Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:21, доклад
По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения.
Власть как социальное
явление.
По своей природе власть - явление социальное
(общественное), поскольку возникает в
обществе. Общество без власти - это хаос,
дезорганизация, саморазрушение социальных
связей. Потребность во властных механизмах
обусловлена рядом причин, и прежде всего
необходимостью придать взаимодействиям
между людьми целесообразность, разумность,
организованность, создав общие для всех
правила поведения. Кроме того, наличие
власти вызвано объективной потребностью
в регуляции социальных отношений, согласовании
и интеграции многообразия несовпадающих
интересов и потребностей людей с помощью
различных средств, в том числе и принуждения.
Дело в том, что общество представляет
собой совокупность индивидов, возможности
которых заметно различаются. Люди занимают
неодинаковое социальное положение в
обществе, имеют различный уровень жизни,
материального богатства, образования,
заняты разными видами труда, общественные
оценки которого также различаются. Наконец,
одни люди талантливы, другие - не очень,
одни активны, другие пассивны и т. д. Все
эти проявления естественного и социального
неравенства людей в обществе порождают
несовместимость, а подчас противоположность
их интересов и потребностей. Если бы не
власть, то общество погибло бы под грузом
бесконечных внутренних противоречий
и борьбы. Власть же согласовывает эти
несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения
между их носителями, обеспечивает взаимодействие
социальных субъектов и тем самым предохраняет
общество от анархии и распада.
Однако социальная
функция власти по обеспечению целостности
и упорядочению разнообразных интересов
и отношений между людьми может достигаться
различными способами, что определяет
социальное содержание власти. Властное
начало может быть конструктивным, созидающим,
а может иметь разрушительные последствия.
Так, властное управление может осуществляться
вопреки интересам управляемых путем
манипулирования массовым сознанием.
Скажем, длительная идеологическая обработка
населения, создание атмосферы массового
психоза и подозрения с помощью пропагандистских
мифов о "военной угрозе" или наличии
"внутреннего врага" заметно снижают
уровень рациональности в поведении людей,
ведут к их социальной и культурной деградации.
Функция упорядочивания социальных взаимосвязей
может быть реализована и путем гармонизации
человеческих интересов и потребностей,
реализации интересов большинства населения.
Но нередко целостность общества достигается
прямым подавлением интересов одной группы
(управляемых) другой группой (управляющих).
Следовательно, социальное содержание
власти неоднозначно.
Существуют различные подходы к определению
власти, отражающие сложную природу этого
явления:
1) Подход телеологический (с точки зрения
цели). Характеризует власть, как способность
достижения определенных целей, получение
намеченных результатов. Представители
этого направления, среди которых видное
место занимает Бертран Рассел, трактуют
власть довольно широко распространяя
ее и на взаимодействие человека с природой.
2) Подход бихевиористский. Его представители:
Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть
как особый тип поведения, при котором
одни люди командуют, а другие подчиняются.
Бихевиористский подход индивидуализирует
понимание власти, сводит ее к взаимодействию
реальных личностей, обращая особое внимание
на субъективную мотивацию власти.
3) Подход системный.
Он возник в противовес бихевиористскому
видению власти и исходит из производности
власти не от индивидуальных отношений,
а от социальной системы. Некоторые представители
системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают
власть как способность системы обеспечивать
исполнение ее элементами принятых обязательств,
направленных на реализацию ее коллективных
целей. Это во многом обусловливает относительность
власти, т. е. распространенность на определенные
системы.
4) Подход структурно-функционалистский.
Власть рассматривается как способ самоорганизации
человеческой общности, основанный на
целесообразности разделения функции
управления и исполнения. Без власти невозможны
коллективное существование человека,
совместная жизнедеятельность многих
людей.
5) Подход реляционистский (от французского
слова "relation" - отношение) рассматривает
власть как межличностное отношение, при
котором один из участников оказывает
определяющее влияние на второго. В этом
случае власть предстает как взаимодействие
ее субъекта и объекта, при котором субъект
с помощью определенных средств контролирует
объект.
Все подходы в своей сущности сходятся
на том, что власть начинается там, где
возникает подчинение. Иначе говоря, власть
- это один из сложнейших видов социального
взаимодействия, проявляющегося в возможности
и праве одного субъекта или группы принимать
решение, приобретающее обязательный
характер для другого субъекта или группы.