Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, реферат
Обсуждение вопроса о единстве научного знания, о способах и механизмах достижения этого единства опирается на тот очевидный факт, что современная наука раздроблена на необозримое множество отдельных научных дисциплин, областей и теорий. Представители различных конкретных наук говорят на разных языках, решают специфические проблемы и не имеют почти никаких точек соприкосновения в сферах своих профессиональных интересов. Языковед не пойдет на симпозиум специалистов по оптическим квантовым генераторам, а последних едва ли заинтересует обсуждение, скажем, особенностей критской письменности III тысячелетия до н.э.
Введение.......................................................................2
1.Основы дифференциации научного знания.........................................................
2.Онтологическое основание: разнообразие форм движения и видов материи……………………………………………………………………………
3.Гносеологическое основание: неизбежность абстракций…………………….
4.Методологическое основание: специфичность методов...................................
5.Социальное основание: общественное разделение труда.......................................................................................................
6.Смысл и судьбы единства науки………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Во-вторых,
в конце концов, не так уж и
важно, есть ли методы, без которых
не может обойтись ни одна наука. Даже
если таковые и отыщутся, то ими
вовсе не исчерпывается совокупность
познавательных приемов отдельной
конкретной науки. К общенаучным
методам познания каждая конкретная
наука добавляет свои специфические
приемы и методы. Например, в социологии
часто используются анкетирование,
опрос, совершенно неизвестные истории;
в то же время одним из важных
приемов исторического
Попробуем
теперь кратко резюмировать сказанное
выше. Различные конкретные науки
заняты изучением разных форм движения
и структурных уровней
Все
это можно выразить одним словом
— несоизмеримость! Да, та самая
несоизмеримость различных
В
начале статьи мы констатировали факт
раздробленности современной
Социальное основание: общественное разделение труда
Наука есть элемент общественной структуры, поэтому в ее развитии проявляются черты, свойственные развитию человеческого общества в целом. Деятельность ученого представляет собой разновидность общественного труда, и она развивается согласно тем общесоциологическим законам, которым подчиняется любая сфера человеческой деятельности. С точки зрения материалистического понимания истории в основе общественного прогресса лежит совершенствованию средств производства, которое сопровождается соответствующим разделением труда, дифференциацией различных видов деятельности. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс детально исследует ту громадную роль в развитии человеческого общества от дикости к цивилизации, которую играли первые крупные разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла и превращение торговли в особую сферу деятельности. Разделение труда содействовало резкому повышению его производительности, расслоению общества на классы и социальные группы, образованию государства и т.п. В конце концов, сама наука выделяется в отдельную сферу общественной деятельности благодаря разделению труда.
В
период становления капиталистического
способа производства труд средневекового
ремесленника подвергся расчленению
на отдельные простые операции, выполнению
которых нетрудно было обучить вчерашнего
крестьянина или бродягу. Появились
большие мануфактуры, обеспечившие
массовое производство ремесленных
изделий. Расчленение целостного трудового
процесса на ряд отдельных операций
и массовое мануфактурное производство
подготовили почву для
Научная
деятельность не является исключением.
Средневековье, как известно, знало
семь «свободных искусств» (тривиум
— грамматика, диалектика, риторика
— и квадривиум — арифметика,
геометрия, астрономия и музыка). Все
эти «искусства» были тесно связаны
между собой и объединялись под
верховенством теологии. Каждый ученый
той эпохи владел практически
всеми «искусствами». Эпоха Возрождения
и формирование науки Нового времени
быстро покончили с этим уютным единством.
Великие географические открытия превратили
географию в науку; ботаника и
зоология получили громадный новый
материал; труды Коперника, Браге, Кеплера,
Галилея превратили астрономию в
бурно развивающуюся область; математика,
механика, оптика стремительно возводили
здания величественных теорий. Единство
наук и искусств, опиравшееся на
религиозное миросозерцание, было взорвано
и уступило место прогрессирующей
дифференциации. Возникающие конкретные
науки подобно галактикам стремительно
разлетались в разные стороны, и
не требовалось никакого красного смещения
для того, чтобы обнаружить этот
процесс. Отличительной чертой новой
науки было то, что она не пыталась
понять мир в его синтетическом
единстве, как это было характерно
для натурфилософских систем древности
и теологических концепций
В XX в. количество наук стало необозримым, новые науки возникают на стыках старых, сложившихся дисциплин — биохимия, бионика, психолингвистика, технические науки и т. п. Более того, разделение научного труда проникло внутрь наук и привело к разделению ученых одной области знания на теоретиков и экспериментаторов; специалистов по тому или иному периоду истории, региону, стране; ученых, занимающихся фундаментальными или прикладными исследованиями. Как и рабочий, современный ученый является, как правило, лишь «частичным» ученым — узким специалистом. Однако именно эти возрастающие дифференциация и специализация и были, как показывает история науки, основой ее бурного прогрессивного развития. В настоящее время, когда на Земле работают около 80% всех когда-либо живших ученых, узкая специализация позволяет содействовать развитию науки.
Следует,
может быть, упомянуть еще один
социальный фактор, не только закрепляющий
стихийно складывающуюся дифференциацию,
но и способствующий ее углублению.
Современная наука
Смысл и судьбы единства науки
Приняв
во внимание те глубокие и неустранимые
причины, которые порождают
Как же истолковывают это понятие чаще всего? В самом первом приближении можно выделить по крайней мере три различных истолкования единства научного знания, каждое из которых рассматривает современную дифференциацию наук как временную или внешнюю. Самый определенный смысл понятию единства придают те авторы, которые говорят о замене ныне существующих наук одной наукой, о слиянии предметных областей различных наук в одну область, о формировании одного языка, выработке единого метода, о полном взаимопонимании между учеными и т. п. Единая наука — это одна наука. Такой науки еще нет, но она будет создана[16]. Что же можно сказать об этом понимании, которое «единство» науки отождествляет с ее «единственностью»? Выше мы пытались показать, что дифференциация науки обусловлена самой природой научного познания и социальной практикой. Поэтому, до тех пор пока наука остается наукой, она всегда будет разделена на множество конкретных наук, областей, языков, теорий. Если же различные ныне науки когда-нибудь сольются в одну науку, с одним языком и одной теорией, то это уже не будет тем, что мы сегодня называем наукой. В связи с этим можно вспомнить феодализм с его раздробленностью на множество мелких владений, каждое из которых имело своего суверена, войско, замкнутое хозяйство, нормы судопроизводства и пр. Преодоление феодальной раздробленности, образование централизованных государств, формирование наций и единого национального языка — это конец феодализма как общественно-экономической формации. Все рассуждения о преодолении дифференциации научного знания есть, по существу, рассуждения об устранении науки как особой исторической формы человеческого познания и о замене ее другой формой.
Иногда под единством науки понимают нечто общее, что присуще каждой конкретной науке, что, следовательно, отличает науку в целом как особую форму общественного сознания. К какой бы области ни относилось научное знание, оно должно быть, например, непротиворечивым, эмпирически проверяемым, обоснованным, подтвержденным фактами и т. п. Именно эти черты, обеспечивая единство его различных областей, отличают научное знание от натурфилософских, религиозных и псевдонаучных концепций. По поводу такого понимания можно заметить следующее. Во-первых, общность еще не есть единство. Луна и головка голландского сыра обладают сходными чертами, однако трудно говорить о каком-либо единстве между ними. Существование методологических норм и стандартов, общих для всех конкретных наук, еще не свидетельствует об их единстве. Во-вторых, нетрудно заметить, что в таком аспекте проблема единства научного знания неявным образом трансформируется в проблему демаркации: чем отличается знание от веры, наука от религии или мифа? Известно, что граница между наукой и ненаукой весьма расплывчата, даже если под «наукой» понимать только естествознание. Когда же мы принимаем во внимание еще и общественные науки, эта граница вообще исчезает. Единство научного знания, опирающееся на демаркацию между наукой и иными формами общественного сознания, оказывается столь же неопределенным, сколь неопределенны критерии демаркации.
Наиболее осторожные исследователи проблемы единства научного знания говорят об интегративных и редукционных процессах в современной науке. Единство науки они усматривают в преобладании интегративных тенденций. «Это стремление к интеграции, — пишет, например, Н.Ф. Овчинников, — можно рассматривать как проявление тенденции к единству научного знания»[17]. В XIX в. в науке преобладала тенденция к дифференциации; XX столетие принесло стремление к интеграции, к единству. Можно согласиться с тем, что для отдельных областей научного познания, например для физики, это утверждение справедливо. Однако для науки в целом оно кажется сомнительным. Здесь более привлекательной выглядит позиция, которая утверждает равноправие и взаимообусловленность двух противоположных тенденций — к интеграции и к дифференциации. С наибольшей ясностью и полнотой эту позицию выразила Н.Т. Абрамова «...Монизм и полиморфизм (многообразие), — отмечает она, — сосуществуют в современном сознании, и каждый из них представляет собой дополнительное явление для понимания развития научного знания как единого целого»[18]. Центробежная и центростремительная тенденция в развитии науки переплетены так же тесно, как сплетаются хромосомы в мейозе, и только это удерживает науку на орбите прогресса. Последняя позиция кажется неуязвимой для критики.
Информация о работе Дифференциация и специализация научного знания