Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа
Целью нашего исследования является: изучить основы государственной социальной политики в отношении детей, и оценить эффективность ее реализации на практике.
Объект: социальная политика в отношении детей.
Предмет: особенности реализации государственной социальной политики в отношении детей.
Введение ………………………………………………………………………………....3
Глава 1 Социально – экономические и политические процессы как объект социальных исследований …………………………………………………………..…...5
1.1 Понятие социального процесса…… ………………………………………....5
1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности ……………………………………………………………………..……...…..6
Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей ………………..11
2.1 Сущность социальной политики …………………………………………..11
2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства15
2.2.1 Состояние питания детей……………………………………………….15
2.2.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………...17
2.2.3 Обеспечение доступной квалифицированной
медицинской помощи…………………………………………………19
2.2.4 Формирование здорового образа жизни ……………………………...23
2.2.5 Государственные пособия гражданам имеющих детей……………....27
Глава 3 Совершенствование основных направлений государственной социальной политики в отношении детей ………………………………………………………...…29
3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей ……………………………………………………………………………………...30
3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей……………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список нормативно – правовых актов и литературы …………………………………38
Вывод: В настоящее время в изучении социальных процессов к сожалению, пока еще не нашли достаточно широкого распространения и применения методы математической статистики. В то время как социальная информация, собранная в системе мониторинга, способна давать исходный материал для глубокого и разностороннего автоматизированного анализа, моделирования и прогнозирования динамики социальных процессов. Последующая визуализация полученных результатов в форме табличных распределений, графиков и диаграмм позволяет наиболее четко увидеть изучаемый процесс.
Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства [18, с.54].
Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Важную роль в повышении эффективности государственной политики в этом вопросе играет уровень развития соответствующих институтов.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики - гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:
а) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение
политики социального
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере [16, с.38].
Государственная социальная политика детства - это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленная на улучшение условий, уровня и качества жизни детей.
Политика государства по защите детства должна включать в себя систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т.д.), учет, контроль за его за использованием механизмов защиты детства.
Социальная безопасность может быть достигнута при проведении социальной политики, в которой должное место занимает социальная защита детей, детства, отрочества и юношества (защита социальная).
Социальная защита должна эффективно оберегать детей от социальных рисков:
Дети - одна из самых представительных демографических и социальных групп населения, которую составляют лица в возрасте до 18 лет. Для нее характерны определенные психофизиологические, социальные, правовые особенности.
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируется ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал [19, с.276].
В России проблемы детей и детства многочисленные и не нашли достойного решения. Многие дети находятся в сложных и даже чрезвычайных обстоятельствах. Все это сказывается на современном молодом поколении детей в целом и, безусловно, отразиться на будущих поколениях.
2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства
2.2.1 Состояние питания детей
Обеспечение детей полноценным сбалансированным питанием является одной из проблем охраны здоровья детей и одним из условий нормального развития ребенка.
В последние годы сохраняются различия в питании семей, проживающих в городской и сельской местности, между многодетными и малодетными семьями.
Большую долю средств многодетные семьи тратят на питание. В семьях с четырьмя и более детьми доля расходов на эти цели составила в 2010 году 46,1% в потребительских расходах, что на 0,1 процентных пунктов больше, чем в 2009 году (в 2009 году – 46,0%, в 2008 году – 44,2%).Расходы на питание в 2010 году составляли от 31,0 до 46,1% всех потребительских расходов семей в зависимости от числа детей в них (в 2009 году – от 32,4 до 46%).
В семьях с четырьмя и более детьми доля расходов на эти цели составила в 2010 году 46,1% в потребительских расходах, что на 0,1 процентных пункта больше, чем в 2009 году (в 2009 году – 46,0%, в 2008 году – 44,2%).
Особое значение имеет питание детей первого года жизни. В Российской Федерации сохраняется низкая распространенность грудного вскармливания (около 70% детей первого года жизни нуждаются в смешанном или искусственном вскармливании).
На протяжении последнего десятилетия активно проводится политика охраны и поддержки грудного вскармливания в соответствии с международными стандартами.
В основу реализуемой в Российской Федерации модели охраны и поддержки грудного вскармливания заложено внедрение в практику женских консультаций, акушерских стационаров и детских амбулаторно-поликлинических учреждений современных низкозатратных и ресурсосберегающих перинатальных технологий.
Наиболее важными количественными показателями эффективности работы медицинских учреждений по консультированию и поддержке кормящих матерей, являются показатели распространенности и длительности грудного вскармливания. Средняя длительность грудного вскармливания, по данным детских поликлиник, составляла 7,0-10,8 месяцев.
Большое внимание уделяется обеспечению молоком детей в рамках школьного питания, в 36 регионах Российской Федерации действует программа «Школьное молоко». Обучающимся из малообеспеченных семей выделяются дотации на питание в большей части регионов Российской Федерации, однако суммы в большинстве случаев крайне ограничены (от 3,5 до 35 и более рублей на одного ребенка в день).
На реализацию проекта по совершенствованию организации школьного питания из средств федерального бюджета выделено 1,8 млрд рублей на закупку современного технологического оборудования для пищеблоков школ (в 2010 году – 300 млн рублей, в 2009 году – 1 млрд рублей, в 2008 году - 500 млн рублей).
За три года реализации экспериментального проекта (2008-2010 годы) в нем приняли участие 33 субъекта Российской Федерации, 1426 школ, 802960 учащихся, в том числе в 2010 году – 295 школ и 162477 учащихся.
2.2.2 Дошкольное и среднее образование
В 2010 году завершена реализация Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы, предусматривающего развитие дошкольного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом обеспечения его доступности и качества.
В части обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения Российской Федерации приняты поправки к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», согласно которым с 1 января 2007 года установлены предельные размеры родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При этом закрепляется норма, согласно которой размер указанной компенсации, определяемый субъектом Российской Федерации, не может быть менее 20% от фактически внесенной родительской платы – на первого ребенка, не менее 50% - на второго ребенка, не менее 70% - на третьего и последующих детей.
Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения остаются высокими. В списках детей, нуждающихся на сегодняшний день в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2011 года 1,9 млн человек. Однако структура очереди неоднородна: 33,7% детей в указанных списках - это дети в возрасте от рождения до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1-1,5 года; еще 40,8% числящихся в очереди дети в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Информация о работе Социально - экономические и политические процессы