Социально - экономические и политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является: изучить основы государственной социальной политики в отношении детей, и оценить эффективность ее реализации на практике.
Объект: социальная политика в отношении детей.
Предмет: особенности реализации государственной социальной политики в отношении детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………....3
Глава 1 Социально – экономические и политические процессы как объект социальных исследований …………………………………………………………..…...5
1.1 Понятие социального процесса…… ………………………………………....5
1.2 Система общенаучных и специальных методов исследования социальной реальности ……………………………………………………………………..……...…..6
Глава 2 Государственная социальная политика в интересах детей ………………..11
2.1 Сущность социальной политики …………………………………………..11
2.2 Анализ существующей системы государственной поддержки детства15
2.2.1 Состояние питания детей……………………………………………….15
2.2.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………...17
2.2.3 Обеспечение доступной квалифицированной
медицинской помощи…………………………………………………19
2.2.4 Формирование здорового образа жизни ……………………………...23
2.2.5 Государственные пособия гражданам имеющих детей……………....27
Глава 3 Совершенствование основных направлений государственной социальной политики в отношении детей ………………………………………………………...…29
3.1 Выявление проблем при реализации социальной политики в отношении детей ……………………………………………………………………………………...30
3.2 Основные направления для повышения эффективности государственной социальной политики в отношении детей……………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список нормативно – правовых актов и литературы …………………………………38

Файлы: 1 файл

исэипп курсовая.docx

— 101.88 Кб (Скачать)

          Проблема социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна решаться, в первую очередь, не только через материальную или иную социальную помощь или меры административной ответственности, но и через обеспечение следующих приоритетов:

  1. профилактика семейного неблагополучия: своевременное выявление неблагополучия семьи и оказание ей целенаправленной помощи, организация социального патроната семьи на ранней стадии кризиса, реабилитация способности семьи осуществлять воспитание детей и уход за ними;
  2. профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: прежде всего выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних;
  3. устройство выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, сопровождение и поддержка замещающих семей всех типов (семьи усыновителей, опекунские, приемные семьи);
  4. Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской безнадзорностью, обуславливает необходимость их решения при активной государственной поддержке;
  5. совершенствование системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период, а также в замещающих семьях;
  6. развитие системы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной и семейной жизни;
  7. совершенствование системы до профессиональной, профессиональной подготовки и социальной защиты выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  8. проведение эффективной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, расширение спектра и качества социальных и иных услуг, оказываемых несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении;
  9. внедрение ювенальных технологий в работе с подростками-правонарушителями, их семьями.

          Сегодняшняя жизнь создает новые вызовы, связанные с несоблюдением прав ребенка. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий, необходима выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей - беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилию по отношению к детям, росту социально обусловленных заболеваний.

          Эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления института семьи.

          Необходимо укрепление традиций семейных отношений, позволяющих членам семьи реализовывать  свои обязанности по отношению друг к другу.

          Ответственное родительство должно стать инструментом решения социальных проблем, связанных с социальным сиротством и его профилактикой.   

          Практика ответственного родительства должна быть реализована в различных формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья, патронатное воспитание).

          Важное место в политике должна занимать подготовка детей и подростков к семейной жизни, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей, ценности семьи, идеала стабильного официально зарегистрированного брака с несколькими детьми, здорового образа жизни.

          Повышение эффективности работы в сфере социальной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет способствовать улучшению общего социального климата на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Заключение

          Социальная политика - политика государства и других институтов общества, объектом которой являются социальная сфера и социальные отношения групп и людей как элементов социума во имя удовлетворения и стимулирования их жизненных потребностей, смягчения негативных воздействий социальной среды. В отношении детства такое определение дает интересные подходы, особенно потому, что дети как социальная группа и детство как особое состояние чрезвычайно чувствительны к негативным воздействиям социальной среды.

          В ходе реализации нового комплекса мер по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важным из них явилось в 2011 году дальнейшее расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала. Анализ существующей системы государственной поддержки материнства и детства позволяет сделать вывод о том, что система государственных пособий семьям с детьми и меры, реализуемые в субъектах Российской Федерации, носят в целом адресный характер и направлены на улучшение материально-экономического положения семей с детьми.

          Большое внимание уделялось реализации мероприятий федеральных целевых программ, направленных на создание условий жизнедеятельности детей, их воспитание и развитие, обеспечение социальной защиты, ликвидацию безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних.

Правительством  Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового  питания населения на период до 2020 года, предусматривающие комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных  групп населения в оптимальном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с «Нормами физиологических  потребностей в энергии и пищевых  веществах для различных групп  населения Российской Федерации».

В ходе реализации национального приоритетного проекта  «Здоровье» проводились мероприятия по повышению эффективности деятельности служб материнства и детства, созданию условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей и подростков. Необходимость изучения защиты детства как политической проблемы вытекает из явно обозначившейся тенденции умножения социальных рисков детства в условиях нестабильного развития.

Продолжение ранее начатых мероприятий в  рамках приоритетного национального  проекта «Здоровье», а также реализация новых мер в рамках территориальных  программ модернизации здравоохранения, направленных на охрану здоровья детей, позволят повысить качество и доступность  медицинской помощи детям, снизить  показатели  младенческой смертности, заболеваемости и инвалидности и будут способствовать улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни - факторы  национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире. Будущее  страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных изменений общества, в  контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут  условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.

          Важным направлением деятельности являлись пропаганда и формирование условий для ведения детьми и подростками здорового образа жизни, приоритетного развития массового спорта.

Одним из приоритетных направлений в развитии школьного спорта в ближайшие  годы станут ежегодные Всероссийские  спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские  спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры».

Правительством  Российской Федерации одобрен проект Федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 годы и План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, являющиеся логическим продолжением тех значимых системных изменений в отрасли, которые последовательно осуществляются в образовательной практике, в том числе и в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Выявленные  результаты реализация социальных программ в отношении детства, направленных на улучшения здоровья детей, в том  числе и положения детей-сирот; борьбу с беспризорностью и безнадзорностью (как последствие с несовершеннолетними  правонарушителями), их профилактикой; предоставление талантам и одаренным  детям возможности развития и  реализации - комплекса мер, направленных на стабилизацию и повышения качества их жизни, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне реализации социальной политики в отношении детства, о  необходимости в совершенствовании  социальных программ и проводимых в  их рамках мероприятий, повышения уровня реализации этих программ и эффективности ее внедрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  нормативно – правовых актов и  литературы

  1. Конституция РФ, Статья 43
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1
  3. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»
  4. Указ Президента РФ от 30.07.2010 № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»
  5. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»
  6. Распоряжение от 23 сентября 2010 г. №1563-р «О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы»
  7. Алехин Эдуард Владимирович    Исследования социально-экономических и социально-политических процессов:  Учебное пособие - ПЕНЗА, 2008.
  8. Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодежной политики М, 2007
  9. Защита прав ребенка в современной России, - Изд.: Институт государства и права РАН, - 2004 г
  10. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Изд. «МарТ», 2005
  11. Кон И.С. Ребенок и общество - М, Академия, 2003
  12. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. —96 с.:
  13. Роик В. Социальное страхование - ведущий институт социальной защиты // - 2007. - №9
  14. Социальная работа: теория и практика // ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2007
  15. Социология семьи / под ред.А.И. Антонова - М, 2005
  16. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Изд. «Дашков и К», 2008
  17. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юристъ, 2007.
  18. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2008г. - №8.
  19. Щеглова С.Н. Детство // Социологическая энциклопедия. В двух томах. /Под ред.В.Н. Иванова. Т.1.М., 2003   
  20. http://www.noabort.net
  21. http://www.rksm.ru
  22. http://www.odardeti.ru
  23. http://www.edu. baltinform.ru
  24. http://www.businesspravo.ru
  25. http://www.detirossii.ru

 


Информация о работе Социально - экономические и политические процессы