Социально - экономические и политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является: изучить основы государственной социальной политики в отношении детей, и оценить эффективность ее реализации на практике.
Объект: социальная политика в отношении детей.
Предмет: особенности реализации государственной социальной политики в отношении детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………....3
Глава 1 Социально – экономические и политические процессы как объект социальных исследований …………………………………………………………..…...5
1.1 Понятие социального процесса…… ………………………………………....5
1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности ……………………………………………………………………..……...…..6
Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей ………………..11
2.1 Сущность социальной политики …………………………………………..11
2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства15
2.2.1 Состояние питания детей……………………………………………….15
2.2.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………...17
2.2.3 Обеспечение доступной квалифицированной
медицинской помощи…………………………………………………19
2.2.4 Формирование здорового образа жизни ……………………………...23
2.2.5 Государственные пособия гражданам имеющих детей……………....27
Глава 3 Совершенствование основных направлений государственной социальной политики в отношении детей ………………………………………………………...…29
3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей ……………………………………………………………………………………...30
3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей……………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список нормативно – правовых актов и литературы …………………………………38

Файлы: 1 файл

исэипп курсовая.docx

— 101.88 Кб (Скачать)

          Вывод: В настоящее время в изучении социальных процессов к сожалению, пока еще не нашли достаточно широкого распространения и применения методы математической статистики. В то время как социальная информация, собранная  в системе мониторинга, способна давать исходный материал для глубокого и разностороннего автоматизированного анализа, моделирования и прогнозирования динамики социальных процессов. Последующая визуализация полученных результатов в форме табличных распределений, графиков и диаграмм позволяет наиболее четко увидеть изучаемый процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей

    1. Сущность социальной политики

          Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства [18, с.54].

          Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Важную роль в повышении эффективности государственной политики в этом вопросе играет уровень развития соответствующих институтов.

          Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

          Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

  • гуманизм, социальная справедливость;
  • системность, непрерывность, преемственность;
  • сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
  • открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие "обратной связи" органов управления с массами);
  • демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
  • действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
  • адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

          Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Важнейшими  из них являются:

  • выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
  • оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
  • интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
  • прогностическая;
  • социальная защита населения;
  • управление социальными процессами и др.

С помощью  функций обеспечивается главная  задача социальной политики - гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных  блока:

а) социальная политика в широком смысле, которая  охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни  членов общества, включая обеспечение  последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными  доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование  и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

        б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита  уровня жизни путем введения  разных форм компенсации при  повышении цен и проведение  индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача  помощи на случай безработицы;

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы;

5) развитие  образования, охрана здоровья, окружающей  среды в основном за счет  государства;

6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

          Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере [16, с.38].         

          Государственная социальная политика детства - это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленная на улучшение условий, уровня и качества жизни детей.

          Политика государства по защите детства должна включать в себя систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т.д.), учет, контроль за его за использованием механизмов защиты детства.

             Социальная безопасность может быть достигнута при проведении социальной политики, в которой должное место занимает социальная защита детей, детства, отрочества и юношества (защита социальная).

          Социальная защита должна эффективно оберегать детей от социальных рисков:

  • обуславливающих мертворождение и патологические роды;
  • голодание и нерациональное для детей питание;
  • безнадзорность и беспризорность;
  • экономическую и сексуальную эксплуатацию;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • отрицательное психологическое воздействие;
  • дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
  • проживание в экологически неблагополучной среде;
  • пребыванию ребенка в семье;
  • получению образования и духовно-нравственного воспитания;
  • формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
  • развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
  • охране труда подростков;
  • приобщению к культурным ценностям;
  • занятиям физической культурой и спортом;
  • созданием условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
  • выбору вероисповедания;
  • целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей [3, с.78].

           Дети - одна из самых представительных демографических и социальных групп населения, которую составляют лица в возрасте до 18 лет. Для нее характерны определенные психофизиологические, социальные, правовые особенности.

В детском  возрасте закладывается фундамент  личности, формируется ее основные качества: физическое и психическое  здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал [19, с.276].

В России проблемы детей и детства многочисленные и не нашли достойного решения. Многие дети находятся в сложных и  даже чрезвычайных обстоятельствах. Все  это сказывается на современном  молодом поколении детей в  целом и, безусловно, отразиться на будущих поколениях.

2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки  детства

2.2.1 Состояние питания детей

          Обеспечение детей полноценным сбалансированным питанием является  одной из проблем охраны здоровья детей и одним из условий нормального развития ребенка.

          В последние  годы сохраняются различия в питании семей, проживающих в городской и сельской местности, между многодетными и малодетными семьями.  

          Большую долю средств многодетные семьи тратят на питание.  В семьях с четырьмя и более детьми доля расходов на эти цели составила в 2010 году 46,1% в потребительских расходах, что на 0,1 процентных пунктов больше, чем в 2009 году (в 2009 году – 46,0%, в 2008 году – 44,2%).Расходы на питание в 2010 году составляли от 31,0 до 46,1% всех потребительских расходов семей в зависимости от числа детей в них (в 2009 году – от 32,4 до 46%).

          В семьях с четырьмя и более детьми доля расходов на эти цели составила в 2010 году 46,1% в потребительских расходах, что на 0,1 процентных пункта больше, чем в 2009 году (в 2009 году – 46,0%, в 2008 году – 44,2%).

          Особое значение имеет питание детей первого года жизни. В Российской Федерации сохраняется низкая распространенность грудного вскармливания (около 70% детей первого года жизни нуждаются в смешанном или искусственном вскармливании).

           На протяжении последнего десятилетия активно проводится политика охраны и поддержки грудного вскармливания в соответствии с международными стандартами.

          В основу реализуемой в Российской Федерации модели охраны и поддержки грудного вскармливания заложено внедрение в практику женских консультаций, акушерских стационаров и детских амбулаторно-поликлинических учреждений современных низкозатратных и ресурсосберегающих перинатальных технологий.

          Наиболее важными количественными показателями эффективности работы медицинских учреждений по консультированию и поддержке кормящих матерей, являются показатели распространенности и длительности грудного вскармливания. Средняя длительность грудного вскармливания, по данным детских поликлиник, составляла 7,0-10,8 месяцев.

          Большое внимание уделяется обеспечению молоком детей в рамках школьного питания,  в 36 регионах Российской Федерации действует программа «Школьное молоко». Обучающимся из малообеспеченных семей выделяются дотации на питание в большей части регионов Российской Федерации, однако суммы в большинстве случаев крайне ограничены (от 3,5 до 35 и более рублей на одного ребенка в день).

          На реализацию проекта по совершенствованию организации школьного питания из средств федерального бюджета выделено 1,8 млрд рублей на закупку современного технологического оборудования для пищеблоков школ (в 2010 году – 300 млн рублей, в 2009 году – 1 млрд рублей, в 2008 году - 500 млн рублей).

За три  года реализации экспериментального проекта (2008-2010 годы)  в нем приняли участие 33 субъекта Российской Федерации, 1426 школ, 802960 учащихся, в том числе в 2010 году – 295 школ и 162477 учащихся.

2.2.2 Дошкольное и среднее образование

          В 2010 году завершена реализация Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы, предусматривающего развитие дошкольного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом обеспечения его доступности и качества.

          В части обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения Российской Федерации приняты поправки к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», согласно которым с 1 января 2007 года  установлены предельные размеры родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При этом закрепляется норма, согласно которой размер указанной компенсации, определяемый субъектом Российской Федерации, не может быть менее 20% от фактически внесенной родительской платы – на первого ребенка, не менее 50% - на второго ребенка, не менее 70% - на третьего и последующих детей.

          Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения остаются высокими. В списках детей, нуждающихся на сегодняшний день в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2011 года 1,9 млн человек. Однако структура очереди неоднородна: 33,7% детей в указанных списках - это дети в возрасте от рождения до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1-1,5 года; еще 40,8% числящихся в очереди дети в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Информация о работе Социально - экономические и политические процессы