Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, реферат
Обсуждение вопроса о единстве научного знания, о способах и механизмах достижения этого единства опирается на тот очевидный факт, что современная наука раздроблена на необозримое множество отдельных научных дисциплин, областей и теорий. Представители различных конкретных наук говорят на разных языках, решают специфические проблемы и не имеют почти никаких точек соприкосновения в сферах своих профессиональных интересов. Языковед не пойдет на симпозиум специалистов по оптическим квантовым генераторам, а последних едва ли заинтересует обсуждение, скажем, особенностей критской письменности III тысячелетия до н.э.
Введение.......................................................................2
1.Основы дифференциации научного знания.........................................................
2.Онтологическое основание: разнообразие форм движения и видов материи……………………………………………………………………………
3.Гносеологическое основание: неизбежность абстракций…………………….
4.Методологическое основание: специфичность методов...................................
5.Социальное основание: общественное разделение труда.......................................................................................................
6.Смысл и судьбы единства науки………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Однако отсюда не следует, что с ней обязательно нужно соглашаться. Изложенные в предыдущих разделах соображения приводят к выводу о том, что дифференциация наук представляет собой универсальную тенденцию или даже закономерность развития научного познания. Интеграционные же процессы носят локальный и временный характер. Попытки интеграции, синтеза, редукции если и приводят к успеху, то лишь в отдельных научных областях и на короткое время. Последующее развитие приносит с собой новую, более глубокую и тонкую дифференциацию. Дифференциация выражает движение науки, поэтому она универсальна и абсолютна как само движение; интеграция, синтез — это временная остановка, приведение в порядок и обзор интеллектуальных сил, наступавших по разным направлениям. Устранение или остановка дифференциации означает устранение или стагнацию самой науки. Единство человеческого познания в разные эпохи обеспечивалось мифом, религией или философией. Это единство никогда не было единством науки. Как только начинает развиваться наука в собственном смысле слова, единство познания мгновенно исчезает. И это когда-то утраченное единство так же невозможно восстановить, как невозможно вернуть утраченную невинность.
Да
и так ли уж плоха дифференциация,
как о ней порой говорят? В
пользу интеграции и единства научного
знания обычно приводят аргументы, неявно
свидетельствующие о вреде
Подводя
итог, можно повторить прекрасные
слова, которыми начинает свою статью
Н.Ф. Овчинников: «Современное научное
знание — явление сложное и неуловимое
в своем единстве (подчеркнуто мной. —
А. Н.)» [19].
[1] Винер Н. Кибернетика. М., 1958. С. 12.
[2] Чепиков М.Г. Интеграция науки: (Философский очерк). М., 1981. С. 271».
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 564—565.
[4] Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1. М., 1961. С. 23.
[5] Можно, конечно, и на четыре. Для нас в данном случае важен лишь сам факт разделения.
[6] См.: Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966. С. 101—102.
[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 66.
[8] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 163—164.
[9] Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976. С. 24—25.
[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 727.
[11] Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.С. 17.
[12] Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.С. 17.
[13] Конечно, язык каждой дисциплины содержит так называемые общенаучные понятия, т.е. понятия, используемые в нескольких науках. Но здесь мы говорим лишь о собственном языке каждой науки.
[14] О проблеме несоизмеримости см.: Мамчур Е.А. Проблема соизмеримости теорий // Физическая теория. М., 1980; Порус В.Н. О философском аспекте «проблемы несоизмеримости» // Актуальные проблемы анализа «научных революций». М., 1983.
[15] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 20.
[16] Пример такого подхода дает упомянутая выше книга М.Г. Чепикова.
[17] Овчинников Н.Ф. Особенности развития и тенденция к единству научного знания // Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974.
[18] Абрамова Н.Т. Монистическая тенденция развития знания // Вопр. философии. 1982. № 9. С. 86.
[19] Овчинников Н. Ф. Указ.
соч. С. 72.
Информация о работе Дифференциация и специализация научного знания