Биографический и метод "кейс-стади" в исследовании экономических и социально политических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: охарактеризовать особенности биографического и «кейс-стади» методов в исследовании политических и социально-экономических процессов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Актуальные аспекты биографического метода в исследовании политических и социально-экономических процессов 5
1.1. Характеристика биографического метода в исследовании политических и социально-экономических процессов 5
1.2. Сбор биографического материала в исследовании политических и социально-экономических процессов 9
1.3. Анализ и интерпретация биографического материала 12
Глава 2. Анализ особенностей метода «кейс-стади» в исследовании политических и социально-экономических процессов 18
2.1. Характеристика метода «кейс-стади» в исследовании экономических процессов 18
2.2. Анализ особенностей применения метода «кейс-стади» в исследовании социальных процессов 21
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Биографический и.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 Практика решения  бизнес-кейсов попадает в Россию  с Запада вместе с первыми  управленцами, получившими MBA за  рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим, зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов. В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс-клубы. C 2004 г. начинает функционаровать Кейс-клуб ГУ-ВШЭ и A-club при МГИМО(У) с 2006 г. Во главе клубов стоят прогрессивные студенты экономических факультетов, стремящиеся поделиться своим зарубежным опытом со сверстниками.

Для популяризации кейсов среди студентов, в 2007 году студенты МГИМО и ГУ-ВШЭ создают первый в истории России чемпионат по решению бизнес кейсов MindWrestling В это же время получает широкое распространение практика тестирования при помощи бизнес-кейсов при приеме на работу в западные компании в РФ. Международный бизнес испытывает недостаток в молодых специалистах, ориентированных на практику, вследствие чего поддерживает этот проект. Партнерами первого Чемпионата выступают компании Grant Thornton и Ernst & Young. В 2008-09 гг. растет популярность чемпионата: за два года его спонсорами становятся около 30 международных компаний, в чемпионате принимают участие 3500 студентов из 15 городов России.

Для развития программы  интеграции бизнес-кейсов в российскую систему образования создается ассоциация бизнес-клубов РФ, в которую входят Межвузовский клуб «Предприниматель», г. Нижний Новгород, Клуб Экономистов РГГУ, г. Москва, Молодежный Бизнес Клуб «Навигатор» и Кейс-клуб BrainBusters, г. Казань, Case Club НГУ (Проект Фонда «Эндаумент НГУ») и НГУЭУ, г. Новосибирск. Также внедрением и развитием кейс-метода занимается клуб InCase, г. Санкт-Петербург.

Организаторы Ассоциации бизнес-клубов движимы идеей внедрить практику образования при помощи бизнес-кейсов по всей России. Они пишут открытое письмо президенту РФ, в котором говорят о необходимости распространения культуры бизнес-кейсов в российских высших учебных заведениях не только для повышения качества образования, но и для развития национальной экономики в целом. Наличие в стране молодых специалистов, имеющих опыт ситуационного анализа, позволит развить сектор малого и среднего бизнеса и внедрить мировые стандарты бизнес-этики на всех уровнях предпринимательства.

Такую же идею поддерживают и развивают российские бизнесмены новой волны, создатели первой российской бизнес-школы Сколково Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др. Московская школа управления Сколково воспитывает бизнес-лидеров, которые смогут применить свои профессиональные знания в условиях динамичных международных рынков. Именно здесь ведется работа по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний.

Также ведущим специалистом в области кейс-технологий в России является Владимир Дмитриевич Киселев, старший научный сотрудник Центра социальных и психологических исследований ВШМБ АНХ при Правительстве РФ, разработавший более сотни авторских методик написания и дальнейшего анализа кейсов. Его методика написания кейса имеет свое специальное название — «кейкис», которое представляет собой синтез слов «кейс» и фамилии автора «Киселев».

2.2. Анализ  особенностей применения метода «кейс-стади» в исследовании социальных процессов

 

Отчет по различным типам  кейс-стади содержит описания и рекомендации, основа которых - не расчет уровня доверия  к данным, а представление спектра  событий, типов социальной практики, способов социального взаимодействия. С учетом специфики этих полевых практик особенностей представления результатов сложилась определенная система увеличения надежности данных, известная под термином «триангуляция»1.

В качественной социологической  методологии имеется в виду исследование повторной и параллельной проверки надежности полевых материалов, а также такие способы сбора и анализа полевых материалов, когда в группе обязательно присутствие исследователей разного пола, расы, возраста, чтобы избежать односторонних интерпретаций, вызванных возможными предубеждениями участников исследования.

В литературе представлены различные типы кейс-стади. Например, Л. Стенхауз выделяет эвалюаторное (направленное на оценку эффективности), образовательное  и этнографическое кейс-стади. Р.Йген предлагает свою классификацию, в которой называет такие типы, как аналитическое (объяснительное) и описательное кейс-стади. Описательная стратегия заключается в поиске ответов на вопрос «как», и задача состоит в подробном описании некоторого социального явления или института. В свою очередь, объяснительная стратегия призвана найти ответ, на вопрос «почему» осуществить поиск причин и факторов, оказывающих влияние на ситуацию. В этом случае кейс-стади не просто позволяет уточнить факты и упорядочить массу деталей, но способствует формулированию теории.

Опираясь на кейс-стади  и методы невключенного наблюдения П. Блау7 осуществил исследование организационных процессов, где продемонстрировал многие достоинства и недостатки этой методики. Он осторожно отметил, в частности, что несмотря на то, что выборка в таких исследованиях не является случайной и количество единиц исследования невелико, все же на основе сравнения данных, возможно сделать определенные обобщения по поводу деятельности формальных организаций.

Концепция кейс-стади  опирается на определенные представления  о природе случая и аналитическую  стратегию, представляющую собой логический каркас для сбора и интерпретации  данных. В качестве случая здесь  предстают несколько социальных феноменов, каждый из которых обладает как уникальностью, так и достаточной степенью типичности. Кейс-стади - всегда динамическое балансирование между детальной описательностью, фокусирующейся на особенностях той или иной социальной практики, и стремлением выйти на объяснения более широких закономерностей.

Какие случаи могут стать  предметом анализа исследований социальной работы? В данной исследовательской  области случай представляет собой  отдельный фрагмент социальной реальности, рассматриваемый в пространственно-временном  измерении и воплощенный в том или ином направлении социальной политики, организационном контексте определенного учреждения и действиях конкретных специалистов. Мы можем выбирать случаи в контексте места и времени, поэтому каждый из них имеет пространственно-временное измерение, а также отражает фокус исследования и уровень рассмотрения социальной проблемы.

Например, проблема социального  статуса и социальной защищенности пожилых людей может рассматриваться  как в сравнительно-историческом ключе, так и под «микроскопом» (здесь - и - теперь) в контексте конкретной организации. Через случай конкретной организации мы рассматриваем не только специфику и эффективность социальной политики, но и обобщает проблемы пожилых людей в современной России. Рассматривая школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в качестве такого случая, мы можем увидеть, как относятся к инвалидам в нашем обществе, откуда рекрутируются взрослые инвалиды в дома престарелых, а рассматривая социальную политику в отношении инвалидов, анализируем ресурсы и барьеры современной ситуации в этой области. Случаи не просто взяты в пространственно-временном контексте, они дают образ, метафору этого контекста.

В исторической перспективе  изучение социальной работы отражает конкретный временной срез со всеми его особенностями и свойствами. Здесь мы имеем в виду изменчивость социально-экономических обстоятельств, особенно ярко проявляющихся в условиях трансформационного периода, с одной стороны, а с другой тот факт, что любой момент в истории развития какого-либо института предстает отягощенным предыдущим опытом. Этот опыт влияет на настоящее и будущее развитие, включает в себя знания поколений людей, вовлеченных в деятельность данной институции, а также идеологии, практики работы, особенности организационной культуры.

Разрабатывает стратегию  кейс-стади, необходимо изучать и  давать обзор исторического среза  проблемы. Изучение социальной политики должно стать одним из уровней  анализа, в результате которого тот  или иной «случай» помещается в определенный контекст. «Случай» социальной политики по отношению к семье, пожилым или инвалидам, позволяют, опираясь на конкретные факты, проанализировать те структурные элементы, которые «вплетаются» в живую ткань повседневного опыта людей.

Одна из особенностей работы исследователя социальной службы в стратегии кейс-стади в том, что очень трудно сохранять актуальность исследования. Социально-исторические факты фиксируются и подвергаются систематической обработке и документированию, представляя материал для сравнения. В то же время работы в этой области, проведенные в других социальных службах, городах, могут противоречить друг другу по некоторым вопросам. Новые материалы и противоречия, расширяют границы изучаемой реальности, они позволяют обсуждать нововведения в политическом аспекте, с учетом уже выявленного контекст или предполагая свое видение ситуации. Однако важно учитывать особенности методологии кейс-стади современного общества и затруднения, связанные с попытками фиксировать постоянные социальные изменения.

Не менее важно географическое изменение «случая» в исследованиях  социальной работы. Поскольку исследование обычно осуществляется в конкретном населенном пункте, оно может содержать  указания на культурный и географический контекст. Многое в развитии социальной политики в регионе зависит от приоритетов местной власти-губернатора, групп политических или экономических интересов, отдельных руководителей ведомств, корпораций, а также экономического состояния региона. В одних регионах могут наличествовать традиционные системы соседской поддержки (современно отсутствующие в других). Традиционная роль сообществ может по-разному проявляться в городе и селе, различаются уровень жизни, содержание и способы формулирование социальных проблем. Особенности управления и социальной поддержки тоже проявляют себя по-разному. Все это задает специфический контекст, в котором развивается социальная работа, формируются определенные типы профессиональных качеств организационной культуры.

Изучение и составление  истории семьи-клиента - одна из главных составляющих технологий патроната. Описанный ниже метод изучения истории отдельного случая семейной жизни можно правомерно назвать аналитико-преобразующим и действенно преобразующим, базирующим не на априорной и заведомой стигматизации семей групп особого риска, а на эмпирических данных.

Прежде чем непосредственно  приступать к проведению социальной работы с семьей в рамках патроната, следует хорошо узнать ее ситуацию, характер проблем, природу их возникновения. Именно эта ситуация и эти проблемы то есть сама семья как случай, то положение, в котором она оказалась, личностные особенности ее членов, а на методы, на которые ориентированы специалисты и в которых находят выражение их профессиональные интересы, определяют избираемые по отношению к ней подходы.

Изучение истории семьи  или истории того или иного  случая прямо направлено на раскрытие  целостной сущности семейного неблагополучия. Описания отдельных случаев и  историй семейной жизни клиентов патроната представляют социальным работникам возможность достаточно точно придерживаются тенденций, которые определяют подходы к их изучению. Первый подход в таких описаниях связан с проблемами понимания своеобразия случая. Второй - с необходимостью объяснения этого своеобразия для себя и для других, которое относится к «пониманию» как реальное переживание того или иного события относится к сухим рассуждениям о нем.

Статус объективности  каждого случая семейной жизни обеспечивает подход, при котором после подробного описания, свидетельствующего о знании понимании всего случившегося с человеком (семьей- клиентом), следует объяснение, интерпретация, анализ того, почему и как это могло произойти.

Составление и анализ истории семьи требует от социального  работника использования целого ряда следующих друг за другом действий1:

1. Знакомство с тем  жизненным материалом, который уже  имеет у учреждения о семье,  сбор всех необходимых дополнительных  данных об интересующих службу  феноменах, формах и особенностях  протекания семейных процессов.

2. Построение соответствующих гипотез (предположений) о внутренних механизмах и причинах процесса аномального развития семьи, базирующихся на обобщении всех сведений о семье.

3. Обеспечение условий,  необходимых для проверки сделанных  гипотез (в процессе формирования  межличностных отношений с клиентом для доверительного и откровенного разговора о социально неодобряемых сторон жизни).

4. Создание целостной  социально-психологической модели, в которой были бы обобщены  полученные при проверке гипотез,  результаты рассмотрения отдельных сторон и механизмов патологического развития изучаемой семьи.

5. Поиск возможностей  применения созданных гипотетических  моделей на практике, то есть  в процессе взаимодействия с  членами семьи, воздействия на них, оказания им помощи.

Информация о работе Биографический и метод "кейс-стади" в исследовании экономических и социально политических процессов