Основы социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Файлы: 1 файл

Психология 4.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

Психология. Семинар № 4. Тема: Основы социальных  отношений.


1. Основные классификации социальных  групп.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения  людей. Эти объединения создаются  для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение  людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему  жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные  ценности. В социальных группах отношения  внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

 Вся жизнь человека  проходит в различных социальных  группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской  компании и т. д. Современное  общество демонстрирует большое  разнообразие социальных групп,  которые, вместе с тем, имеют  сходные механизмы формирования.

 Формирование социальной  группы должно рассматриваться  сквозь призму внутренних, связей  в ней. Группа характеризуется  определённой целостностью и  устойчивостью, что обусловливается  её целями и задачами. Наличие  общих целей и задач становится  фактором формирования и развития  структуры группы.

 Признаками внутренней  организованности группы является  наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение  функций её членов. Важным признаком  внутренней организованности группы  является также элемент обособления.  Члены данной группы отделяют  себя от других, которые для  них "чужие". Это может быть  достигнуто с помощью различного  рода атрибутов, символов и  других способов отделения. 

Группа сформирована, если между ее членами установилась система  взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают  в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание  значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем  самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения  своим членам. Если участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.

По размеру или численности  выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой  общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи  между всеми членами большой  группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой  группе обязательно возникает необходимость  в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

Малая группа представляет собой  относительно небольшое число непосредственно  взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает  элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда  не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших  группах, где воздействия людей  друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся  особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие  непосредственных взаимодействий формирует  развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение).

В зависимости от характера  отношений и связей индивидов  выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти  группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных  отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как  незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает  нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная  социализация личности.

Вторичная группа - это целевая  группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается  на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры  и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это  группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается  для решения определенного круга  задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах  могут возникнуть группы с неформальными  отношениями, объединяющие друзей и  единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает  на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет  строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами  и обязанностями. Такой группе свойственны  дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе  санкций, готовность к содействию и  взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

2.  Понятие коллектива. Основные  признаки коллектива.

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного  числа людей, не только членов этого  коллектива. Взаимоотношения характеризуются  доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п. Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляемые к коллективу: 1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятельности);

2) иметь высокую мораль;

3) отличаться хорошими  человеческими отношениями;

4) создавать для каждого  своего члена возможность развития  как личности;

5) быть способным к творчеству;

6) иметь сложившуюся дифференцированную  систему различных деловых и  личных взаимоотношений, строящихся  на высокой нравственной основе.

О наличии коллективистских отношений в группе свидетельствуют  следующие критерии (Р. С. Немов, 1995):

1) нравственность – взаимоотношения  строятся на нормах и ценностях  общечеловеческой морали;

2) ответственность – каждый  член коллектива берет на себя  обязательство за судьбу каждого  человека вне зависимости от  принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится  к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные  достижения, дисциплинирован;

3) открытость проявляется  в умении строить хорошие отношения  не только с членами своего  коллектива, но и других групп  и коллективов, при необходимости  оказывать посильную помощь;

4) коллективизм – забота  о членах коллектива, противодействие  явлениям, способным разрушить коллектив;

5) контактность – доверительные  взаимоотношения между членами  коллектива;

6) организованность –  взаимозаменяемость, бесконфликтное  распределение обязанностей, быстрое  устранение недостатков в работе  и т. п.;

7) информированность –  четкое понимание целей, задач,  конечных и промежуточных, совместной  деятельности;

8) эффективность – качественное  и своевременное решение стоящих  перед коллективом задач.

Продвигаясь по пути своего становления, группа, как правило, двигается  не по восходящей прямой, а по синусоидальной линии, испытывая то взлеты, то падения. А. Г. Кирпичник выявил следующую  зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектива обязательно  проходит через период временного спада. На начальном этапе наблюдается, как правило, подъем, энтузиазм, сменяющийся  затем более или менее заметным спадом. При условии сохранения себя как группы опять следует подъем, хотя и не на ту высоту, на которой  группа находилась первоначально. Временный  психологический спад – это следствие  перестройки межличностных отношений внутри группы. Первоначально она строится на эмоциональной основе, затем приобретают значение и деловые качества членов группы, которые не могут быть одинаковыми у всех. Все это неизбежно приводит к трениям во взаимоотношениях. В случае успешного преодоления этих трений группа выходит на более высокий уровень своего развития.

4. Социализация личности.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

В социологии выделяются два  уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы =механизмы социализации. Подразделяются на:

Социально-психологические механизмы

Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим  механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии  человек может формироваться  и изменяться в результате осознания  и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места  в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести  следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Информация о работе Основы социальных отношений