Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, реферат
Обсуждение вопроса о единстве научного знания, о способах и механизмах достижения этого единства опирается на тот очевидный факт, что современная наука раздроблена на необозримое множество отдельных научных дисциплин, областей и теорий. Представители различных конкретных наук говорят на разных языках, решают специфические проблемы и не имеют почти никаких точек соприкосновения в сферах своих профессиональных интересов. Языковед не пойдет на симпозиум специалистов по оптическим квантовым генераторам, а последних едва ли заинтересует обсуждение, скажем, особенностей критской письменности III тысячелетия до н.э.
Введение.......................................................................2
1.Основы дифференциации научного знания.........................................................
2.Онтологическое основание: разнообразие форм движения и видов материи……………………………………………………………………………
3.Гносеологическое основание: неизбежность абстракций…………………….
4.Методологическое основание: специфичность методов...................................
5.Социальное основание: общественное разделение труда.......................................................................................................
6.Смысл и судьбы единства науки………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Следует,
может быть, упомянуть еще один
социальный фактор, не только закрепляющий
стихийно складывающуюся дифференциацию,
но и способствующий ее углублению.
Современная наука
Смысл и судьбы единства науки
Приняв
во внимание те глубокие и неустранимые
причины, которые порождают
Как же истолковывают это понятие чаще всего? В самом первом приближении можно выделить по крайней мере три различных истолкования единства научного знания, каждое из которых рассматривает современную дифференциацию наук как временную или внешнюю. Самый определенный смысл понятию единства придают те авторы, которые говорят о замене ныне существующих наук одной наукой, о слиянии предметных областей различных наук в одну область, о формировании одного языка, выработке единого метода, о полном взаимопонимании между учеными и т. п. Единая наука — это одна наука. Такой науки еще нет, но она будет создана[16]. Что же можно сказать об этом понимании, которое «единство» науки отождествляет с ее «единственностью»? Выше мы пытались показать, что дифференциация науки обусловлена самой природой научного познания и социальной практикой. Поэтому, до тех пор пока наука остается наукой, она всегда будет разделена на множество конкретных наук, областей, языков, теорий. Если же различные ныне науки когда-нибудь сольются в одну науку, с одним языком и одной теорией, то это уже не будет тем, что мы сегодня называем наукой. В связи с этим можно вспомнить феодализм с его раздробленностью на множество мелких владений, каждое из которых имело своего суверена, войско, замкнутое хозяйство, нормы судопроизводства и пр. Преодоление феодальной раздробленности, образование централизованных государств, формирование наций и единого национального языка — это конец феодализма как общественно-экономической формации. Все рассуждения о преодолении дифференциации научного знания есть, по существу, рассуждения об устранении науки как особой исторической формы человеческого познания и о замене ее другой формой.
Иногда под единством науки понимают нечто общее, что присуще каждой конкретной науке, что, следовательно, отличает науку в целом как особую форму общественного сознания. К какой бы области ни относилось научное знание, оно должно быть, например, непротиворечивым, эмпирически проверяемым, обоснованным, подтвержденным фактами и т. п. Именно эти черты, обеспечивая единство его различных областей, отличают научное знание от натурфилософских, религиозных и псевдонаучных концепций. По поводу такого понимания можно заметить следующее. Во-первых, общность еще не есть единство. Луна и головка голландского сыра обладают сходными чертами, однако трудно говорить о каком-либо единстве между ними. Существование методологических норм и стандартов, общих для всех конкретных наук, еще не свидетельствует об их единстве. Во-вторых, нетрудно заметить, что в таком аспекте проблема единства научного знания неявным образом трансформируется в проблему демаркации: чем отличается знание от веры, наука от религии или мифа? Известно, что граница между наукой и ненаукой весьма расплывчата, даже если под «наукой» понимать только естествознание. Когда же мы принимаем во внимание еще и общественные науки, эта граница вообще исчезает. Единство научного знания, опирающееся на демаркацию между наукой и иными формами общественного сознания, оказывается столь же неопределенным, сколь неопределенны критерии демаркации.
Наиболее осторожные исследователи проблемы единства научного знания говорят об интегративных и редукционных процессах в современной науке. Единство науки они усматривают в преобладании интегративных тенденций. «Это стремление к интеграции, — пишет, например, Н.Ф. Овчинников, — можно рассматривать как проявление тенденции к единству научного знания»[17]. В XIX в. в науке преобладала тенденция к дифференциации; XX столетие принесло стремление к интеграции, к единству. Можно согласиться с тем, что для отдельных областей научного познания, например для физики, это утверждение справедливо. Однако для науки в целом оно кажется сомнительным. Здесь более привлекательной выглядит позиция, которая утверждает равноправие и взаимообусловленность двух противоположных тенденций — к интеграции и к дифференциации. С наибольшей ясностью и полнотой эту позицию выразила Н.Т. Абрамова «...Монизм и полиморфизм (многообразие), — отмечает она, — сосуществуют в современном сознании, и каждый из них представляет собой дополнительное явление для понимания развития научного знания как единого целого»[18]. Центробежная и центростремительная тенденция в развитии науки переплетены так же тесно, как сплетаются хромосомы в мейозе, и только это удерживает науку на орбите прогресса. Последняя позиция кажется неуязвимой для критики.
Однако отсюда не следует, что с ней обязательно нужно соглашаться. Изложенные в предыдущих разделах соображения приводят к выводу о том, что дифференциация наук представляет собой универсальную тенденцию или даже закономерность развития научного познания. Интеграционные же процессы носят локальный и временный характер. Попытки интеграции, синтеза, редукции если и приводят к успеху, то лишь в отдельных научных областях и на короткое время. Последующее развитие приносит с собой новую, более глубокую и тонкую дифференциацию. Дифференциация выражает движение науки, поэтому она универсальна и абсолютна как само движение; интеграция, синтез — это временная остановка, приведение в порядок и обзор интеллектуальных сил, наступавших по разным направлениям. Устранение или остановка дифференциации означает устранение или стагнацию самой науки. Единство человеческого познания в разные эпохи обеспечивалось мифом, религией или философией. Это единство никогда не было единством науки. Как только начинает развиваться наука в собственном смысле слова, единство познания мгновенно исчезает. И это когда-то утраченное единство так же невозможно восстановить, как невозможно вернуть утраченную невинность.
Да
и так ли уж плоха дифференциация,
как о ней порой говорят? В
пользу интеграции и единства научного
знания обычно приводят аргументы, неявно
свидетельствующие о вреде
Подводя итог, можно повторить прекрасные слова, которыми начинает свою статью Н.Ф. Овчинников: «Современное научное знание — явление сложное и неуловимое в своем единстве (подчеркнуто мной. — А. Н.)» [19].
— высшее животное, для социолога — потребитель или производитель каких-то благ и т. д. Что же такое человек? Все, что может сказать наука в целом, и кое-что сверх того. «Конкретное потому конкретно, — писал К. Маркс, — что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления»[10].
Здесь
описано, конечно, не что иное, как
метод восхождения от абстрактного
к конкретному — тот «
Использование
метода восхождения от абстрактного
к конкретному, выражающего специфику
научного познания, показывает гносеологическую
необходимость дифференциации наук.
Прежде чем начать это восхождение,
нужно сформировать его базис: разложить
мир на отдельные аспекты и
стороны, превратить их в самостоятельный
предмет изучения, выразить их в
абстрактных теоретических
Семантические
значения фундаментальных понятий
и законов той или иной конкретной
науки детерминированы
Методологическое основание: специфичность методов
Различия между отдельными науками находят проявление и в используемых ими конкретных методах исследования. Конечно, имеются так называемые общенаучные методы познания, т. е. методы, используемые не одной, а несколькими науками, например эксперимент, наблюдение, индукция и т. п. Однако видеть единство науки в том, что все конкретно-научные дисциплины пользуются одним и тем же методом, скажем индукцией, по-видимому, неверно.
Во-первых, трудно найти научный метод, который использовался бы во всех науках. Даже эксперимент, который считается чуть ли не наиболее характерной чертой науки Нового времени, применяется далеко не во всех науках. О нем едва ли можно говорить в астрономии, его нет в языкознании, он принципиально невозможен в истории и по этическим соображениям исключен в медицине. Остаются, правда, еще философские методы, в частности материалистическая диалектика как общий метод познания окружающего мира. Эти методы действительно используются во всех науках. Однако их использование свойственно не только научному, но и всякому отражению действительности — обыденному, художественному, философскому. Ограничивать сферу их применения лишь областью науки — значит лишать их универсальности.
Информация о работе Дифференциация и специализация научного знания