Биографический метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:30, методичка

Краткое описание

Биографический метод — один из наиболее часто используе¬мых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «со¬циальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны обществен¬ной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем со¬циальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно.

Файлы: 1 файл

Биографический метод.docx

— 45.88 Кб (Скачать)

  Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Существуют различные источники биографических данных: направленные интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие- либо социальные группы. При использовании метода «социальных биографий» следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект.

  Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).

  Существуют  и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др.

  Реалистическая  оценка и сформулированный диагноз  служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактики деятельности.

Методика  социально-педагогической работы с  различными категориями детей

  Базой в организации социально-педагогической работы может стать накопленный  опыт работы с конкретными категориями  несовершеннолетних. Отдельные проблемы можно идентифицировать первоначально на общем уровне, а затем диагностировать рисунок их индивидуального проявления. Сложность заключается в постоянном изменении как количественных, так и качественных характеристик ситуаций риска, которым подвержены дети и молодежь.

  Типичными группами несовершеннолетних, нуждающихся  в социально-педагогической поддержке, являются дети-инвалиды, дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные и безнадзорные дети и др.

  Дети-инващды. Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке признания лица инвалидом» (1996) ребенок признается инвалидом в результате медико-социальной экспертизы (МСЭ), исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития. После достижения 18 лет детям- инвалидам ВТЭК устанавливает какую-либо из трех групп инвалидности.

  В случае признания человека инвалидом, МСЭ в месячный срок разрабатывает  индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Согласно Примерному положению (1996), МСЭ определяет комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, которые обязательны для исполнения соответствующими органами, а для инвалида имеют рекомендательный характер (он может отказаться от каких-либо конкретных мероприятий или в целом от индивидуальной программы реабилитации). ИПР не может быть меньше Федеральной базовой программы (ст. 10 Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (1995)). По характеру финансирования она может быть плат- но-бесплатной. В случае, если инвалид сам заплатил за необходимую (указанную в ИПР) услугу, то ее стоимость ему в дальнейшем будет компенсирована в пределах государственных тарифов.

  Цель  социально-педагогической работы с  данной категорией детей — обеспечение  детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальное приспособление ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям детей-инвалидов.

  Жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его  развития отличается от образа жизни  и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация рассогласованности между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и круг общения включает только таких же детей. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.

  На  формирование личности ребенка-инвалида огромное влияние оказывает его ближайшее окружение — семья. Дальнейшая судьба таких детей в значительной степени зависит от позиции семьи. В зависимости от знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения их в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Это событие, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. В такой ситуации, особенно в первое время, важна поддержка социального педагога. Задача его заключается в изучении психологического климата в семье, ее межличностных отношений, в выявлении морально- психологических ресурсов родителей и других родственников. Известно, что в одних случаях в семье наблюдается недопонимание сложившейся ситуации и в связи с этим — пассивная позиция родителей. В других случаях — рациональное отношение родителей к появлению ребенка-инвалида (выполнение советов врача- реабилитолога и т.д.). В третьих случаях — гиперактивность родителей, поиск профессионалов, клиник, реабилитационных центров. Социальному педагогу предстоит направить усилия семьи по более рациональному пути, проводить психологическую и организационную работу, пытаться примирить родителей в случае размолвки между ними, привести их к правильному пониманию своих тяжелых обязанностей. Ситуация в семье с появлением ребенка- инвалида усугубляется еще и в связи с экономическим фактором: возникает необходимость обеспечить платный уход, медицинские консультации, приобретение лекарств, дополнительное питание, реабилитационные средства и т.д. В семье с ребенком-инвалидом возникает и проблема его обучения (на дому, в интернате, в специализированных школах и т.п.).

  Умение  правильно оценить характерологические  задатки ре- бенка-инвалида, особенности его реагирования на ограниченность своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Развитие невротического состояния, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма ребенка-инвалида во многом зависит от педагогических, психологических и медицинских знаний родителей и умения их использовать. Роль социального педагога — помочь родителям и в этой сфере. Поэтому чрезвычайно важны просветительская, информационная деятельность социального работника, умение применять правильно свои знания в данной области.

  Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети в возрасте до 4 лет, страдающие тяжелыми поражениями опорно-двигательного  аппарата и с задержкой умственного развития, получают лечение и уход в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ. Дети с не резко выраженными аномалиями в физическом и умственном развитии обучаются в специализированных школах (интернатах) Министерства образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в до- мах-интернатах системы социальной защиты населения.

  Учреждения  этих трех ведомств работают в тесном взаимодействии, осуществляется преемственность в их работе. Отбор детей в эти учреждения возложен на медико-педагогические комиссии, в состав которых входят врачи-психиатры, психологи, дефекто- логи, логопеды, представители учреждений социальной защиты населения. Процедура отбора включает осмотр ребенка, диагностику степени заболевания, оформление документации. Современный детский дом-интернат дня детей-инвалидов предоставляет своим воспитанникам различные ввды медицинской помощи (педиатрической, неврологической, психиатрической), педагогического воздействия и обучения. Детей с ограниченными возможностями, находящихся в домах-интернатах, обучают и воспитывают по специально разработанным программам, включающим формирование навыков самообслуживания, бытовой ориентации, обучение чтению, письму и счету в дошкольном и школьном возрасте. С 12-летнего возраста осуществляется обучение трудовым навыкам, которые закрепляются в учебно-производственных мастерских. Установлено, что дети с задержкой психического развития к подростковому возрасту могут овладеть не только трудовыми, но и некоторыми профессиональными навыками: швеи, плотника, штукатура-маляра, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и др. Это позволяет им в дальнейшем при наличии определенных социально-бытовых условий адаптироваться в обществе. Дети с менее выраженной задержкой умственного развития проживают в семьях и обучаются в специальных школах, ще они в течение 8 лет получают школьные знания и трудовые (профессиональные) навыки.

  Дети  с поражением опорно-двигательного  аппарата, которые не могут себя сами обслуживать и нуждаются в уходе, проживают в специальных домах-интернатах системы социальной защиты населения.

  Детям с физическими ограничениями  необходима медицинская реабилитация, психокоррекционная помощь, а она в до- мах-интернатах недостаточна. Обучение этой категории детей в домах-интернатах осуществляется по программе общеобразовательной школы, поэтому они могут проживать и в семьях и посещать обычную школу либо учреждение интернатного типа. Дети- инвалиды, не имеющие возможности посещать школу, должны обучаться на дому. Однако это происходит не везде, что отрицательно сказывается на их развитии.

  В соответствии с Федеральной целевой  программой «Дети-ин- валиды», входящей в состав Президентской программы «Дети России», создаются учреждения принципиально нового типа — территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной помощи семье и детям. В этих учреждениях осуществляется медицинская и психологическая реабилитация детей и социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов.

  Серьезные затруднения испытывают родители ребенка-инва- лида в связи с собственной правовой неграмотностью. Социальный педагог обязан информировать их об имеющихся правах и льготах, помогать в их обеспечении и защите. Перечислим льготы, предоставляемые детям-инвалидам законодательством Российской Федерации:

  • льготное обеспечение жилой площадью. Семьи, имеющие де- тей-инвалидов и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • 50-процентная скидка на пользование телефоном и радиотрансляционной точкой;
  • скидка не ниже 50 % с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
  • обеспечение лекарственными препаратами осуществляется бесплатно или на льготных основаниях. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определены постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 г.;
  • обслуживание вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, в учреждениях здравоохранения;
  • бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями и очередностью среди инвалидов. Дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение второй путевки для сопровождающего их лица;
  • изготовление и ремонт протезных изделий за счет федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси;
  • 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года;
  • бесплатный проезд один раз в год к месту лечения и обратно;
  • освобождение от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющееся в личном пользовании;
  • первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

  Суммируя  опыт социальных педагогов по работе с детьми-ин- валидами, можно выделить такие направления их работы:

  • взятие на учет ребенка-инвалида;
  • организация, при наличии наследственной патологии (или подозрения на нее), медико-генетической консультации родителям;
  • совместно с медицинскими работниками составление (уточнение разработанного МСЭ) плана социально-медицинской реабилитации (индивидуальной программы реабилитации) ребенка-инвалида и организационная помощь при ее проведении в поликлинике, на дому, в специализированном стационаре, летнем оздоровительном лагере, санатории;
  • поиск спонсоров при направлении ребенка-инвалида на лечение за рубеж;
  • оказание помощи в приобретении необходимых корригирующих приспособлений, тренажеров, инвалидных колясок, лекарств;
  • содействие в организации диспансеризации родителей, других детей при наличии у них отклонений в состоянии здоровья;
  • помощь в организации оздоровления родителей совместно с детьми в санаториях, семейных пансионатах, домах отдыха;
  • организация информационно-просветительских услуг родителям с привлечением специалистов необходимого профиля;
  • организация контактов с образовательными учреждениями, содействие в предоставлении образовательных услуг;
  • устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами семьи;
  • воспитание правильного отношения у родителей и других детей к ребенку-инвалиду как равноценному члену семьи;
  • формирование в микрорайоне и образовательном учреждении здорового общественного мнения по отношению к инвалидам и их семьям;
  • организация обществ семей, имеющих детей-инвалидов, активное участие в их деятельности; дз
  • содействие в профориентации, профобучении, трудоустройстве и профадаптации детей-инвалидов;
  • выявление детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, а также устройство их в специализированные учреждения; .
  • содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребенка-инвалида (от полного получения всех государственных пособий и льгот до привлечения услуг спонсоров

и др.);

Информация о работе Биографический метод