Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа
Цель: рассмотреть взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.
Введение 3
I. Формирование «Я-концепции» в психологии 5
1.1 Теория развития личности в психологии 5
1.2. Особенности развития самосознания дошкольника 9
1.3 Влияние семьи на формирование «Я-концепции» дошкольника 14
II. Экспериментальное исследование в «Я-концепции» дошкольного возраста 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Анализ и результаты исследования 18
Заключение 28
Список литературы 30
Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка утверждающего что он аккуратный спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю». [5]
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке.
Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я - мальчик» или «Я - девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте. [5]
В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.
В младшем и среднем дошкольном возрасте обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.
В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников. [5]
В 4 – 5 лет, самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строится на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.
К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом ( Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Собственное Я ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно по этому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. [5]
Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребенка с другими людьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии личности детей и их отношении к сверстникам. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность). Специальный анализ психологических особенностей таких проблемных дошкольников показал, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Психологические причины их трудностей лежат в другом.
Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение. Демонстрацию своих достоинств и пр.
Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам соей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.
Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых, выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости, это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности – в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психическое основание – фиксация на своей самооценке и своем образе. «Я» ребенка, как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя. Другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства. Но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.
Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Психиатры утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов – предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний и психостении. Белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1 класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении. Речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует. [6]
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные отношения, и в то же время в них можно найти что – то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющих их любознательность. [6]
«Авторитарная»
атмосфера в семье характеризуе
Дети из «демократических» семей чаще проявляют стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму, обнаруживают больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Психологический климат в семье, т.е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или не проявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семье складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождало чувство «полной защищенности».
В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной, была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к людям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив. В меньшей мере владеет организаторскими качествами. [6]
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Семейные условия жизни детей с низкой самооценкой характеризуются тем, что взрослые постоянно подчеркивают лишь недостатки и неумения ребенка, не умеют или не хотят оценить его достоинства, взрослые не участвуют в совместной с дошкольниками деятельности. Дети в такой семье мало привязаны к родителям и не стремятся к общению с ними. [7]
У детей с
высокой самооценкой отношения
в семье наполнены взаимоуважен
Из вышесказанного можно сделать вывод, что неразвитость отношений между матерью и ребенком приводит не только к низкой самооценке, но в дальнейшем и к стабильному отвержению ребенком собственного «Я», что может вызвать отвержение мира вообще.
Взрослым членам семьи следует способствовать созданию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка.
Таким образом, семья является важнейшим условием формирования личности ребенка, т.к. это первая микросреда куда попадает ребенок и где он получает первый социальный опыт. Высокая положительная самооценка обеспечивается любовью и бескорыстной заботой со стороны взрослых, уважением, принятием и полноценным общением с родителями.
Для исследования были использованы следующие методики:
1. «Лесенка». Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с одним ребенком занимает примерно 20-30 мин.
Дети считают, что близкие взрослые по-разному относятся к ним.
Формирование общей самооценки у дошкольника непосредственно зависит от оценок окружающих его людей, отмечу ее тесную зависимость от отношений родителей и других близких взрослых к ребенку. Каждому уровню самооценки, и в частности представлений дошкольника о себе, соответствует специфическая картина семейных взаимоотношений.
2.«Рисунок семьи». Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.