Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.
5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1. Генезис и развитие явления «социальное сиротство»………………………6
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования……………………………………………………..17
2.2 Интерпретация результатов…………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………29
Литература …………………………………………………………………………32
2. По протяжённости времени:
3.
По инициатору
прекращения детско-
Причины увеличения количества социальных сирот
в современном обществе.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребёнка, или устраняются от его воспитания [19, с. 84].
К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующее:
1.
Социально-экономические
2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).
3. Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение к ребёнку;
4.
Снижение воспитательного
5. Неэффективная государственная политика в области разработки чётких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.
6.
Исчезновение системы
7. Развитие детской и молодёжной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
8.
Рост влияния СМИ массовой
культуры на субкультуру
9. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
10. Увеличение числа недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний.
Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение [15, с. 98].
Семья является для ребёнка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создаёт и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребёнком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца или матери.
К сожалению, дети-сироты, не имеющего положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.
Важную роль играют акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодёжи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот.
Проблема отказа матери от своего новорожденного ребёнка – распространённое социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материального поведения настолько велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства [20, с. 78].
Можно выделить две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная – это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребёнка).
Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между двумя группами не чёткая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врождёнными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребёнка во время беременности. Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.
Учитывая
вышеизложенное можно сделать вывод,
что основными причинами
По мнению В.С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и т.п.) и социальные потрясения – войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев [11, с. 32]. К числу непосредственных причин социального сиротства, по её мнению относятся следующие:
Масштабность проблемы социального сиротства
в современном обществе.
Знакомясь со статистическими данными по вопросу социального сиротства, действительно осознаёшь всю глобальность данной проблемы. В республике Беларусь, по данным заместителя министра образования Т. Ковалёвой на начало 2009 года выявлено 31800 детей сирот, из них более 28000 – это социальные сироты. На учёте в органах и учреждениях образования состоит более 20000 детей из них 12063 семей, находящихся в социально-опасном положении. Только в Минске на грани лишения родительских прав – 6000 семей. А это ещё 11000 потенциальных социальных сирот. Как сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский: долг на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении со стороны нерадивых родителей составляет 53 млрд. и заявил о необходимости совершенствования мер по взысканию задолженностей [16, с. 65].
Н.С. Поспелова сообщила, что усыновление является одним из способов изменить ситуацию с социальным сиротством. Причины социального сиротства имеют комплексный характер, и их решение должно носить комплексный и системный характер. Есть два основных направления, по которым должно двигаться общество для решения проблемы социального сиротства:
1.
Необходимость укрепить
2.
Необходимо создавать
В настоящий момент 12000 сирот находятся в опекунских семьях, 5000 детей в приёмных семьях, 67000 – усыновлено и около 16000 – в интернатах.
С.К. Яхновец рассказала, что в связи с введением Кодекса о браке и семье, произошли изменения процедуры усыновления. В этой процедуре была усилена роль судов. После введения Кодекса о браке и семье сразу же были внесены изменения в гражданско-процессуальный кодекс, в частности, впервые было введено усыновление как термин. Судебные дела об усыновлениях должны решаться быстро и качественно – в течение 15 дней, их поручают наиболее квалифицированным и опытным судьям [14, с. 45].
В целях изменения сложившейся ситуации, повышения ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей Президентом Республики Беларусь и был издан декрет от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Декретом регламентированы права и обязанности не только родителей, чьи дети находятся на государственном обеспечении, но и государственных органов, призванных обеспечивать выполнение требований настоящего законодательного акта.
С принятием Декрета №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в Беларуси за два года сформировалась принципиально новая модель работы по профилактике социального сиротства, которая включает в себя две главные составляющие:
-максимально раннее вмешательство в ситуацию семьи, где есть риск отобрания ребёнка;
- формирование нового алгоритма работы по лишению родительских прав. Что качается последнего, комиссия по делам несовершеннолетних может принять такое жестокое решение только после реализации всех мер по реабилитации семьи, когда спасти семью действительно не получается, потому что родители не мотивированы на сохранение семьи ребёнка в ней.
Таким образом, социальное сиротство – явление, которое легче предупредить, чем бороться с ним. Следует найти пути, которые помогут отклонить этот вопрос и поставить его на второй план, а понятия «семья» и «ребёнок» - на первый.
1.2. Основные пути решения проблемы социального сиротства
Причиной увеличения количества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение [10, с. 57]. Таким образом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться об обеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществом в целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретает масштабный характер. Решение проблемы социального сиротства зависит от концентрации усилий двух основных «игроков»:
1. Государство должно более адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая их количество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несут ответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные и надлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость. (Именно таким путем идут некоторые западные развитые государства: например – Германия, которая отменила государственные пенсии переложив таким образом проблему пенсионного обеспечения на самих граждан и их детей).
2.
Само общество в целом, должно
предпринимать усилия по
Информация о работе Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства