Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
Традиционно, исследуясь в психологии с позиции гуманистического подхода к человеку, Я-концепция изучается в связи с ее разнообразными интерпретациями, а именно, как совокупности установок на себя, через оценочную и поведенческую составляющие, через ее значение для внутренней жизни человека и для его ожиданий. Имеется большое число исследований по связи Я-концепции с другими изучаемыми психическими явлениями. Так обнаружены влияния Я - концепции на организацию жизни человека, на восприятие и обработку социальной информации, на память, на возможности и самопрогнозы, подтверждающие, что как Я-концепция в целом, так и отдельные элементы ее структуры являются отражением степени личностной развитости любого человека. Известно, что позитивность Я-концепции человека детерминирована тремя основными факторами - убежденностью в импонировании другим людям; чувством собственной значимости и уверенностью в возможности осуществить конкретную и значимую для него деятельность
Введение
1.Понятие и структура Я - концепции
1.1. Понятие Я - концепции
1.2. Определение и схема Я-концепции Р. Бернса
1.3 Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона
1.4. Теория «личностного Я» К. Роджерса
2.Структура Я-концепции наркозависимых лиц
Заключение
Список литературы
СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие и структура Я - концепции
1.1. Понятие Я - концепции
1.2. Определение и схема Я-концепции Р. Бернса
1.3 Теория поэтапного
развития Я-концепции Э.
1.4. Теория «личностного Я» К. Роджерса
2.Структура
Я-концепции наркозависимых
Заключение
Список литературы
Введение
Традиционно, исследуясь в психологии с позиции гуманистического подхода к человеку, Я-концепция изучается в связи с ее разнообразными интерпретациями, а именно, как совокупности установок на себя, через оценочную и поведенческую составляющие, через ее значение для внутренней жизни человека и для его ожиданий. Имеется большое число исследований по связи Я-концепции с другими изучаемыми психическими явлениями. Так обнаружены влияния Я - концепции на организацию жизни человека, на восприятие и обработку социальной информации, на память, на возможности и самопрогнозы, подтверждающие, что как Я-концепция в целом, так и отдельные элементы ее структуры являются отражением степени личностной развитости любого человека. Известно, что позитивность Я-концепции человека детерминирована тремя основными факторами - убежденностью в импонировании другим людям; чувством собственной значимости и уверенностью в возможности осуществить конкретную и значимую для него деятельность. Поэтому содержание и иерархия структурных элементов Я-концепции, являясь в основном результатом социализации, воспитания, обучения и саморазвития человека, детерминируют причины его успехов и неудач порой даже чаще и значимее, чем сами способности, от наличия или отсутствия которых так же зависит та или иная деятельность. В разноаспектных, многоплановых и множественных исследованиях феномена Я-концепции, относящихся в основном к нормальному развитию личности до сих пор много неясностей и в настоящее время еще не вскрыты общие закономерности и не сформулированы универсальные законы зарождения, функционирования, формирования и развития Я-концепции. В еще большей степени это относится к исследованиям феномена Я-концепции в случаях патологии. Поэтому наиболее актуальными исследованиями феномена Я-концепции в настоящее время становятся работы, которые проводятся в контексте, как нормы, так и патологии. Огромное значение приобретает изучение структуры Я - концепции наркозависимых.
Статистика числа наркозависимых в России ужасающа. По данным ФГУ «ЦЕНТРАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ОРГАНИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСЗДРАВА», число больных, обратившихся за наркологической помощью в Российской Федерации за 2010 год составило 3153918 человек, включая группу профилактического наблюдения [35].
Согласно информации ФСКН, в стране более 500 тысяч больных наркоманией, но это только официально состоящие на учете. Реальное число наркозависимых, в том числе тех, кто употребляет психоактивные вещества время от времени, неизвестно. Осторожные называют цифру в шесть миллионов, более радикально настроенные – восемь и более.
За последнее десятилетие число больных наркоманией среди россиян выросло в десять раз. Среди наркозависимых 65–70 процентов это молодежь не старше тридцати лет, среди них 20-30 процентов еще не достигли совершеннолетия.
Средний срок жизни наркомана не превышает десяти лет, а тех, кто употребляет кустарные наркотики, – одного года. Растет число смертей от отравления наркотическими средствами («пробы» разных видов наркотиков, передозировки, употребление для снятия абстинентного синдрома большого количества лекарственных препаратов), от тяжелых сопутствующих заболеваний.
Каждый год от наркотических веществ в России погибает примерно 70 тысяч человек.
Социологи считают, что
наркозависимость, как одна из форм
девиантного поведения
Принято считать, что наркомания - неизлечимое хроническое заболевание. И действительно, несмотря на возрастающее число реабилитационных центров, и появление разнообразных программ для лечения наркоманов, процент излечивания остается довольно низким (10-30%) и это является еще одной объективной причиной для поиска новых психологических подходов к этой глобальной проблеме. Психологические работы, реализованные в настоящее время, в основном констатируют деформацию внутреннего мира наркозависимого и описывают некоторые методы психологической коррекции разрушающейся личности наркозависимого. Но ни в одной из них до сих пор не определены надежные диагностические критерии, по которым можно было бы судить о восстановлении личности после наркозависимости.
В тоже время именно Я-концепция, являясь отражением «Я» человека, вмещает все многообразие его внутреннего мира и, по определению, сохраняя самою себя, определяет поведение человека в мире. Поэтому диагностика Я-концепции может быть надежным критерием изменений, происходящих в личности наркозависимого вследствие психокоррекции.
В настоящее время существует проблема научной неразработанности специфики Я-концепции наркозависимых, что требует своего разрешения углубленным изучением Я-концепции наркозависимых как объекта исследования.
1.Понятие и структура Я - концепции
1.1. Понятие Я - концепции
Я-концепция – это наше собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность наших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку Я-концепция основана на нашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, чем самосознание, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем” [3].
Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», т.е. романтическую мечту о том каким он хотел бы стать. Как правило, наделяя идеальное «Я» качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Наше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. Если наши реальные качества соответствуют нашему идеалу или приближаются к нему, то у нас будет высокая самооценка.
Исследования Ливануэя и Уайли Levanway, 1955; Wylie, 1957 позволили заключить, что люди с положительными Я-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Им также легче смириться с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже. Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя.[18]
Даже людям с положительной Я-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной Я-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной Я-концепцией. Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, мы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок наша Я-концепция и личность постоянно меняются. Как человек ощущает свое собственное «Я», какие качества он считает своими наиболее отличительными характеристиками, совпадают ли эти качества или отличаются от представлений о нем других людей – все это важные составляющие личной идентичности. Набор представлений человека о самом себе называется Я-концепцией.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:
1. Я-концепция как
средство обеспечения
2. Я-концепция как
интерпретация опыта. Эта
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
1.2. Определение и схема Я-концепции Р. Бернса
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом [3] , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах литературы. У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику
Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).
«Я» как объект содержит в себе 4 аспекта:
1. Духовное «Я» - объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллект, моральные, религиозные стремления и др.
2. Материальное «Я» - одежда, имущество, умение приобретать средства и др.
3. Социальное «Я» - признание в нас личности со стороны других, любовь, честолюбие и др.
4. Телесное «Я» - тело,
телесные потребности и инстинк
Эти аспекты образуют
для каждого человека
Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя.
Формула самооценки
выражается в сравнении
Как мы видим
из определения Р.Бернса, в Я-концепции
выделяются описательная и
Я-концепцию как
совокупность установок,
1. Убеждение, которое
может быть как обоснованным,
так и необоснованным (когнитивная
составляющая установки). 2. Эмоциональное
отношение к этому убеждению
(эмоционально-оценочная состав
1. Образ Я - представления индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная
оценка этого представления,
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Схематично Я-концепцию можно представить в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.
1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я.
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек, прибегает обычно к помощи прилагательных: “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.