Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, реферат
Обсуждение вопроса о единстве научного знания, о способах и механизмах достижения этого единства опирается на тот очевидный факт, что современная наука раздроблена на необозримое множество отдельных научных дисциплин, областей и теорий. Представители различных конкретных наук говорят на разных языках, решают специфические проблемы и не имеют почти никаких точек соприкосновения в сферах своих профессиональных интересов. Языковед не пойдет на симпозиум специалистов по оптическим квантовым генераторам, а последних едва ли заинтересует обсуждение, скажем, особенностей критской письменности III тысячелетия до н.э.
Введение.......................................................................2
1.Основы дифференциации научного знания.........................................................
2.Онтологическое основание: разнообразие форм движения и видов материи……………………………………………………………………………
3.Гносеологическое основание: неизбежность абстракций…………………….
4.Методологическое основание: специфичность методов...................................
5.Социальное основание: общественное разделение труда.......................................................................................................
6.Смысл и судьбы единства науки………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Здесь
описано, конечно, не что иное, как
метод восхождения от абстрактного
к конкретному — тот «
Использование
метода восхождения от абстрактного
к конкретному, выражающего специфику
научного познания, показывает гносеологическую
необходимость дифференциации наук.
Прежде чем начать это восхождение,
нужно сформировать его базис: разложить
мир на отдельные аспекты и
стороны, превратить их в самостоятельный
предмет изучения, выразить их в
абстрактных теоретических
Семантические
значения фундаментальных понятий
и законов той или иной конкретной
науки детерминированы
Методологическое основание: специфичность методов
Различия между отдельными науками находят проявление и в используемых ими конкретных методах исследования. Конечно, имеются так называемые общенаучные методы познания, т. е. методы, используемые не одной, а несколькими науками, например эксперимент, наблюдение, индукция и т. п. Однако видеть единство науки в том, что все конкретно-научные дисциплины пользуются одним и тем же методом, скажем индукцией, по-видимому, неверно.
Во-первых, трудно найти научный метод, который использовался бы во всех науках. Даже эксперимент, который считается чуть ли не наиболее характерной чертой науки Нового времени, применяется далеко не во всех науках. О нем едва ли можно говорить в астрономии, его нет в языкознании, он принципиально невозможен в истории и по этическим соображениям исключен в медицине. Остаются, правда, еще философские методы, в частности материалистическая диалектика как общий метод познания окружающего мира. Эти методы действительно используются во всех науках. Однако их использование свойственно не только научному, но и всякому отражению действительности — обыденному, художественному, философскому. Ограничивать сферу их применения лишь областью науки — значит лишать их универсальности.
Во-вторых,
в конце концов, не так уж и
важно, есть ли методы, без которых
не может обойтись ни одна наука. Даже
если таковые и отыщутся, то ими
вовсе не исчерпывается совокупность
познавательных приемов отдельной
конкретной науки. К общенаучным
методам познания каждая конкретная
наука добавляет свои специфические
приемы и методы. Например, в социологии
часто используются анкетирование,
опрос, совершенно неизвестные истории;
в то же время одним из важных
приемов исторического
Попробуем
теперь кратко резюмировать сказанное
выше. Различные конкретные науки
заняты изучением разных форм движения
и структурных уровней
Все
это можно выразить одним словом
— несоизмеримость! Да, та самая
несоизмеримость различных
В
начале статьи мы констатировали факт
раздробленности современной
Социальное основание: общественное разделение труда
Наука есть элемент общественной структуры, поэтому в ее развитии проявляются черты, свойственные развитию человеческого общества в целом. Деятельность ученого представляет собой разновидность общественного труда, и она развивается согласно тем общесоциологическим законам, которым подчиняется любая сфера человеческой деятельности. С точки зрения материалистического понимания истории в основе общественного прогресса лежит совершенствованию средств производства, которое сопровождается соответствующим разделением труда, дифференциацией различных видов деятельности. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс детально исследует ту громадную роль в развитии человеческого общества от дикости к цивилизации, которую играли первые крупные разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла и превращение торговли в особую сферу деятельности. Разделение труда содействовало резкому повышению его производительности, расслоению общества на классы и социальные группы, образованию государства и т.п. В конце концов, сама наука выделяется в отдельную сферу общественной деятельности благодаря разделению труда.
В
период становления капиталистического
способа производства труд средневекового
ремесленника подвергся расчленению
на отдельные простые операции, выполнению
которых нетрудно было обучить вчерашнего
крестьянина или бродягу. Появились
большие мануфактуры, обеспечившие
массовое производство ремесленных
изделий. Расчленение целостного трудового
процесса на ряд отдельных операций
и массовое мануфактурное производство
подготовили почву для
Научная
деятельность не является исключением.
Средневековье, как известно, знало
семь «свободных искусств» (тривиум
— грамматика, диалектика, риторика
— и квадривиум — арифметика,
геометрия, астрономия и музыка). Все
эти «искусства» были тесно связаны
между собой и объединялись под
верховенством теологии. Каждый ученый
той эпохи владел практически
всеми «искусствами». Эпоха Возрождения
и формирование науки Нового времени
быстро покончили с этим уютным единством.
Великие географические открытия превратили
географию в науку; ботаника и
зоология получили громадный новый
материал; труды Коперника, Браге, Кеплера,
Галилея превратили астрономию в
бурно развивающуюся область; математика,
механика, оптика стремительно возводили
здания величественных теорий. Единство
наук и искусств, опиравшееся на
религиозное миросозерцание, было взорвано
и уступило место прогрессирующей
дифференциации. Возникающие конкретные
науки подобно галактикам стремительно
разлетались в разные стороны, и
не требовалось никакого красного смещения
для того, чтобы обнаружить этот
процесс. Отличительной чертой новой
науки было то, что она не пыталась
понять мир в его синтетическом
единстве, как это было характерно
для натурфилософских систем древности
и теологических концепций
В XX в. количество наук стало необозримым, новые науки возникают на стыках старых, сложившихся дисциплин — биохимия, бионика, психолингвистика, технические науки и т. п. Более того, разделение научного труда проникло внутрь наук и привело к разделению ученых одной области знания на теоретиков и экспериментаторов; специалистов по тому или иному периоду истории, региону, стране; ученых, занимающихся фундаментальными или прикладными исследованиями. Как и рабочий, современный ученый является, как правило, лишь «частичным» ученым — узким специалистом. Однако именно эти возрастающие дифференциация и специализация и были, как показывает история науки, основой ее бурного прогрессивного развития. В настоящее время, когда на Земле работают около 80% всех когда-либо живших ученых, узкая специализация позволяет содействовать развитию науки.
Информация о работе Дифференциация и специализация научного знания