Основы социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Файлы: 1 файл

Психология 4.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

Основные методы психологического воздействия – убеждение, внушение и манипулирование 

Использование радио и телевидения  в интересах социального влияния  представляет чрезвычайно широкие  возможности для воздействия  на большие, массовые аудитории. Никакое  другое средство массово информации не может сравниться с ними по широте охвате аудитории.

Телевидение – одно из наиболее эффективных  средств социального влияния  и психологического воздействия. Уже  сейчас большинство семей в развитых странах Запада и Востока владеют  более чем одним телевизором. Его роль непрерывно растет по мере расширения сети спутникового TV, появления цифрового TV и соединения телевидения с компьютерными сетями Интернета.

Манипуляция - это в первую очередь  скрытые способы управления другими. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое  воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев перечень различных видов психологического влияния. В зависимости от различных оснований выделяют следующие типы психологического воздействия:

1.В зависимости от стратегии  воздействия: субъект-субъектное (адресат как партнер) и субъект-объектное (адресат как объект воздействия).

2.По планомерности: произвольное и непроизвольное.

3.По направленности: прямое (ориентировано на конкретного человека) и косвенное (касается ситуации).

4.По виду контакта: непосредственное (личный контакт адресата и инициатора) и опосредованное (ориентация адресата в ситуации по косвенным признакам, по слухам) Виды психологического взаимодействия по Грачеву, Мельнику:

1. Убеждение – сознательное  аргументированное воздействие  на другого человека или на  группу людей с целью изменения  их суждений или решений.

Средствами убеждения могут  быть: предъявление адресату ясных  и четких аргументов; принятие сильных  и слабых сторон принятого решения; получение согласия на каждом шаге доказательства.

2. Внушение – сознательное неаргументированное  воздействие на человека с  целью изменения его состояния,  отношения к чему-либо. Средства  влияния: личный магнетизм, авторитет;  уверенность вербального и невербального  поведения; использование условий  обстановки.

В. Бойко выделил приемы внушения: через мотивационную сферу сознания, через идентификацию, с помощью  ссылки на авторитет, через персонификацию и через предубеждения.

3. Заражение – произвольная  и непроизвольная передача своего  состояния или отношения другому  человеку. Средства влияния: высокая  энергетика собственного поведения;  артистизм; использование интриги  при вовлечении партнера в  выполнение действий; взгляд «глаза  в глаза»; прикосновение и телесный  контакт.

4. Побуждение импульса к подражанию  – способность вызывать желание  быть подобным себе. Средства  влияния: публичная известность  воздействующего; демонстрация высоких  образцов мастерства; явление примера  доблести, милосердия, служения идее; новаторство; личный магнетизм;  призыв к подражанию.

5. Формирование благосклонности  – создание у адресата положительного  отношения к себе. Средства влияния:  проявление воздействующим собственной незаурядности и привлекательности; высказывание благоприятных суждений об адресате, подражание ему, оказание ему услуги.

6. Просьба – обращение к адресату  с призывом удовлетворить желания  воздействующего. Средства влияния:  ясные и вежливые формулировки; признание права адресата отказать  в просьбе.

7. Принуждение – требование  выполнять распоряжение инициатора, подкрепленное угрозами, скрытыми  или явными. Средства: объявление  жестко определенных сроков или  способов выполнения работы; наложение  не подлежащих обсуждению запретов; запугивание последствиями; угроза  наказания.

8. Деструктивная критика – высказывание  оскорбительных суждений о личности  человека, грубое осмеяние его  поступков. Средства влияния:  принижение личности; высмеивание  того, что критикуемый не в  состоянии изменить – внешности,  социального и национального  происхождения, голоса и др.; высказывание  справедливых критических замечаний  адресату, который находится в  состоянии подавленности неудачей.

9.Игнорирование – умышленное  невнимание, рассеянность по отношению  к партнеру по общению, его  высказываниям и действиям. Чаще  всего воспринимается как признак  пренебрежения и неуважения, в  некоторых случаях выступает  как тактичная форма прощения  бестактности и неловкости, допущенной  партнером.

10. Манипуляция – скрытое от  адресата побуждение его к  переживанию определенных состояний,  изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению  действий, необходимых для достижения  целей инициатора. При этом для  манипулятора важно, чтобы адресат  считал эти мысли, чувства,  решения и действия своими  собственными, а не навязанными  извне и признавал себя ответственным  за них.

7. Общение. Уровни межличностного  общения.

Общение — сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное  общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных  процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и  социальную перцепцию (восприятие и  понимание партнера). При анализе  межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального  опыта не только между одновременно существующими группами, но и в  ходе исторического процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется  межличностному общению, где обозначенные три его стороны выступают  как раскрытие субъективного  мира одного человека по отношению  к другому. Так, коммуникативная  сторона общения предполагает обмен  информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного  процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, то есть на установки, ценности, мотивы, каждого из них как активного субъекта.

Исследование, проведенное  В. Н. Куницыной в 1980-1990-х гг., позволило  выделить 6 уровней успешности и  дать их психол. характеристику: 1) уровень  мастерства и свободы в О. - предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие  навыки и саморегуляцию, отсутствие отчужденности, т. е. включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования; 2) лидерский уровень - его легко достигают экстраверты, хорошо владеющие навыками и умениями, лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу. Они находят взаимопонимание с людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, к-рое избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Лидеры смелы и активны в контактах, ситуативно застенчивы, без излишней чувствительности, прибегают к манипулированию, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны, любят советовать; 3) радикально-партнерский уровень - характерен для партнерски ориентированных радикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Они конформны, хорошо работают в группе, практичны и не агрессивны, обладают высокой эмпатией, эгоцентричны; им присущи хороший самоконтроль и самодисциплина; 4) рационально-консервативный уровень - лица, составившие эту группу, консервативны, закрыты, расчетливы, нонконформны, погружены в себя, мечтательны, плохо контролируют эмоции; у них отсутствует эмпатия; 5) агрессивно-авторитарный уровень - у этих людей авторитарность сочетается с высокой агрессивностью (что обычно характерно для высоко авторитарных личностей). У них нет достаточной гибкости в способах влияния, снижено самоуважение, следствием чего является высокая тревожность; недостаток влияния обусловлен, помимо всего прочего, недостаточной сформированностью навыков и умений, что подтверждается также и отсутствием манипулятивности. Им свойственны повышенная конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации, раздражительность, порою взвинченность, внутренние и внеш. конфликты; 6) уровень невротического одиночества и застенчивости его составили люди с глубоким чувством одиночества, аутистичные, крайне невротизированные, плохо адаптирующиеся, с неважной саморегуляцией. Они мечтают о легкости О., но повышенная самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это - застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и даже холодные люди.

8. Понятие конфликта. Основные источники конфликта.

Понятие "конфликт" характеризуется  исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных  значениях. Самым общим образом  конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи  также подчеркивают, что такое  трудно разрешимое противоречие связано  с острыми эмоциональными переживаниями.

В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом  уровнях, которые диалектически  связаны друг с другом. Ниже мы будем  говорить о конфликтах в социально-психологическом  плане. На основе анализа большого числа  отечественных и зарубежных работ  Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее  в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.

Определяющую роль в  восприятии человеком конфликтности  ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который  это противоречие имеет для данного  индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также  с превышением индивидуального  порога толерантности. Этот универсальный  психологический механизм возникновения  конфликтов не исключает возможности  последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

Очень важна роль общественно-экономической  формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с этим наиболее значимыми  факторами, определяющими в конечном счете характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует межличностные отношения как на уровне основного производственного коллектива, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива. Однако эта детерминация на уровне отдельных производственных коллективов не может носить жесткого характера. Так, отмечается возможность несовпадения черт конкретной структуры отношений на отдельных предприятиях с характерными для всего общества в целом отношения взаимопонимания.

 

 


Информация о работе Основы социальных отношений