Биографический метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:30, методичка

Краткое описание

Биографический метод — один из наиболее часто используе¬мых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «со¬циальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны обществен¬ной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем со¬циальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно.

Файлы: 1 файл

Биографический метод.docx

— 45.88 Кб (Скачать)
  • закрепление детей-инвалидов за магазинами с обеспечением гарантированного набора основных продуктов питания, комплектов детской одежды и обуви, бытовой техники, мебели;
  • содействие в оказании различного вида гуманитарной помощи;
  • содействие в выделении денежных сумм и путевок в санатории и дома отдыха;
  • содействие в открытии реабилитационных, досуговых, специализированных обучающих центров и пансионатов для детей- инвалидов и членов их семей.

  Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сиро- ты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу де- тей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

  Сущность  социально-педагогической работы с  детьми-сиро- тами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализуя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.

Расширяя сферу  деятельности органов опеки и  попечительства, Семейный кодекс возлагает на них решение таких вопросов, как:

  • получение информации о детях, оставшихся без попечения

родителей;

  • выявление и учет таких детей;
  • прием заявлений от несовершеннолетних о защите их прав;
  • отобрание детей у родителей и других лиц при непосредственной угрозе их жизни, здоровью;
  • обеспечение права ребенка на воспитание в семье, участие в разрешении споров, конфликтов, связанных с воспитанием детей в семье, изменение имени, фамилии ребенка;
  • согласие на установление отцовства по заявлению отца;
  • согласие на контакт несовершеннолетнего с родителями, чьи права ограничены судом;
  • участие в судебном разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей;
  • предъявление иска о лишении или ограничении родительских прав;
  • участие в исполнении судебных решений по делам, связанным с воспитанием детей.

  Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в соответствующие учреждения для детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Социальный педагог в зависимости от специализации в той или иной степени принимает участие в процедуре оформления ребенка на дальнейшее воспитание.

  Значительное  поле деятельности имеет социальный педагог, работающий в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома- интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Детей в возрасте от 0 до 3 лет помещают в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственны vfB

недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

  В подобного рода учреждениях социальный педагог ведет картотеку детей, отслеживает особенности их социального развития, обеспечивает защиту их прав, предпринимает усилия по нормализации обстановки, созданию максимально приемлемых условий для полноценного развития каждого ребенка. К условиям, которые могут содействовать нормализации воспитательного пространства, специалисты относят:

  • приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы;
  • создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному;
  • организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети станут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка;
  • предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту;
  • неразделение братьев и сестер по разным учреждениям;
  • укрепление связей между детьми и их родителями;
  • развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни.

  Особое  направление деятельности социального  педагога — поиск путей обустройства детей в родной или приемной семье.

  Опыт  показывает, что «движение ребенка  в семью» лучше организовать в несколько этапов:

  • оповещение о детях через городскую газету, с фотографией, рассказом о них и предложением взять в семью на правах организации домашней группы;
  • двухмесячный контакт с семьей, желающей взять ребенка;
  • оформление домашней группы как структурного подразделения учреждения, а одного из родителей — как воспитателя с оплатой 1/5 ставки за каждого взятого в семью ребенка, а также соответствующего нормам снабжения одеждой и продуктами1.
 

    Опыт  работы Санкт-Петербургского Воспитательного  дома. 

  Дети, взятые в домашнюю группу, не порывают связи с учреждением. Они находятся под опекой государства до момента оформления их в приемную семью или установления над ними опеки/попечительства, усыновления.

  Социальный  педагог заботится о профориентации воспитанников (знакомство с миром профессий, корректировка неадекватных профессиональных намерений и т.п.), их правовой грамотности, помогает выпускникам домашних групп адаптироваться к условиям внешнего мира, самостоятельной жизни. Социальный педагог знакомит детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с теми льготами, которые предписываются им в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства, с правами на имущество и жилое помещение. Эти гарантии сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В частности, в сфере образования гарантируется:

  • зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы за обучение;
  • бесплатное получение второго начального профессионального образования;
  • зачисление на полное государственное обеспечение до окончания государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования любого типа;
  • обеспечение при выпуске из образовательного учреждения начального, среднего и высшего образования сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда;
  • стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также 10- процентная заработная плата, начисленная в период производственного обучения и производственной практики;
  • ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
  • выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в нем;
  • при предъявлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия, образовательное учреждение содействует организации лечения;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул по месту жительства и обратно к месту учебы.

  Безнадзорные  и беспризорные дети. Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому- либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребенка. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. Беспризорные дети — это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.

  Усугубление этой проблемы определяется следующими факторами:

  • кризисными явлениями в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня населения; ухудшение условий содержания детей в семьях);
  • распространением жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях, снижением ответственности за их судьбу;
  • нарастанием психоэмоциональных перегрузок у взрослых, непосредственно отражающихся на детях;
  • свертыванием инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность под влиянием рыночной экономики и в связи с оскудением государственного бюджета;
  • коммерциализацией сферы образования и культуры.

  Социально-педагогическую работу с данной категорией детей

можно разделить на два самостоятельных  блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный.

  Профилактическая  направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.

  Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Важнейшей задача — помочь ребенку обрести опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.

  Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.


Информация о работе Биографический метод