Я- концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.

Оглавление

Введение 3
I. Формирование «Я-концепции» в психологии 5
1.1 Теория развития личности в психологии 5
1.2. Особенности развития самосознания дошкольника 9
1.3 Влияние семьи на формирование «Я-концепции» дошкольника 14
II. Экспериментальное исследование в «Я-концепции» дошкольного возраста 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Анализ и результаты исследования 18
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Я-концепция.doc

— 744.50 Кб (Скачать)

                                                     Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Изменения уклада общественной жизни, смена отношений внутри семьи, утеря идеалов и образцов для подражания обостряют проблему на развитие Я-концепции детей. Развитие Я-концепции как регулятора поведения и деятельности в значительной степени зависит от микросоциального окружения, влияющего на социальную адаптацию личности подростка, а дефицит эмоциональных контактов с матерью ограничивает возможность усвоения социального опыта и самореализации. Таким образом, требуется пристальное внимание к взаимосвязи феномена Я-концепции, и особенно в дошкольном возрасте, являющимся одним из важнейших периодов становления самосознания личности.

Для отечественной и зарубежной психологии, в целом, проблематика на развитие Я-концепции  детей, не является новой. Отдельные  вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее не только психологами, но и психиатрами, социологами, философами. Можно утверждать, что в науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения выделенной проблемы. Так, исследования влияния депривационных условий на развитие Я-концепции осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить многочисленные работы по психиатрии (В.И. Гарбузов, В.А. Гурьева, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), социальной психологии (Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон), психологии развития (А.Я. Варга, Б.В. Кайгородов, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская), педагогической психологии (Б.Н. Алмазов, А.Е. Личко), педагогике (З. Баерюнас, П.Ф. Лесгафт). Влияние роли родительских установок на формирование различных сторон личности ребенка и подростка изучается в медицинской (Д.Д. Исаев, В.Л. Юлдашев), социологической (К.Ю. Добрин, З.А. Янкова), педагогической (Л.С. Алексеева, М.А. Дмитриева) литературе.

В исследованиях  отечественных психологов рассматриваются  депривационные искажения в личности детей, в результате негативного влияния родителей, и впоследствии реализующиеся в поведении. (А.И. Алексеев, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Ю.Г. Пилипийченко). Активно исследуется психологический климат внутри семьи, родительская система воспитания в качестве вида депривационных воздействий на детей (Л.А. Алексеева, Б.Н. Алмазов, Т.П. Гаврилова, В.А. Гурьева, Н.И. Гуткина, В.Н. Дружинин, В.Г. Казанская, Б.С. Круглов, Т.М.Мишина, Т.В. Поздеева, А.С. Спиваковская, О.Н. Усанова, О.Н. Шаховская, Т.В. Шевченко). Исследуются и другие аспекты развития Я-концепции подростков под влиянием депривационных условий.

Однако, несмотря на непреходящий интерес к проблеме развития Я-концепции детей в  условиях депривации и большого количества работ по этой теме, недостаточно разработаны теоретические аспекты проблемы

Таким образом, пдошкольный возраст, это период, который является во многом решающим для развития личности, а успешность развития позитивной Я-концепции, во многом определяется особенностями микросоциального окружения, влияющего на адаптацию личности. В связи с этим, в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей Я-концепции детей дошкольного возраста, позволяющем выявить новые резервы эффективного укрепления социальной позиции личности. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Необходимость разрешения указанного противоречия определила выбор темы исследования: «Развитие Я-концепции детей дошкольного возраста».

Объект  исследования: развитие Я-концепции дошкольного возрасте.

Предмет – взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

Гипотеза – существует связь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

2. раскрыть особенности  развития личности дошкольника;

3. изучить методы  исследования направленные на  изучение личности дошкольника.

Методы  исследования: анализ, наблюдение, беседа.

База: ГУО Ясли – сад №24.

Методологическую  основу исследования составили: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); Б.Ф. Ломов); подходы к вопросам личностного и социального становления (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, В.Г. Казанской, А.М. Прихожан, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др); теоретико-методологическая традиция изучения самосознания, заложенная В.В. Столиным, и представления Б.В. Кайгородова о самопонимании, С.Р. Пантилеева о самоотношении, А.А. Бодалева о самопознании; теоретические исследования феномена Я-концепции, развиваемые в отечественной и зарубежной психологии (Б.Г. Ананьев, А.В. Визгин, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, У. Джеймс и др.); теоретические исследования нарушения эмоциональной привязанности, как следствие депривации (Н.В. Вострокнутов, А.Д. Кошелева. М.В. Римашевская, Д. Боулби, Й. Лангемейер, З. Матейчек, М.Д. Эйнсворт и др).

 

 

 

 

 

 

I. Формирование «Я-концепции»  в психологии

1.1 Теория развития личности в психологии

Реализация идеи развития личности ребенка в теории и практике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положения философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оптимальных условий для развития ребенка. Это объясняется тем, что в реальном процессе жизнедеятельности человека многие за¬кономерности развития личности, вскрытые в различных теориях, находятся в диалектическом единстве во взаимосвязи, не исключая, а дополняя друг друга.

Не углубляясь в рассмотрение различных подходов, приведем некоторые  определения, иллюстрирующие наиболее типичные из них. 
Развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, в культуре (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека).

Личность - это человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Немов Р.С. Психология).

В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Личность выступает в первую очередь как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определенную позицию.

Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира (Кузин В.С. Психология). В данном определении личности ярче представлен психологический аспект. Личность - не просто представитель общества, но и уникальный, са¬мобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ста¬вит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоятельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.

При всем множестве теорий личности в них есть общие положения, в частности, касающиеся условий ее развития. А.Н. Леонтьев сформулировал основные из них: человек вступает в жизнь как индивид. Понятие «индивид» указывает на принадлежность человека к человеческому роду, и только. Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной деятельности с другими людьми. История приводит множество примеров жизни человеческих существ вне человеческого общества, существ, так и не ставших людьми, тем более личностями.

Итак, личностью человек  становится в обществе, вступая в  общественные отношения. Это одна из важнейших закономерностей развития личности, признаваемая всеми.

Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Именно поэтому в психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность». По выражению Б.Г. Ананьева, стать субъектом определенной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект  деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека). Развитие человека как субъекта деятельности предполагает развитие всей совокупности проявлений человеческой психики (психических процессов, состояний, свойств, сознания и т.п.).

Таким образом, субъектность как целостное психологическое  образование - одна из составляющих личности. Личность рассматривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной): субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание человеком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования личности ребенка в деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка в данной деятельности.

Таким образом, без освоения ребенком деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности. Данное положение  крайне важно, так как в теории, а вслед за ней и в практике имеет место позиция, отрицающая так называемый «нормативный», «формирующий» подход к воспитанию человека. Тем не менее, доказано, что без разумного обучения деятельность не осваивается ребенком должным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее условиях.

Теория «свободы» и  «невмешательства» в деятельность детей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношении к ней: от полного отрицания до безоговорочного принятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение детей деятельности - непременное условие развития личности.

Признавая, что личность - всегда субъект деятельности, Б.Г. Ананьев отмечал вместе с тем, что понятием «субъект» не исчерпывается понятие «личность», так как последнюю характеризует не только совокупность деятельностей и мера их продуктивности, но и совокупность общественных отношений (экономических, политических, нравственных и т.д.), которые и определяют положение человека в обществе (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды). Причем механизмом, посредством которого устанавливаются и развиваются эти отношения, являются разные виды деятельности: труд, общение, игры и др.

Существует тесная связь, а точнее, взаимосвязь, диалектическое единство психологического (субъектности) и социального аспектов в личности. Субъектность как психологическая составляющая личности проявляется, формируется, реализуется в конкретных социальных связях и отношениях, возникающих в совместной деятельности с другими людьми. Личность - это всегда субъект системы человеческих отношений. То есть психологическая и социальная сущность личности неразделимы.

 

1.2. Особенности развития самосознания дошкольника

 

Возникновение и развитие самосознания ребенка  на протяжении первых 7 лет жизни  неразрывно связаны с развитием  межличностных отношений с другими. Попытаемся проследить основные этапы этого развития.

Осознание себя как постоянного источника разнообразных  желаний и действий, отделенного  от других людей, происходит к концу  третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности  ребенка. Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально–ценностного компонента самосознания). Заканчивается этот период поистине эпохальным событием ребенок начинает впервые утверждаться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей. [5]

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам  факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о  своих качествах. Стремясь быть как  взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в кризис тех лет.

Скоро ребенок  начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Информация о работе Я- концепция