Социально - экономические и политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является: изучить основы государственной социальной политики в отношении детей, и оценить эффективность ее реализации на практике.
Объект: социальная политика в отношении детей.
Предмет: особенности реализации государственной социальной политики в отношении детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………....3
Глава 1 Социально – экономические и политические процессы как объект социальных исследований …………………………………………………………..…...5
1.1 Понятие социального процесса…… ………………………………………....5
1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности ……………………………………………………………………..……...…..6
Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей ………………..11
2.1 Сущность социальной политики …………………………………………..11
2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства15
2.2.1 Состояние питания детей……………………………………………….15
2.2.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………...17
2.2.3 Обеспечение доступной квалифицированной
медицинской помощи…………………………………………………19
2.2.4 Формирование здорового образа жизни ……………………………...23
2.2.5 Государственные пособия гражданам имеющих детей……………....27
Глава 3 Совершенствование основных направлений государственной социальной политики в отношении детей ………………………………………………………...…29
3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей ……………………………………………………………………………………...30
3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей……………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список нормативно – правовых актов и литературы …………………………………38

Файлы: 1 файл

исэипп курсовая.docx

— 101.88 Кб (Скачать)

          Реализация положений Концепции позволит добиться стабилизации и поэтапного снижения объемов потребления алкоголя взрослым человеком с    18 литров в год на душу населения в настоящее время до 15 литров к 2012 году, а также создать условия для существенного и постоянного снижения объемов потребления алкоголя в стране в дальнейшем.

          В рамках реализации мероприятий по профилактике наркотической зависимости подготовлены и утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 9 апреля 2010 г.  № 225 порядок оказания наркологической помощи населению Российской Федерации, положения об организации деятельности наркологического кабинета, наркологического кабинета по обслуживанию детского населения, наркологического отделения, наркологического диспансера (наркологической больницы), наркологического центра, наркологического реабилитационного центра, стандарты оснащения наркологического отделения, диспансера, наркологической больницы, наркологического центра.

          В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» одним из приоритетных направлений в развитии школьного спорта в ближайшие годы станут Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры», которые будут проводиться ежегодно, начиная с 2010 года. Их цель - привлечь к систематическим физкультурно-спортивным занятиям практически каждого школьника.

          В рамках мероприятий  Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г.  № 1101-р, определены меры, направленные на модернизацию системы физического воспитания в образовательных учреждениях, в том числе на сохранение  обязательной формы физкультурного образования – для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

          В 2010 году осуществлялась работа по нормативному и организационно-методическому регулированию деятельности образовательных учреждений в сфере охраны здоровья обучающихся,  а также формированию у них культуры здорового и безопасного образа жизни.

В 2010 году проведено 150 всероссийских мероприятий  по 16 видам спорта и спортивно-оздоровительный  фестиваль школьников «Президентские состязания», в финальных этапах которых приняло участие 19326 обучающихся  из 80 субъектов Российской Федерации.

В настоящее  время в Российской Федерации  наблюдается увеличение основных показателей  развития физической культуры и спорта.

Так, согласно данным государственной статистической отчетности,  число занимающихся физической культурой и спортом  в настоящее время  составило 26,4 млн. человек или 18,5%  от численности населения Российской Федерации (в 2009 году этот показатель составлял 17,3%, в 2008 году  – 15,9%).

          В субъектах Российской Федерации реализуются комплексные программы развития физической культуры и спорта, принимаются нормативные правовые акты, направленные на развитие массовой физической культуры и спорта, оздоровление населения средствами физической культуры, в том числе по месту жительства и учебы. 

2.2.5 Государственные пособия гражданам, имеющим детей

            В 2011 году государственное пособие по уходу за ребенком выплачивается свыше 3 млн. граждан, в том числе 1,6 млн. граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию.

          Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации осуществляется выплата ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячных пособий на ребенка одинокой матери, пособий на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо проходят военную службу по призыву, на детей из многодетных семей, на детей – инвалидов, а также семьям, в которых родители являются инвалидами.

          В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г.  № 81-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами и иными нормативными правовыми актами определять размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

          Размер ежемесячного пособия на ребенка колеблется от 70 рублей до 1000 рублей, в Иркутской области составляет 258 рублей.

          Численность детей в возрасте до 16 лет, на которых назначено пособие в 2011 году уменьшилась и составляла 9 943 тыс. человек (в 2010 году -  10 524 тыс. человек, в 2009 году – 10623 тыс. человек).

          В декабре  2011 года ежемесячное пособие на ребенка выплачивалось 6 750 тыс.  получателей (в 2010 году – 7285 тыс., в 2009 году – 7445 тыс.), из них:

  • 1 254 тыс. получателей пособия на детей одиноких матерей (в 2010 и 2009 годах – 1319 и 1314 тыс.);
  • 7,6 тыс. получателей пособия на  детей военнослужащих по призыву;
  • 5,4 тыс. получателей пособия на детей, родители которых уклоняются от алиментов (в 2010 году – 6,0 тыс., в 2009 году - 5,9 тыс.);
  • пособия на 240,4 тыс.  детей из многодетных семей выплачивалось 83,6 тыс. получателей;
  • выплачивались пособия 21 тыс. детей-инвалидов.

          На основании вышеизложенного можно сделать вывод:

          В 2011 году в Российской Федерации продолжена реализация нового комплекса мер по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важным из них явилось в 2011 году дальнейшее расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала. Анализ существующей системы государственной поддержки материнства и детства позволяет сделать вывод о том, что система государственных пособий семьям с детьми и меры, реализуемые в субъектах Российской Федерации, носят в целом адресный характер и направлены на улучшение материально-экономического положения семей с детьми. Большое внимание уделялось реализации мероприятий федеральных целевых программ, направленных на создание условий жизнедеятельности детей, их воспитание и развитие, обеспечение социальной защиты, ликвидацию безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних. Правительством Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, предусматривающие комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в оптимальном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».

В ходе реализации национального приоритетного проекта  «Здоровье» проводились мероприятия  по повышению эффективности деятельности служб материнства и детства, созданию условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей  и подростков.

          Важным направлением деятельности в 2011 году, как и в предыдущем, являлись пропаганда и формирование условий для ведения детьми и подростками здорового образа жизни, приоритетного развития массового спорта.

          Одним из приоритетных направлений в развитии школьного спорта в ближайшие годы станут ежегодные Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры».

          Правительством Российской Федерации одобрен проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, являющиеся логическим продолжением тех значимых системных изменений в отрасли, которые последовательно осуществляются в образовательной практике, в том числе и в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Совершенствование основных направлений государственной социальной политики в отношении детей

3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей

           С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

           Большое влияние на развитие ребенка имеет окружающая среда. Нормальное и тем более благоприятное протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных способностей или, по крайней мере, поддерживает развитие в пределах потенциальных способностей.

          Вместе с тем, острота и масштаб наиболее острых проблем детства в Российской Федерации снижаются недостаточно, что создает серьезную угрозу будущему страны. Младенческая, детская и материнская смертность остаются пока намного выше уровня соответствующих показателей в развитых странах, ухудшается здоровье детей, растет заболеваемость детей социально обусловленными заболеваниями, прежде всего туберкулезом и ВИЧ/СПИДом.

          К сожалению, в России не становится меньше детей, которым требуется особая защита и поддержка взрослых. Если в прошлые времена большую часть таких детей составляли дети-сироты, то в последнее время мы наблюдаем активный рост количества социальных сирот, детей, которые брошены родителями или отобраны у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию. В результате по решению суда или по воле родителей такие дети оказываются на попечении государства.

          Бедность, хотя и доминирует, но не является единственной причиной социального сиротства. Комплекс факторов, приводящих к нарастанию семейного неблагополучия, складывается из трех групп: социальные факторы (бедность, безработица, инвалидность и др.), семейные (традиции, сформированные в поколениях, такие как алкоголизм, жестокость в отношении близких как форма реагирования на стрессовые ситуации, семейное насилие) и личностные (отсутствие психологического потенциала для преодоления трудностей).

          Наблюдается падение уровня жизни семей, имеющих более одного ребенка, что зачастую приводит их к социальному исключению в силу недоступности многих ресурсов, необходимых для полноценного развития. Сегодня, по мнению социологов, в России бедность имеет детское лицо. Разный уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации приводит к неравенству в отношении предоставления социальных услуг, осуществления и защиты прав детей.

          Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности являются факторами, определяющими процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений.

          Неблагополучная «семейная демография» служит мощным криминогенным фактором. В настоящее время растет доля подростков, совершивших преступления, в семье которых только один родитель, отмечаются негативные последствия воспитания подростков вне семьи.

          Значительное количество социальных сирот свидетельствует о том, что процесс реабилитации семьи является достаточно сложным и только 2% детей возвращаются в биологические семьи после восстановления родителей в родительских правах.

          Развитие высоких технологий, открытость страны по отношению к мировому сообществу привели к незащищенности детей от таких рисков, как противоправный контент в Интернете, кибербулинг, торговля детьми, детская порнография и проституция, детский трафикинг и пр.

          В течение последних 5 лет основные количественные и качественные показатели состояния подростковой преступности не претерпели кардинальных изменений и в целом характеризовались стабильной отрицательной динамикой.

          Возрастает актуальность образовательного неравенства детей из различных социальных слоев; сохраняются группы детей, не охваченных образовательными услугами или охваченных ими в недостаточной степени, такие как дети-инвалиды и дети с особыми потребностями, безнадзорные дети. Значимой проблемой во многих сферах деятельности, на которую указывают специалисты, является низкий уровень межведомственного взаимодействия при решении задач защиты интересов ребенка. Решение всех этих проблем требует объединения усилий законодательной и исполнительной власти всех уровней, специалистов и представителей науки, институтов гражданского общества, населения и самих детей.      

3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей

          Для реализации комплексной, системной и сбалансированной государственной политики в интересах детей и повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, направляемых на эти цели, предлагается инициировать разработку и включение в перечень государственных программ специальной программы в интересах детей и семей с детьми. Название программы может стать результатом общественного обсуждения, однако в нем важно отразить ее непосредственную связь со стратегией развития страны: например, «Эффективная политика в области детства - стратегия будущего», «Полноценное детство во имя развития России».

Информация о работе Социально - экономические и политические процессы