Я-образ, Я-концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:16, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности1.
Я – концепция – это ощущение постоянной определенности самого себя, самоотождествленности, своего «Я». «Я–концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. «Я–концепция» формируется в человеке в процессе взаимного (настоящего) общения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие Я – концепции 5
§ 1. Общее определение 5
§ 2. Структура 5
§ 3. Я – концепция в различных психологических теориях 11
Глава 2. Развитие Я – концепции 16
§ 1 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции 16
§ 2 Источники развития и формирования Я – концепции 17
Глава 3. Значение Я – концепции 21
§ 1. Я–концепция как средство обеспечения внутренней согласованности 21
§ 2. Я–концепция как интерпретация опыта 24
§ 3. Я–концепция как совокупность ожиданий 25
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Я концепция СП.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

§ 1 Я–концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

 

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом  себе. Поэтому в своих действиях  он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими  представлениями о себе, он легко  ассимилируется, входит внутрь некой  условной оболочки, в которую заключена  Я–концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я–концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я–концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной  личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я–концепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нем за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я–концепции не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Диссонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации – домашняя и школьная – как-то належатся одна на другую, например, если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствие принятия нами различных социальных ролей и действия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении веси жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я–концепции в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, но может с легкостью «резонировать» в других сферах.

Когда Джемс определил  самооценку с помощью оригинальной формулы: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может  избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и  оценок, определяемых самими условиями  его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществляется самим индивидом13.

Именно в детстве, когда  межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений  в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоятельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид может легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть во всем только светлые стороны», отличаются негативными самоустановками14.

§ 2 Я–концепция как интерпретация опыта.

 

Еще одна функция Я – концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я–концепцией.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных  представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро Я–концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем  создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро  расточаем похвалы в адрес  такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действии может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное».

Не существует практически  такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения – ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я–концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтра ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

§ 3 Я–концепция как совокупность ожиданий.

 

Итак, Я–концепция определяет то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, и то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я–концепции заключается в том, что она определяет также ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной.

Дети, которым свойственно  беспокоиться о своих успехах  в школе, часто говорят: «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе.

Люди, уверенные в собственной  значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким  же образом. Дети, испытавшие сильную  материнскую депривацию, обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества».

Каждому человеку свойственны  какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

 

 

 

Заключение

 

В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание  себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Если же «фильтр» будет некорректным, то и значение, и оценка данного значения будет неверными, а следовательно, принесут вред личности.

Я–концепция включают в  себя 3 составляющие:

    • когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает),
    • оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний)
    • поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуации определенным образом).

Существует 3 условия становления самооценки:

    • отношение между Я–реальным и Я–идеальным,
    • интериоризация социальных реакций
    • успешность деятельности «Я-реального».

В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, как  представление о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях, субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина – женщина);

Я–концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Также люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, и  осмысляя ее, человек строит представление  о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Таким образом, формирование Я–концепции становится основой миропонимания и играет важную роль во всех аспектах жизни человека.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986.
  2. Дерябин, А.А. Я – концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1997.
  3. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир. — М., 1991.
  4. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2006.
  5. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — Политиздат,1984.
  6. Колесникова, С.С. Особенности Я – концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. - М., 1999.
  7. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2002.
  8. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. — МГУ, 1986.
  9. Социальная Психология под ред. Проф. А. Н. Сухова (7 изд.)
  10. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983.

1 Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2007. с 387

2 Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986, с. 367.

3 Социальная Психология под ред. А. Н. Сухова. 7 изд. с. 30

4 Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986, с. 316.

5 Дерябин, А.А. Я – концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994, с. 352

6 Дерябин, А.А. Я – концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994, с. 398.

7 Дерябин, А.А. Я – концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994, с. 233

8 Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986, с. 316.

9 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000, с. 292.

10 Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986, с. 308.

Информация о работе Я-образ, Я-концепция