Социально - экономические и политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является: изучить основы государственной социальной политики в отношении детей, и оценить эффективность ее реализации на практике.
Объект: социальная политика в отношении детей.
Предмет: особенности реализации государственной социальной политики в отношении детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………....3
Глава 1 Социально – экономические и политические процессы как объект социальных исследований …………………………………………………………..…...5
1.1 Понятие социального процесса…… ………………………………………....5
1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности ……………………………………………………………………..……...…..6
Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей ………………..11
2.1 Сущность социальной политики …………………………………………..11
2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства15
2.2.1 Состояние питания детей……………………………………………….15
2.2.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………...17
2.2.3 Обеспечение доступной квалифицированной
медицинской помощи…………………………………………………19
2.2.4 Формирование здорового образа жизни ……………………………...23
2.2.5 Государственные пособия гражданам имеющих детей……………....27
Глава 3 Совершенствование основных направлений государственной социальной политики в отношении детей ………………………………………………………...…29
3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей ……………………………………………………………………………………...30
3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей……………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список нормативно – правовых актов и литературы …………………………………38

Файлы: 1 файл

исэипп курсовая.docx

— 101.88 Кб (Скачать)

          Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга  нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Совершенно  очевидно, что право на образование  гарантировано далеко не каждому  ребенку. Сегодня возросла конкуренция  в образовании, появились элитарные  учебные учреждения, доступные только детям из семей с высокими доходами.

И все-таки одной из целей развития нашего государства  является «обеспечение к 2015 г. того, что все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Одним из ключевых направлений развития системы  общего образования является переход на обучение по новым образовательным стандартам. Утверждено понимание стандарта как системы требований к структуре, условиям, результатам освоения основных образовательных программ.

Правительством  Российской Федерации одобрен проект Федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 годы и План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р), являющиеся логическим продолжением тех значимых системных изменений в отрасли, которые последовательно осуществляются в образовательной практике, в том числе и в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Важнейшей составляющей стандартов общего образования  стала Программа духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся, разработанная на основе  «Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся», одобренной Минобрнауки России в качестве методологической базы стандартов. Концепция определяет основные цели, задачи и принципы воспитания в системе образования Российской Федерации, в том числе во взаимодействии с родителями, семьей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» ежегодно присуждается 5350 премий для поддержки талантливой молодежи. За 5 лет премиями награждены 26750 победителей и призеров международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий, из них: 6250 победителей Всероссийских конкурсных мероприятий; 12500 призеров Всероссийских конкурсных мероприятий; 8000 победителей региональных конкурсных мероприятий. Общий объем средств федерального бюджета на выплату премий составляет 200,0 млн. рублей ежегодно (с 2006 по 2010 годы - 1,0 млрд. рублей).

С 2006 года проводится Общероссийский конкурс  «Молодые дарования России», в котором  участвуют учащиеся детских школ искусств и студенты средних и  высших учебных заведений культуры и искусства в возрасте от 12 до 25 лет из всех регионов России. Конкурс  проходит по следующим направлениям: изобразительное искусство, музыкальное  искусство, хореографическое искусство, дизайн, киноискусство, театральное  искусство, декоративно-прикладное искусство, цирковое искусство.

В 2011 году победителями конкурса стали 340 талантливых детей из всех регионов России.  Победители были награждены денежными призами и дипломами. Для победителей проводятся мастер-классы, специализированные творческие школы в городах: Сочи, Переславль-Залесском, Республике Хакасия, а также в Италии, Франции.

В рамках федеральной целевой программы  «Культура России (2006 - 2011 годы)» и в соответствии с Планом творческих мероприятий Минкультуры России проводятся творческие школы, мастер-классы, смотры, конкурсы, фестивали, выставки, способствующие выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи.

2.2.3 Обеспечение доступности квалифицированной медицинской помощи

          Одним из важнейших показателей обеспеченности детей должной помощью и заботой общества и государства является состояние их здоровья, которое оценивается различными показателями, включая показатели детской смертности, в том числе младенческой; заболеваемости, уровня их физического развития и т.д.

          Ежегодно увеличивается объем государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям в учреждениях всех уровней подчинения. В 2010 году высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета   получили  50352 ребенка, в том числе 17465 детей-инвалидов (в 2009 году – 43701 ребенок, в 2008 году – 38011 детей).

          Численность детей, обеспеченных страховыми медицинскими полисами по обязательному медицинскому страхованию, по состоянию на 1 января 2011 года составила 26760,3 тыс. человек, что составляет 18,9% от общего числа граждан Российской Федерации, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (в 2009 году – 26749,1 тыс. человек (18,8%), в 2008 году – 26875,7 тыс. человек (18,8%).

          В 2010 году в федеральных медицинских учреждениях, подведомственных Минздравсоцразвития России, высокотехнологичная медицинская помощь оказана 29681 ребенку, в том числе 11040 детям-инвалидам (в 2009 году – 27233 детям, в том числе – 9762 детям-инвалидам); в федеральных медицинских учреждениях, подведомственных РАМН, - 13161 ребенку, в том числе 4397 детям-инвалидам (в 2009 году -11808 детям, в том числе – 4035 детям-инвалидам); в федеральных медицинских учреждениях, подведомственных ФМБА России, - 1795 детям, в том числе 704 детям-инвалидам (в 2009 году – 970 детям, в том числе – 316 детям-инвалидам); в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации – 5716 детям, в том числе – 1324 детям-инвалидам (в 2009 году – 3690 детям, в том числе – 691 ребенку-инвалиду).

          Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленными на улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков, являются повышение рождаемости, сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в два раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья матерей, детей и подростков. Реализация с 2006 года приоритетного национального проекта «Здоровье» способствовала сохранению положительной динамики демографических процессов в Российской Федерации.

          Последовательные меры по повышению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным за счет развития перинатальных технологий, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства способствуют росту рождаемости, стабильному снижению младенческой и материнской смертности.

          Снижению распространенности и профилактике инфекционных заболеваний уделяется приоритетное внимание. Ведется работа по поддержанию высоких уровней охвата детей профилактическими прививками.

          Показатель своевременности охвата детей в декретированные сроки профилактическими прививками против инфекций, «управляемых» средствами специфической профилактики, в последние годы в Российской Федерации составляет не менее 95%. Это позволило добиться резкого снижения заболеваемости детей такими инфекциями, как дифтерия, эпидемический паротит, коклюш, корь. В течение 2010 года отмечено дальнейшее снижение заболеваемости практически по всем  инфекциям, управляемым иммунопрофилактикой.

          Вакцинация против острого вирусного гепатита В осуществляется в Российской Федерации с 1996 года. За истекший период в стране привито более  31,7 млн детей, в том числе в 2010 году завершена иммунизация против гепатита В  у более  1,6 млн детей.

          Увеличение иммунной прослойки обеспечило дальнейшее снижение заболеваемости  острым вирусным гепатитом В среди детей до 17 лет и в 2010 году  показатель составил 0,28 на 100 тыс.  детей данного возраста (2009 год – 0,3 на 100 тыс.). В 2010 году по сравнению с 2009 годом среди детей в возрасте до 17 лет отмечено также дальнейшее снижение уровня «носительства» вируса гепатита В на 21,3%. В 2010 году отмечено снижение заболеваемости детей в возрасте до 17 лет эпидемическим паротитом на 48.9% по сравнению с 2009 годом,  клещевым вирусным энцефалитом – на 13,7%.

          Улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения за счет реализации программы «Родовой сертификат» приоритетного национального проекта «Здоровье», подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России», средств резервного фонда Президента Российской Федерации, а также региональных целевых программ существенно расширило возможности диагностики осложнений беременности и родов, оценки состояния плода и повысило качество диспансерного наблюдения беременных женщин, медицинской помощи женщинам во время беременности, Введение с 2007 года третьего талона родовых сертификатов для детских поликлиник позволило разработать и внедрить новый стандарт диспансеризации детей до года. Диагностика заболеваний до года обусловила своевременное оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи данному контингенту детей.

          Одним из новых направлений деятельности в рамках проекта «Здоровье» с 2011 года предусмотрено совершенствование национального календаря профилактических прививок за счет включения в него прививок против гемофильной инфекции. Указанная инфекция представляет наибольшую опасность для детей в возрасте до 5 лет. Прививки против гемофильной инфекции позволят предотвратить заболевания тяжелыми пневмониями и менингитами более чем у 11 тыс. детей и сохранить жизни около тысячи детей.

          Расширена программа неонатального скрининга за счет введения обследования новорожденных на муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром, врожденную тугоухость. Выделение средств федерального бюджета позволило обеспечить скрининг необходимым оборудованием и расходными материалами.

          В настоящее время субъектами Российской Федерации разработаны региональные программы модернизации здравоохранения  на 2011-2012 годы, направленные на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение необходимого медицинского оборудования и внедрения федеральных стандартов медицинской помощи, прежде всего, по заболеваниям, являющимся основными причинами высокой смертности в стране, в первую очередь младенческой и материнской.

          В Программы модернизации включено финансовое обеспечение в 2011-2012 годах за счет средств обязательного медицинского страхования мероприятий по проведению диспансеризации 14-летних подростков, оснащению учреждений родовспоможения современным оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, развитие неонатальной хирургии, что позволит укрепить репродуктивное здоровье в стране.

          В программах модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации особое внимание направлено на профилактику абортов. В субъектах Российской Федерации запланировано создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, основной задачей которых является медицинская и социально-психологическая помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту.

2.2.4 Формирование здорового образа жизни

          В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения с 2009 года осуществляется реализация Программы по формированию у населения приоритетов здорового образа жизни.

          В  течение  2010 года в 502 центрах здоровья, функционирующих в субъектах Российской Федерации на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения (в 2009 году - 494 центра здоровья), прошли обследование более 2-х млн. человек, в том числе более 200,0 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно. Общий объем финансирования мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования по формированию у населения приоритетов здорового образа жизни в указанный период составил около 500 млн рублей.

          Основными задачами центров являются: проведение первичной диагностики; консультирование и выдача рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха; мотивирование граждан к отказу от вредных привычек, в том числе помощь по отказу от потребления алкоголя и табака.

          В центрах здоровья функционируют кабинеты здорового ребенка, способствующие оздоровлению и раннему выявлению заболеваний у детей. В центрах здоровья для детей проводится их обследование с учетом физиологических особенностей детского возраста, обучение детей и подростков гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек.

          Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и План мероприятий по ее реализации на 2010-2015 годы, что позволит добиться в долгосрочной перспективе снижения распространенности употребления табака среди населения России  с 50%  до 25%, а также достичь ежегодного снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.

          В соответствии с Планом реализации Концепции должен быть введен запрет на рекламу, спонсорство и стимулирование продажи табака, на курение табака на отдельных территориях и объектах, лицензирование производства, оптовой и розничной продажи табачных изделий, а также дополнительные ограничения на места и способы продажи. Предусматривается усиление административных мер по недопущению продажи табачных изделий несовершеннолетним.

          Ежегодно проводятся мероприятия по проведению 31 мая Всемирного дня без табака, объявленного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В 2010 году комплекс организационно-методических и массовых мероприятий прошел под девизом «Особая значимость отрицательного воздействия табака на здоровье женщин и девочек».

          Для снижения масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. 2128-р утверждена  Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Положениями Концепции предусмотрены меры, направленные на информирование населения о вреде алкоголя, содействие прекращению злоупотребления алкоголем, установление запрета на рекламу алкогольной продукции, ограничение использования алкоголя в общественных местах. Кроме того, предусмотрены мероприятия, направленные на усиление административной ответственности за нарушения, связанные с ограничениями розничной продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, а также ужесточение мер уголовной ответственности за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции.

Информация о работе Социально - экономические и политические процессы