.р.готово.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

План

  1. Введение – 3
  2. Понятие и основные виды социальных отношений – 4
  3. Характеристика методики контент-анализа в эмпирическом социологическом исследовании – 8
  4. Практическое задание – 13
  5. Заключение – 16
  6. Список используемой литературы - 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ, определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка социальной структуры, произошло изменение системы ценностей, регуляторов отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений. Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти необходимые регуляторы, позволяющие с меньшей социальной ценой достичь процветания общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и основные виды социальных отношений

 

Социальные  отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами как представителями больших социальных групп, обусловленные общественно принятыми нормами или общественным порядком.

В обществе существует многообразие социальных отношений.

Социальные отношения  функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Структура социальных отношений:

Это функциональная (статусно-ролевая) связь между взаимодействующими индивидами (организациями). Включает в себя:

предмет отношения,

субъектов (индивиды) отношений,

систему обязанностей и долженствований,

норму, интерес,

общую ценность,

причину возникновения отношения

Содержание социального отношения, по мнению М.Вебера, может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера; сословная, национальная или классовая общность. Социальным «отношением» он именовал поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.

Виды социальных отношений:

-Классовые

-Национальные

это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и  подчинение; уничтожение других субъектов.

Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры.

Главные вопросы в  национальных отношениях - равноправие  или подчинение; неравенство уровней  экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.

-Этнические

субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений — личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни — в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение межэтнических отношений приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны.

-Групповые

-Личностные социальные отношения

относительно долгосрочные связи между двумя или более  человек, которые могут быть основаны на эмоциях, как любовь и симпатия, регулярных деловых взаимодействиях  и регулируются законами, обычаями, или взаимной договоренностью, и лежат в основе социальных групп и общества в целом.

Формы социальных отношений:

длительные и кратковременные,

необходимые и случайные,

непосредственные и  опосредованные,

наблюдаемые и ненаблюдаемые,

конкурентные,

конфликтные и мирные,

совместимые и антагонистические,

индивидуальные и групповые.

Классификация социальных отношений

по субъекту: 

индивидуальные

межличностные

внутригрупповые

межгрупповые

международные

по объекту: 

экономические

политические

правовые

управленческие

социокультурные

семейно-бытовые

по модальности: 

сотрудничество

взаимопомощь

соперничество

конкуренция

конфликты

субординация

по стандартизации: 

формальные и  неформальные

официальные и  неофициальные

по времени: 

кратковременные и долговременные

постоянные и  случайные

по функциональности:

отношения зависимости

отношения власти

отношения господства

отношения подчинения

 

 

 

 

Самая характерная  особенность социальных отношений  заключается в том, что они  в большинстве случаев не являются симметричными.

Социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли.

Итак, статусы связаны  между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие  социальные роли, вступают между собой  в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время процесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто.

Социальное  взаимодействие – процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов.

Регулярно повторяющиеся  социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Учитель – постоянная функция (т.е. социальная позиция в обществе), как обучение – регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль – все это очень близкие, даже родственные понятия.

 

 

 

 

 

3. Характеристика методики контент-анализа в эмпирическом социологическом исследовании.

 

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Особенность контент-анализа состоит  в том, что он изучает документы  в их социальном контексте.

Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), как параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), как вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать  объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило  задать однозначное правило для  надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают  сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

 

Сфера применения

Круг дисциплин, в которых  применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии  данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований и связей с общественностью.

С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения.

Основные направления  применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия). 

 

Этапы процедуры  контент - анализа

В процедуре контент-аналитического исследования выделяют несколько этапов.

Первый этап — определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Данный этап непосредственно связан с составлением программы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подготавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его последующего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теоретического контекста осуществляется выбор объекта исследования и определяются конкретные единицы анализа. Например, при анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенный период времени и типы сообщений (рубрики, типы публикаций и т. д.).

Единицы контент-анализа  можно разделить на две группы: качественные и количественные. Качественные единицы отвечают на вопрос, что надо считать в тексте, а количественные единицы отвечают на вопрос, как надо считать. К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их индикаторы в тексте.

Категориями контент-анализа служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. В качестве категорий могут выступать, например, различные виды деятельности, социально-демографические характеристики и т. д. Категории могут относиться как к содержанию, так и к форме текста. Категории могут подразделяться на более мелкие единицы — подкатегории.

Индикаторами категории являются те элементы текста, те единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем.

Количественными единицами  контент-анализа являются единицы  контекста и единицы счета. Единицы  контекста используются для обозначения  того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью.

Информация о работе Социальные отношения