Социально - экономические и политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является: изучить основы государственной социальной политики в отношении детей, и оценить эффективность ее реализации на практике.
Объект: социальная политика в отношении детей.
Предмет: особенности реализации государственной социальной политики в отношении детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………....3
Глава 1 Социально – экономические и политические процессы как объект социальных исследований …………………………………………………………..…...5
1.1 Понятие социального процесса…… ………………………………………....5
1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности ……………………………………………………………………..……...…..6
Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей ………………..11
2.1 Сущность социальной политики …………………………………………..11
2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства15
2.2.1 Состояние питания детей……………………………………………….15
2.2.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………...17
2.2.3 Обеспечение доступной квалифицированной
медицинской помощи…………………………………………………19
2.2.4 Формирование здорового образа жизни ……………………………...23
2.2.5 Государственные пособия гражданам имеющих детей……………....27
Глава 3 Совершенствование основных направлений государственной социальной политики в отношении детей ………………………………………………………...…29
3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей ……………………………………………………………………………………...30
3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей……………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список нормативно – правовых актов и литературы …………………………………38

Файлы: 1 файл

исэипп курсовая.docx

— 101.88 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………………....3

Глава 1 Социально – экономические и политические процессы как объект социальных исследований …………………………………………………………..…...5

1.1  Понятие  социального процесса…… ………………………………………....5

         1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности ……………………………………………………………………..……...…..6

  Глава 2  Государственная социальная политика  в интересах детей ………………..11

             2.1 Сущность социальной политики  …………………………………………..11

             2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства15

               2.2.1 Состояние питания детей……………………………………………….15

                2.2.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………...17

               2.2.3 Обеспечение доступной квалифицированной

                            медицинской помощи…………………………………………………19

                 2.2.4 Формирование здорового образа жизни ……………………………...23

                2.2.5 Государственные пособия гражданам  имеющих детей……………....27

   Глава  3 Совершенствование основных направлений  государственной социальной политики  в отношении детей ………………………………………………………...…29

    3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей ……………………………………………………………………………………...30

     3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей……………………………………………...32

Заключение……………………………………………………………………………….32

Список нормативно – правовых актов и литературы …………………………………38

 

 

 

 

Введение

          Повышение в общественном сознании значения ценностей семейного благополучия и значимости детей, социальная поддержка семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения продолжают оставаться основными стратегическими задачами реализуемых в Российской Федерации мер поддержки семьи, материнства и детства.

          Правительство Российской Федерации одобрило Основные направления антикризисных действий, которые ориентированы на поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения.

         Дети остаются одной из наиболее уязвимых социальных групп населения в Российской Федерации. Дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, те, кто находится в трудной жизненной ситуации, подвержены серьезному риску оказаться в социальной изоляции, быть социально исключенными.    Многие дети нуждаются в более полной реализации их прав на развитие, образование, благоприятную экологическую среду. Несмотря на положительную динамику некоторых социальных показателей, характеризующих здоровье и развитие детей, остается много нерешенных проблем, которые не позволяют обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка. Защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов - все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Актуальность  проблем детства связана с  возросшими рисками этой категории  в условиях экономического кризиса, обусловившего возможность сокращения финансирования социальных программ, направленных на реализацию социальной политики государства.

Целью нашего исследования является: изучить основы государственной социальной политики в отношении детей, и оценить эффективность ее реализации на практике.

Объект: социальная политика в отношении  детей.

Предмет: особенности реализации государственной социальной политики в отношении детей.

В соответствии с целью, объектом и предметом  мы поставили следующие задачи:

1) выяснить  сущность социальной политики;

2) выявить особенности государственной социальной политики в отношении детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований

1.1 Понятие социального процесса

         Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

          Социальный процесс - это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр.

          Процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

          Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

          Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

          Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

Потенциальными причинами социальных процессов можно назвать:

  • природные причины - истощение ресурсов, загрязнение природной среды, катаклизмы и пр.;
  • демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграции, процесс смены поколений;
  • изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс;
  • социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы; привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т. д.

          Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социальных процессов является научное сообщество - сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель - определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени [12, с. 9].

1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности

          Социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

Особенности социального исследования заключаются:

  1. в конкретности, то есть изучаются конкретно существующие или существовавшие люди, изучается реальная социальная действительность;
  2. в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.

          Особенность подхода к изучению социальных систем  состоит в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как научной, так и политической)  исследователей.

          Исследования бывают:

  • теоретическими (то есть основанные на применении и апробировании определенных социологических теорий) и эмпирическими (то есть основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности, завершающиеся, как правило, теоретическим осмысливанием);
  • фундаментальными (ориентированными на выявление универсальных связей и отношений) и прикладными (ориентированными на решение узкого круга практических проблем);
  • сплошными и выборочным. (см рисунок 1.1)

          Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социального  исследования хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

 

Рисунок 1 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности

           Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительной деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления.

          Структурными компонентами плана социального исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

          Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста); проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланки-интервью, бланки формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных финансовых затрат на исследование.

          Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социальной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и центральный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

          Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков-интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации на компьютере исследовательская группа получает виды распечаток социологических данных.       

          Блок четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.

          Одним из важнейших направлений в социологических исследованиях является изучение социальной безопасности. Данное исследование  осуществляется с помощью специально разработанных программ, позволяющих производить с помощью интегрированных экспертных оценок сравнительный анализ реальных и нормативных социальных показателей. В каждое исследование необходимо включать сравнение результатов прогнозирования за прошедший прогнозный период с  полученными реальными данными. Если будет обнаружено большое отклонение исследуемого социального показателя от прогноза –  то это значит, что необходимо провести дополнительное аналитическое исследование с привлечением экспертов с целью обнаружения и анализа факторов, оказавших столь сильное влияние на стабильность социальных процессов.

Информация о работе Социально - экономические и политические процессы