Биографический и метод "кейс-стади" в исследовании экономических и социально политических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: охарактеризовать особенности биографического и «кейс-стади» методов в исследовании политических и социально-экономических процессов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Актуальные аспекты биографического метода в исследовании политических и социально-экономических процессов 5
1.1. Характеристика биографического метода в исследовании политических и социально-экономических процессов 5
1.2. Сбор биографического материала в исследовании политических и социально-экономических процессов 9
1.3. Анализ и интерпретация биографического материала 12
Глава 2. Анализ особенностей метода «кейс-стади» в исследовании политических и социально-экономических процессов 18
2.1. Характеристика метода «кейс-стади» в исследовании экономических процессов 18
2.2. Анализ особенностей применения метода «кейс-стади» в исследовании социальных процессов 21
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Биографический и.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение

 

В современных гуманитарных исследованиях некоторое смещение внимания с макроуровня политических схем в приватную сферу оказалось возможным в социологии, истории, политологии, гендерных исследованиях тогда, когда стало приемлемым  и  востребованным широкое применение качественных методов, а именно: включенного наблюдения, биографического интервью, дискурсивного анализа текста, и других.

Тема данной работы актуальна, так как биографический метод - это основной источник детальных и мотивированных описаний политических и социально-экономических процессов. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение "с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. При этом в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события "от первого крика до последнего вздоха". Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т. п. Некоторые авторы даже предлагают взамен широко употребляемых терминов "биографический метод" или "история жизни" использовать термин "история отдельного случая" ("individual case history"), подчеркивающий избирательный, селективный характер жизнеописания '.

Понятие  кейс-стади  применительно к методам сбора данных вошло в словарь российской социологии в начале 1990-х годов. В этот период значительных трансформаций в корне изменялись не только социальная  и  экономическая структура общества, но и способы понимания и объяснения социальной реальности. Падение железного занавеса вызвало новую волну интереса к исследованиям советского и постсоветского общества. Стала очевидной необходимость более глубокого осмысления отдельных сфер жизни советского человека, остававшихся вне основного интереса традиционной российской социологии или нуждающихся в реинтерпретации.

 

Например, для изучения низового уровня социальной политики, где оперируют такие агентства   как социальные службы  и  социальные работники, полезным оказывается использование этнографических  кейс-стади.

         Объект данной работы: качественные методы социологических исследований.

         Предмет данной работы: биографический  и кейс-стади методы социологических  исследований.

Цель данной работы: охарактеризовать особенности биографического и «кейс-стади» методов в исследовании политических и социально-экономических процессов.

Задачи работы:

- определить сущность биографического метода в  исследовании политических и социально-экономических процессов;

- рассмотреть особенности сбора биографического материала в  исследовании политических и социально-экономических процессов;

- проанализировать специфику  применения метода «кейс-стади»  в исследовании экономических  процессов;

- выявить особенности применения метода «кейс-стади» в исследовании социальных процессов.

При подготовке работы были использованы исследования:

1.Шоу К. «Ареал отклоняющегося  поведения»1929г.

2.Литлер К. «Развитие  трудового процесса» 1930г.

3.Сазерленд Э. «Криминологическая концепция»1962г.

4.Блау П. «Формальные  организации» 1962г.

 

Глава 1. Актуальные аспекты биографического метода в исследовании политических и социально-экономических процессов

1.1. Характеристика биографического метода в  исследовании политических и социально-экономических процессов

 

В социологии "истории  жизни" чаще всего использовались для изучения социальных меньшинств - тех групп, которые довольно трудно поддаются пространственной и временной локализации (и, следовательно, менее доступны для масштабных выборочных обследований)1.

В 1920-1940-х гг. биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е гг. чикагский социолог К. Шоу изучал подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными документами, результатами медицинских освидетельствовании и т. п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как "историю случая". Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к "анализу случая". Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда-группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событии с точки зрения самого "случая", т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом.

Как и метод включенного  наблюдения, биографический метод имеет "этнографические" корни. Культурные антропологи и историки часто опирались (и опираются) на "устные истории" или дневниковые записи и мемуары, когда им приходится изучать соответственно "доисторические", не имеющие письменной традиции сообщества, либо "закулисные" политические механизмы. Еще очевиднее тот вклад, который внесли в развитие биографического метода документальная журналистика и мемуаристика.  

Н. Дензин2 дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"): "...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний". Предположение о необходимости учета "перспективы деятеля", его смыслового горизонта и определения ситуации играет ведущую роль при использовании биографического метода. Так как целью здесь в конечном счете оказывается понимание тех или иных аспектов "внутреннего мира" субъекта, необходимым становится и предположение о том, что исследуемые располагают достаточно сложной структурой субъективного опыта и способны отделить собственный "образ Я" от образа окружающего мира, способны "воспринять себя в качестве активного субъекта своей собственной истории жизни, отличного от социального мира".

Следующая фундаментальная  особенность биографического метода-его  направленность на воссоздание исторической, развернутой во времени, перспективы событий. Используя биографический метод, социолог становится в некотором роде социальным историком. История социальных институтов и социальных изменений здесь раскрывает себя через рассказы людей об их собственной жизни. Это открывает дополнительные возможности для пересмотра "официальных" версий истории, написанных с позиций властвующих классов и групп и сопоставления этих версий с основанным на повседневном опыте знанием социальной жизни, которым располагают непривилегированные и "безгласные" социальные группы. ".Кто говорит и кого слушают-это политические вопросы; факт, становящийся особенно очевидным, когда голос получают люди, обладающие низким статусом и властью"1.

Вот, например, как описывает  свои отношения с начальством  женщина-работница, проинтервьюированная Дж. Уитнер в ходе исследования "биографии" игрушечной фабрики в Чикаго (эта работа, кстати, может служить примером использования биографического метода в исследовании организаций): "Один мастер - он прежде служил лейтенантом или еще кем-то там в армии - все время доводил работавших на его участке контролеров качества до слез, потому что он кричал на них и они расстраивались. (Вопрос: Почему он кричал на них?) Потому что они отказывались что-нибудь делать, а он не терпел, чтобы кто-то отказывался на его участке, и мы тушевались. Он накричал на меня. Я сказала ему, что мне наплевать. Тогда он побежал к начальству, чтобы пожаловаться, что я вела себя непочтительно. Он хотел от меня объяснительной. Но разве кто-то не покрикивал на меня? Я не собака". Особое внимание проблеме предоставления права голоса "безгласным" уделяет традиция символического интеракционизма. Здесь эта проблема рассматривается не столько в политическом, сколько в теоретическом аспекте. Предполагается, что во всяком обществе существует определенная "иерархия правдоподобия" в производстве и распространении значений и социального знания. Те, кто находятся на "верхнем этаже" этой иерархии, имеют преимущество в формулировке правил, используемых для приписывания смысла действиям и определения ситуации. В результате кто-то диктует правила и нормы в соответствии со своими интересами, а кто-то, также следуя своим интересам, нарушает эти правила и нормы, оказываясь в положении аутсайдера, маргинала или преступника. Если социолог принимает одну, господствующую точку зрения при описании фрагмента социальной реальности, он заведомо игнорирует те интересы, знания и смыслы, которые определяют поступки другой стороны.  

Естественно предположить, что направленность биографического  метода на то, чтобы представить субъективный опыт деятеля через его собственные категории и определения, требует какого-то переосмысления критериев объективности исследования. Действительно, социолог здесь должен прежде всего определить, какова "собственная история", личная трактовка субъекта. То, как субъект сам определяет ситуацию, в данном случае важнее, чем то, какова ситуация "сама по себе". Эта "собственная история" может и должна быть дополнена сведениями о том, как определяют ситуацию другие участники. Сопоставление точек зрения и сведений, полученных с помощью разных методов и (или) из разных источников, позволяет полно и достаточно объективно воссоздать не только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл для участников. Такой тип исследовательской стратегии в социологии принято обозначать как множественную триангуляцию. Множественная триангуляция помогает в анализе различающихся определений ситуации, относящихся к одним и тем же элементам опыта.

1.2. Сбор биографического материала в исследовании политических и социально-экономических процессов

 

Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его  жизни может рассматриваться  в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания "истории жизни" могут использоваться и вторичные источники - мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п. Например, если обратиться к исследованиям "истории жизни" организаций, К. Литлер3 изучал трудовые отношения в двух британских компаниях в 1930-е гг. Интервьюирование профсоюзных активистов, участвовавших в событиях того времени, было дополнено материалами архивов этих компаний и газетными сообщениями, касавшимися трудовых конфликтов, которые там происходили.

В недавнем совместном исследовании британских и российских ученых изучалась, в частности, кадровая политика на предприятиях разного типа ("неблагополучных", "благополучных", "новых"). Помимо анализа документов кадровой и экономической статистики использовались полуструктурированные интервью с работниками предприятий, основной темой которых стали трудовые биографии респондентов (всего было проведено 260 интервью на 12-ти предприятиях). Важно, однако, различать биографические (автобиографические) истории и так называемые устные истории. "Устная история"-это фактуально точное воссоздание определенных исторических событий. В ее фокусе-не субъективный опыт деятеля, а историческое знание о событиях, процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, рассказанные участниками событий, используются для накопления такого исторического и фактического знания. Историческое знание "с точки зрения очевидца" необходимо, например, антропологу, стремящемуся воссоздать историю разделения труда между соседними племенами или историю вражды между кланами. Историк-представитель школы "Новой социальной истории"-также сможет использовать устные истории, например, описывая бурные политические изменения "снизу" как изменения в повседневной жизни простых людей.

В социологии принято  различать три основных типа "историй  жизни": полные, тематические и отредактированные. Полная "история жизни" в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта - от колыбели до могилы (что само по себе не требует большого объема и степени детализации)1.

Тематическая "история  жизни" отличается от полной тем, что  она относится преимущественно к одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта. Например, Э. Сазерленд4 написал книгу о профессиональной карьере "вора в законе", который выступил в качества соавтора произведения. Сазерленд подготовил опросник, позволивший структурировать письменный рассказ своею соавтора, провел ряд дополнительных интервью и прокомментировал получившуюся "историю жизни". Однако он не использовал никакие дополнительные источники. Отредактированная "история жизни" может, вообще говоря, быть и полной, и тематической. Ее основная особенность-ведущая роль социолога-интерпретатора, явно организующего биографический материал в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных "историй жизни" становится иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом по сути исследовании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана "Стигма". Под "стигмой" здесь понимается свойство (атрибут), рассматриваемое как порочащее, неуместное для представителя определенной социальной категории и отличающее его от социально определяемой "нормы" (например, значительный физический дефект, моральное "уродство" наподобие алкоголизма, принадлежность к "не той" расе и т. п.). Так, в главе, посвященной типам "духовной карьеры" стигматизированных людей, Гофман использует десяток различных автобиографических источников, мемуаров, "жизненных историй", чтобы показать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, се очевидность для окружающих и т. п. Субъектами "жизненных историй" здесь оказываются и человек, заболевший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуалист.

Основными источниками  биографических данных, как уже говорилось, служат, помимо опросов и интервью, публичные и частные архивные материалы. Интервью, опросники и  дословные записи устных сообщений  неизменно играют ведущую роль в получении значимых для социологии "историй жизни". Их применение гарантирует релевантность получаемых сведений той теоретической проблеме, которая стоит перед социологом (хотя эта "социологическая релевантность", по мнению некоторых, достигается ценой меньшей спонтанности и непосредственности изложения). Процедуры интервьюирования и опросники, используемые в этом случае, по сути, отличаются от традиционных для социологии лишь тем, что они отчетливо структурированы временной перспективой человеческой жизни как целого. Опросник, или "биографический путеводитель", используемый при интервьюировании, позволяет субъекту упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность и т. п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т. п.), которые значимы для него и (или) интересуют социолога. Помимо того, что опросник или тематический путеводитель позволяют не позабыть или не пропустить существенные сведения, они полезны и самому исследователю как средство отчетливой и явной операционализации тех понятий, которые он собирается использовать в теоретическом анализе.

Информация о работе Биографический и метод "кейс-стади" в исследовании экономических и социально политических процессов