Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
Традиционно, исследуясь в психологии с позиции гуманистического подхода к человеку, Я-концепция изучается в связи с ее разнообразными интерпретациями, а именно, как совокупности установок на себя, через оценочную и поведенческую составляющие, через ее значение для внутренней жизни человека и для его ожиданий. Имеется большое число исследований по связи Я-концепции с другими изучаемыми психическими явлениями. Так обнаружены влияния Я - концепции на организацию жизни человека, на восприятие и обработку социальной информации, на память, на возможности и самопрогнозы, подтверждающие, что как Я-концепция в целом, так и отдельные элементы ее структуры являются отражением степени личностной развитости любого человека. Известно, что позитивность Я-концепции человека детерминирована тремя основными факторами - убежденностью в импонировании другим людям; чувством собственной значимости и уверенностью в возможности осуществить конкретную и значимую для него деятельность
Введение
1.Понятие и структура Я - концепции
1.1. Понятие Я - концепции
1.2. Определение и схема Я-концепции Р. Бернса
1.3 Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона
1.4. Теория «личностного Я» К. Роджерса
2.Структура Я-концепции наркозависимых лиц
Заключение
Список литературы
Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Роджеровское понятие «Я» можно также понимать в терминах различных свойств и функций. Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, установленных в научной психологии. Это означает, что структура «Я» действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура-фон, завершение и сходство. Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». Далее Роджерс предположил, что
Я-концепция – это не гомункул или «маленький человечек в голове», который контролирует действия человека. «Я» не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида. И наконец, панорама опыта и восприятия, известная как «Я», принимается и признается сознанием. [9]
В отличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не создавал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди в процессе формирования Я-концепции. Он сосредотачивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.
Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Структура «Я» впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности со значимыми другими (например, родители, братья и сестры, другие родственники). Иначе говоря, по мере того как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающа и устойчива. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. [9]
Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, т.к. это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе. Человек стремится сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию.
В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом актуального переживания. По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. Иначе говоря, защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности и угрожающих переживаний. [9]
Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» или переживанием: искажение восприятия и отрицание. Следует отметить, что угрожающее переживание не допускается к символизации в сознании, потому что оно несовместимо с Я-структурой. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.
Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании и Я-концепция человека разрушается.
Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации. [9]
2.Структура
Я-концепции наркозависимых
У людей, страдающих наркотической зависимостью, недостаточно развита «Я-концепция», снижены способности к рефлексии, им свойственна неадекватная самооценка. Наиболее ярко нарушения самосознания проявляются в сфере саморегуляции и самоконтроля. Нарушения самоконтроля проявляются у этих пациентов как в склонности к немедленному отреагирования своих переживаний, так и в невозможности контролировать собственное поведение.
Отмечается, что больным опийной наркоманией свойственно некритичное отношение к своему состоянию. Этим больным свойственны бедность мотивационной сферы и трудности самоотчета. Подверженность внешним влияниям, отсутствие конкретных интересов свидетельствует о несформированности структур «Я», нечеткости его границ. Было установлено, что диффузность границ «Я» приводит к тому, что индивид не способен ориентироваться и опираться на собственные представления и ощущения и вынужден идти на поводу у обстоятельств. Стала очевидной связь проблем когнитивного стиля, полезависимости — поленезависимости, недостаточной рефлексии и структурирования субъективного опыта и уровня самосознания личности. Таким образом, данные различных исследований, посвященных проблеме наркотической зависимости, указывают на необходимость целостного изучения особенностей психического функционирования больных опийной наркоманией, которое бы позволило выявить факторы, обуславливающие формирование этих особенностей, а также раскрыть существующие между ними взаимосвязи.
В отечественной наркологии нарушения произвольной регуляции психической деятельности у лиц, злоупотребляющих наркотиками, в основном изучаются в рамках проблемы патологического влечения к определенному психоактивному веществу, которое рассматривается как основной симптом химической зависимости. Влечение к употреблению психоактивного вещества, первоначально ситуационно обусловленное, в дальнейшем приобретает навязчивый компонент и в условиях сформировавшейся физической зависимости становится неодолимым, а действия, направленные на удовлетворение потребности в психоактивном веществе, - компульсивными. Действия, направленные на удовлетворение потребности в алкоголе или наркотиках, совершаются ими импульсивно без достаточного осознания своего поведения. Более того, рациональное понимание вреда и негативных последствий употребления наркотиков не приводит ни к каким изменениям в поведении наркомана. Этот феномен наиболее отчетливо проявился в неудавшихся попытках рациональной психотерапии больных наркоманией.
Братусь Б.С. отмечает, что в случае формирования химической зависимости происходит нарушение опосредствованности поведения. В результате остаются только те формы деятельности и те потребности, которые могут быть удовлетворены несложными, малоопосредствованными действиями.
Ряд авторов отмечают высокую частоту аффективных нарушений и трудностей регуляции эмоций у больных опийной наркоманией указывает на склонность больных наркоманией к немедленному отреагированию, отыгрыванию в действиях переполняющих их аффектов, неспособность контролировать интенсивность своих реакций и точно оценивать свое эмоциональное состояние. Им свойственна эмоциональная лабильность, и, в то же время, недостаток эмпатии, пренебрежение к чувствам других, эмоциональная холодность. [4]
Некоторые авторы связывают нарушения произвольной регуляции, наблюдаемые у наркоманов с особыми чертами личности, присущими данной категории больных. Другой вопрос, чаще всего поднимавшийся в исследованиях, - каковы те черты личности или их сочетания, при которых вероятность возникновения химической зависимости наиболее высока? Однако попытки описать личность, зависимую от наркотиков, не увенчались успехом. Можно предположить, что не существует специфических личностных черт, свойственных только людям, зависимым от ПАВ. Во всем массиве литературы, описывающем особенности личности при том или ином виде химической зависимости, не предложен какой-либо единственный тип или несколько типов личностей, склонных к наркотизации. Однако удалось выделить некоторые личностные и поведенческие особенности, присущие значительной части лиц с химической зависимостью. По некоторым данным зарубежной литературы у больных наркоманией наблюдается сниженная самооценка в сочетании с экстернальным локусом контроля (между этими показателями была обнаружена положительная корреляция), снижение самоконтроля, импульсивность, трудности прогнозирования последствий своих поступков. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. [7] выделяют у больных наркоманией такие личностные черты, как слабость волевой деятельности, переживание чувства собственной неполноценности, неумение устанавливать межличностные отношения, а также склонность к подражательству, повышенную внушаемость, подчиняемость групповому поведению. Отмечают, что при наркомании возникают психические нарушения, проявляющиеся в виде личностной деградации с сужением круга интересов, общим огрублением личности. У больных пропадает интерес к любым событиям их жизни, кроме приема наркотиков. Они становятся угрюмыми, нелюдимыми, перестают проявлять внимание к близким, безразлично относятся к работе, жизненным радостям и неприятностям. Кроме того, они склонны к самоуничижению, самоотрицанию. Существуют некоторые общие особенности, определяющие поведение лиц с химической зависимостью в межличностных отношениях. К ним относятся стремление уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность поведения, зависимость, тревожность, тенденция обвинять других, сниженная переносимость повседневных трудностей с хорошей переносимостью экстремальных ситуаций, низкая самооценка в сочетании с внешними проявлениями превосходства, невозможность поддерживать стойкие эмоциональные отношения. Данные как зарубежных, так и отечественных исследователей указывают на наличие у подростков, злоупотребляющих наркотиками когнитивного дефицита, проявляющегося в худших показателях памяти и внимания, снижении ассоциативного мышления, особенностях восприятия пространственных стимулов, дисфории, повышенной раздражительности, злопамятности и ригидности мышления. В то же время ответственность за события своей жизни, нарушение межличностных отношений и эмоциональные конфликты они склонны перекладывать на окружающих.
Итак, приведенные литературные данные указывают на целый ряд особенностей психического функционирования, свойственных лицам, страдающих наркотической зависимостью. Среди них отмечаются неадекватная самооценка, низкая когнитивная дифференцированность образа «Я», дефицитарность структур внутреннего опыта, склонность к неоправданному риску, сниженные способности к рефлексии, трудности регуляции своего эмоционального состояния. Этим больным свойственна бедность мотивационной сферы и трудности самоотчета. Отсутствие конкретных интересов, подверженность внешним влияниям, преобладание инфантильных гедонистических установок свидетельствуют о незрелости их «Я», нечеткости его границ. Было установлено, что низкая когнитивная дифференцированность приводит к трудности осознания своего жизненного опыта, его рефлексии. В свою очередь это приводит к невозможности опереться на него в кризисных жизненных ситуациях. Можно предположить, что все перечисленные психологические характеристики людей с зависимостью от ПАВ не существуют изолированно друг от друга, а объединены общими фактороми. Неадекватная самооценка, когнитивная недифференцированность, подверженность внешним влияниям указывают на вовлеченность структур самосознания в патологический процесс формирования наркотической зависимости. В таком случае, особенности самосознания больных наркоманией будут проявляться в особенностях реализации его регуляторной функции. Можно предположить, что существуют определенные специфические для данной группы нарушения механизмов саморегуляции, которые проявляются как в поведении, так и в особенностях эмоционального реагирования больных.
В работах [31-34] установлено, что структура Я-концепции при возникновении наркозависимости не разрушается, а преобразуется. В процессе психологической реабилитации наркозависимых должны происходить характерные изменения их Я-концепции. Критерием эффективности методов психологической реабилитации выступают структурные особенности Я-концепции наркозависимых. Я-концепция впервые использована в качестве критерия и цели психологической реабилитации наркозависимых и выявлена специфика структуры Я-концепции наркозависимых. Обнаружены изменения структуры Я-концепции наркозависимых в результате их психологической реабилитации, выражающиеся в появлении новых системообразующих элементов и нового их иерархического построения. Автором введен новый численный параметр - «коэффициент благополучия» для анализа меры позитивности Я-концепции и доказано, что структура Я-концепции при образовании наркозависимости не разрушается, как это принято считать, а обладает определенной спецификой, проявляющейся в: