Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 18:39, реферат
Биографический метод - мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии, преимущественно опирающийся на качественную исследовательскую парадигму. Биографический метод направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности , выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования.
Биографический метод - мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии, преимущественно опирающийся на качественную исследовательскую парадигму. Биографический метод направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности , выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования.
Впервые метод
жизненной истории использовали представители
Чикагской школы социологии У. Томас и
Ф. Знанецкий в исследовании "Польский
крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920).
На разработку биографического метода
повлияли теории, тяготеющие к интерпретативному
подходу:символический интеракц
В качестве материалов в биографическом исследовании могут использоваться различные виды данных:
Биографический
метод имеет много общего с методом устной
истории (oral history), иногда рассматривается
как разновидность метода истории отдельного
случая (case study). Спецификой биографического
метода считают его сфокусированность
на субъективной интерпретации аспектов
жизни личности, группы (например, семьи),
организации. Если устная история -
это воссоздание определенных исторических
событий с фактологической точностью
со слов их участника, то в центре внимания
биографический метод оказывается устное
или документальное описание событий с точки зрения
самого рассказчика в той форме, в которой субъект жизнеописания
переживает, интерпретирует и определяет
эти события. В истории жизни присутствуют
три типа конкретизации субъекта (по М.
Бургосу):субъект в качестве интервьюируемого; субъект как
Биографический
метод снимает разграничение уникальных
и типичных событий и проявляет интерес не
только к стандартным, но, прежде всего,
маргинальным смысловым перспективам.
Биографический подход дает возможность исследователю
описать значения и смыслы поступков,
исходя из перспективы самих участников
событий, при помощи их собственных категорий.
Возможности биографического метода позволяют
изучать и интерпретировать при помощи
создаваемых в ходе самого исследования
мини-теорий (А. Страусс, Дж. Корбин) маргинальные
для социологической теории области, т.е.
ранее не попадавшие во внимание исследователей, а также данные социологических
исследований, полученных в периоды значительных
социокультурных изменений. Поскольку
биографический метод направлен на исследование и представление субъективного опыта
информанта, то возникает проблема субъективно
С позиции конструктивизма история жизни, полностью бы отражавшая жизнь,
невозможна. Такого исследователя интересует
не истинность описанных событий,
а способ их репрезентации рассказчиком:
нарративный аспект материалов, способ
реконструкции своей жизни, категории,
используемые информантом для объяснения
своего поведения. Исследовательская рефлексия 19
В 1920-1940-х гг.
биографический метод широко применялся
представителя-ми Чикагской школы. Так,
например, в 1920-е гг. чикагский социолог
К. Шоу изучал подростковую преступность,
используя написанные по его просьбе ав-тобиографические
заметки юного правонарушителя, дополненные
полицейскими и судебными документами,
результатами медицинских освидетельство-вании
и т.п. Всю совокупность этих данных он
рассматривал как "историю случая"
Биографический
метод имеет очень много
Как и метод включенного
наблюдения, биографический метод имеет
"этнографические" корни. Культурные
антропологи и историки часто опирались
(и опираются) на "устные истории"
или дневниковые записи и мемуары, когда
им приходится изучать соответственно
"доисторические", не имеющие письменной
традиции сообщества, либо "закулисные"
политические механизмы. Еще очевиднее
тот вклад, который внесли в развитие биографического
метода документальная журналистика и
мемуаристика. (Дос-аточно вспомнить о
столь раннем примере использования сравнительно-
биографического метода, как "Жизнеописания"
Плутарха.) Первой собственно социологической
работой, "узаконившей" использование
личных документов, писем и автобиографий
в анализе социальных процессов, стала
опубликованная в 1918-1920 гг. книга У. Томаса
и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин
в Европе и в Америке". Один из томов
этой книги соста-вила автобиография польского
эмигранта Владека, описавшего свой путь
из провинциального Копина в Чикаго.
Этот путь включил в себя и учебу в деревенской школе, и работу помощником в лавке, и выезд в Германию в поисках заработка, предшествовавшие эмиграции в США. Томас и Знанецки первыми выступили с обоснованием использования биографического метода в рамках интерпретативного подхода в социологии. Они полагали, что социальные процессы нужно рассматривать как результат постоянного взаимодействия сознания личности и объективной социальной реальности. В этом взаимодействии личность и "ее" определения реальности выступают и как постоянно действующий детерминант, и как продукт социального взаимодействия. Следовательно, изучение сознания и самосознания - необходимое условие анализа социального мира.
Кроме того, Томас
и Знанецки предполагали, что исследование,
базирующееся на "историях жизни",
позволит выйти к более широким обобщениям,
касающимся социальных групп, субкультур,
классов и т.п. Н. Дензин дал одно из самых
популярных определений биографического
метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"):
"...биографический метод представляет
переживания и определения одного лица,
одной группы или одной организации в
той форме, в которой это лицо, группа или
организация интерпретируют эти переживания.
К материалам жизненной истории относятся
любые записи или документы, включая истории
случая" социальных организаций, которые
проливают свет на субъективное поведение
индивидов и групп. Такие материалы могут
варьировать от писем до автобиографий,
от газетных сообщений до протоколов судебных
заседаний".Предположение о необходимости
учета "перспективы деятеля", его
смыслового горизонта и определения ситуации
играет ведущую роль при использовании
биографического метода. Так как целью
здесь в конечном счете оказывается понимание
тех или иных аспектов "внутреннего
мира" субъекта, необходимым становится
и предположение о том, что исследуемые
располагают достаточно сложной структурой
субъективного опыта и способны отделить
собственный "образ Я" от образа окружающего
мира, способны "воспринять себя в качестве
активного субъекта своей собственной
истории жизни, отличного от социального
мира"
Список литературы:
Информация о работе Биографический метод социологических исследований