Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:16, контрольная работа
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности1.
Я – концепция – это ощущение постоянной определенности самого себя, самоотождествленности, своего «Я». «Я–концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. «Я–концепция» формируется в человеке в процессе взаимного (настоящего) общения.
Введение 3
Глава 1. Понятие Я – концепции 5
§ 1. Общее определение 5
§ 2. Структура 5
§ 3. Я – концепция в различных психологических теориях 11
Глава 2. Развитие Я – концепции 16
§ 1 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции 16
§ 2 Источники развития и формирования Я – концепции 17
Глава 3. Значение Я – концепции 21
§ 1. Я–концепция как средство обеспечения внутренней согласованности 21
§ 2. Я–концепция как интерпретация опыта 24
§ 3. Я–концепция как совокупность ожиданий 25
Заключение 27
Список литературы 29
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие Я – концепции 5
§ 1. Общее определение 5
§ 2. Структура 5
§ 3. Я – концепция в различных психологических теориях 11
Глава 2. Развитие Я – концепции 16
§ 1 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции 16
§ 2 Источники развития и формирования Я – концепции 17
Глава 3. Значение Я – концепции 21
§ 1. Я–концепция как средство обеспечения внутренней согласованности 21
§ 2. Я–концепция как интерпретация опыта 24
§ 3. Я–концепция как совокупность ожиданий 25
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности1.
Я – концепция – это ощущение постоянной определенности самого себя, самоотождествленности, своего «Я». «Я–концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. «Я–концепция» формируется в человеке в процессе взаимного (настоящего) общения.
«Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Сложная взаимосвязь человека с окружающим обществом в процессе его развития постепенно складывает в нем картину миропонимания, мировоззрения, понимания собственного «Я», то, что следовало бы исправить или дополнить в собственном образе, на пути к самоопределению и самореализации.
Научная проблема в данном «предмете» заключена не столько в рассмотрении развития «Я-образа», или стремлении определить (прочитать) в человеке этот образ, сколько в необходимости правильного его формирования, под час, независимо от окружающего общества. Иными словами сформировать способность целостно и беспристрастно (трезво) увидеть собственный образ, словно со стороны идеального образа, того к которому стремиться личность.
Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я – концепции, факторов ее развития и значения.
Глава 1. Понятие Я – концепции
§ 1 Общее определение
Итак, В. Джемс выдвинул 2 аспекта осознания человеком самого себя:
На основе этого Р. Бернс дал свое определение Я – концепции и разработал ее структуру. Я – концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я – концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я – концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем2.
§ 2 Структура
Более глубокое проникновение в Я-концепцию, имеющеюся у каждого человека, помимо обнаружения в ней Я-реального (того как человек отображает себя), выявляет у него также наличие Идеального-Я (каким бы он хотел стать), Динамического-Я (каким он стремиться стать), Фантастического-Я (каким бы он желал стать при особо благоприятных условиях)3.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я – концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих Я – концепции.
1) Когнитивная составляющая Я – концепции
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными.
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Всё это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного само – восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
Когнитивная составляющая включает:
Причем каждая может включать эмоциональную, когнитивную, волевую, соматическую составляющую.
2) Оценочная составляющая Я–концепции.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я – концепция – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я – концепции. Человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я – концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я – концепции, как место жительства может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Термины «образ Я» или «картина Я», которые нередко употребляются в литературе как синонимы Я–концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе.
Куперсмит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. То есть, самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965); для него это – позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый «Я». Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Самооценка проявляется в
Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули (1912) и Мида (1934).
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться»» в структуру общества.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотивационные и установочные структуры являются для человеческого Я поистине вездесущими. Поэтому можно фиксировать в Я–концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую. Итак, Я–концепция будет рассматриваться как динамическая совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность.
Позитивную Я–концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я–концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я–концепции.
3) Поведенческая составляющая Я–концепции.
Тот факт, что люди не
всегда ведут себя в соответствии
со своими убеждениями, хорошо известен.
Нередко прямое, непосредственное выражение
установки в поведении
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я–концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности, все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты4.
§ 3 Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее и Я – как – объект. Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я – сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я – как – объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой – осознает самого себя как один из элементов действительности, – значит сложно объяснить очевидную вещь Яд подобное различение но так просто учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я – как – объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я – это всегда одновременно и Я – сознающее, и Я – как – объект5.