Я-концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

Оглавление

Понятие Я-концепции.
а) Когнитивная составляющая Я-концепции.
б)Оценочная составляющая Я-концепции.
в)Поведенческая составляющая Я-концепции.
Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.
а) Стадии жизненного пути по Э.Эриксону.
б) Формирование Я-концепции на разных стадиях развития.

Файлы: 1 файл

ya-koncepciya.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

1.1. Понятие Я-концепции                                              

 

      В современной  психологии  Я-концепция рассматривается  как  один из компонентов  личности, как отношение индивида  к самому себе. Понятие « Я-концепция»  выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).

Я-концепция – это  совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три    психологические составляющие:

  1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Остановимся подробнее  на трех основных составляющих Я-концепции (Бернс Р., 1986, с.32).

 

КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны  с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся  любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт ( Бернс Р.,1986, с.33).                 

 

ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

     Эмоциональная  составляющая установки существует  в силу того, что ее когнитивная  составляющая не воспринимается  человеком безразлично, а пробуждает  в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания ( Бернс Р., 1986, с. 34).

     Самооценка  не является постоянной, она изменяется  в зависимости от обстоятельств.  Источником оценочных знаний  различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

      Самооценка  отражает степень развития у  индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности  и позитивного отношения ко  всему тому, что входит в сферу   его Я.

      Самооценка  проявляется в сознательных суждениях  индивида, в которых он пытается сформулировать свою   значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

       Во-первых, важную роль в ее формировании  играет сопоставление образа  реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ  Я,  должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой ( Бернс Р., 1986, с. 36).

       Второй  фактор, важный для формирования  самооценки, связан с интериоризацией  социальных реакций на данного  индивида. Иными словами, человек  склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. 

       Наконец,  еще один взгляд на природу  и формирование самооценки заключается  в том, что индивид оценивает  успешность своих действий и  проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. 

       Следует  особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли  в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

       Позитивную  Я-концепцию можно приравнять  к позитивному отношению к  себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности ( Бернс Р., 1986, с.37).

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

     Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

     Всякая  установка – это эмоционально  окрашенное убеждение, связанное  с определенным объектом. Особенность  Я-концепции как комплекса установок  заключается лишь в том, что  объектом в данном случае является  сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).

     Мы рассмотрели понятие  Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции личности в течение всего жизненного цикла  наиболее полно представлены Э. Эриксоном.

 

 

1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ  И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В  СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКА  ЭРИКСОНА..

В современной психологии есть исследовательская позиция  индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительность его жизни.

 Свою концепцию  психологического развития личности  Эриксон рассматривает как вариант  эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания  термина «эпигенез», то есть эмбрионального  развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе ( Абрамова Г.С., 1999, с.328).

По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые  индивид может оправдать или  не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности  или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни  человека и проходит ряд стадий (Обухова  Л. Ф., 1999, с.95).

В таблице 1представлены стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону. 

 

Таблица 1

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону


 

Стадия                          Возраст                 Ведущее экзестенциальное

                                                                     противоречие


 

Старость

Поздняя зрелость               65 лет-смерть       Эго-интеграция

                                                                          разочарование в жизни

Зрелость                                       

Средняя зрелость               26-64 года             Творчество (продуктивность) 

                                                                            застой

Молодость                         20-25 лет               Интимность

Ранняя зрелость                                                  изоляция

 

Возраст                               12-19 лет                   Эго-идентичность                 

Подростковая юность                                            диффузия идентичности

(латентная стадия)              

 

Школьный возраст            6-12 лет                  Трудолюбие         

(латентная стадия)                                                  неполноценность 

 

Возраст игры                  3-6 лет                    Инициативность

(фаллическая стадия)                                          чувство вины  

 

Детство                           1-3 года                   Автономия

Ранний возраст                                                        сомнение, стыд

(анальная стадия)

 

Младенчество                 до 1 года                 Доверие

(оральная стадия)                                            недоверие


 

Ниже рассмотрим содержание стадий развития личности от рождения и до подросткового возраста, так  как именно содержание этих стадий оказывает влияние на  формирование Я-концепции подростка.

Формирование Я-концепции  на разных стадиях развития.

1.  Развитие основ  доверия.

В соответствии с теорией  Э.Эриксона  основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять, у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе. Все это формируется материнской заботой. И поскольку доверие возможно только по отношению к чему-то, оно не может начать развиваться раньше, чем ребенок научится выделять людей и объекты, или до того, как у него появится смутное ощущение, что сам он является отдельным существом (Бернс Р., 1986, с.71).

2. Развитие автономии.

Вторая стадия развития ребенка  длится от полутора   до трех-четырех  лет. В этот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо.

Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства  независимости. То есть, ребенок должен перейти от состояния полной зависимости  от взрослых к относительной самостоятельности. В этом возрасте ребенок стремится делать все по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь.

Информация о работе Я-концепция