Метод кейс- стади

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС МЕТОДА CASE STUDU…………....4
1.2 ТИПЫ КЕЙСОВ, СПОСОБЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ…………………6
1.3 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТОДОМ CASE STUDU В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

метод кейс стади.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

                                              СОДЕРЖАНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1.1  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ   РЕСУРС  МЕТОДА    CASE STUDU…………....4

1.2  ТИПЫ  КЕЙСОВ, СПОСОБЫ  ИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ…………………6

1.3  ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ  С  МЕТОДОМ  CASE  STUDU  В

      УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ……………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                                 ВВЕДЕНИЕ 

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.  

Непосредственная  цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. 

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе.

В настоящее  время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы.  

Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране ещё в 20-е годы. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета.  

Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.  

Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь… Для  того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе…CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 

           1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС  МЕТОДА  CASE STUDU  

CASE STUDIES -  учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в “команде”, проводить анализ и принимать управленческие решения.

Кейс  метод позволяет демонстрировать  академическую теорию с точки  зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации»:

Хороший "кейс", как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку  не имеет единственно правильного  решения.  

Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения».  

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

1. «Аналитические  навыки.

К ним  можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические  навыки.

Пониженный  по сравнению с реальной ситуацией  уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования  экономической теории, методов и  принципов.

3. Творческие  навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные  навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные  навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ.

Несогласие  в дискуссии способствует осознанию  и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.  

Кроме того, метод должен включать набор  вопросов, подталкивающих к решению  поставленной проблемы. Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

– соответствовать  четко поставленной цели создания

– иметь  соответствующий уровень трудности 

– иллюстрировать несколько аспектов экономической  жизни 

– не устаревать слишком быстро

– иметь  национальную окраску 

– быть актуальным на сегодняшний день

– иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе 

– развивать  аналитическое мышление

– провоцировать  дискуссию 

– иметь  несколько решений 

Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым»  кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.  
 
 

              1.2 ТИПЫ  КЕЙСОВ, СПОСОБЫ ИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 

Классификация кейсов может производиться по различным  признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:          

- иллюстративные  учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определённом практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации;

- учебные  ситуации - кейсы с формированием  проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чётко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные  ситуации – кейсы без формирования  проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема чётко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные  упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из неё; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы. 

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. 

Некоторые учёные считают, что кейсы бывают «мёртвые» и «живые». К «мёртвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать студентов на поиск дополнительной информации для анализа. Такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время. 

Кейсы могут быть представлены в различной  форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.

Классификацию кейсов возможно проводить также по следующим признакам:

-по степени новизны ситуации и применяемым в зависимости от этого методам решений;

-по этапам принятия решений, для отработки которых применяется рассмотрение конкретных ситуаций;

-по иерархическому уровню принятия решений, поскольку конкретная ситуация рассматривается и оценивается по-разному руководителями различного уровня;

-по специализации, когда одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному. 

Нет определённого  стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных  носителях, однако включение в текст  фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать её, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам.

В последнее  время всё популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления  кейсов позволяют избежать вышеназванных  трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения. 

В зависимости  от того, кто выступает субъектом  кейса, их можно условно разделить  на :

- личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

- организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

- многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

Величина  кейса прямо зависит от его  назначения. Мини-кейс, занимающий по объёму от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займёт часть двухчасового практического занятия. Кейс средних размеров занимает обычно двухчасовое занятие, а объёмный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.

Бывают  кейсы с приложениями и без  приложений; кейсы с приложениями обычно предполагают формирование навыков  расчётов и анализа статистической информации.

Информация о работе Метод кейс- стади