Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа
Цель: рассмотреть взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.
Введение 3
I. Формирование «Я-концепции» в психологии 5
1.1 Теория развития личности в психологии 5
1.2. Особенности развития самосознания дошкольника 9
1.3 Влияние семьи на формирование «Я-концепции» дошкольника 14
II. Экспериментальное исследование в «Я-концепции» дошкольного возраста 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Анализ и результаты исследования 18
Заключение 28
Список литературы 30
Результаты комплексного исследования данных
Гистограмма 2.1.
Проблематику «Я-концепции» исследовали многие отечественные и зарубежные психологи. Как зарубежные, так и отечественные ученые рассматривали структуру и развитие личности с разных сторон, что и дает такую широкую картину ее описания. Но общим для всех этих теорий является то, что личность формируется в обществе.
Самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.
Семья является важнейшим условием формирования личности ребенка, т.к. это первая микросреда куда попадает ребенок и где он получает первый социальный опыт. Высокая положительная самооценка обеспечивается любовью и бескорыстной заботой со стороны взрослых, уважением, принятием и полноценным общением с родителями.
Для исследования уровня развития самосознания и самооценки в практике используют много разнообразных методов и методик. В своих исследованиях я использовала метод наблюдения и беседы, методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», «Лесенка» и «Рисунок семьи». При взаимосвязанном анализе всех вышеназванных методик можно судить о зависимости между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
В ходе исследования была достигнута цель работы: выявить связь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста. Было доказано то, что чем эмоционально ближе все члены семьи, тем лучше формируется самосознание детей, тем более адекватна самооценка ребенка (по сравнению с другими детьми этой же группы).
По результатам методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» было выявлено, что высоким уровнем сформированности образа «Я» обладают только 23% из всех исследуемых детей, которые характеризуются сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе.
Проанализировав
соотношение оценочных и
Оценка эмоционального благополучия в семье, диагностируемого на основе различных особенностей изображения в методике «Рисунок семьи», позволила увидеть различную степень эмоционального благополучия в семье
Таким образом, все дети, воспитывающиеся в семьях с максимально положительным уровнем развития взаимоотношений между членами семьи, имеют завышенную самооценку, они ставят всех членов семьи на самые высокие ступеньки в методике «Лесенка». Второе – дети, которые растут в семьях с относительным эмоциональным благополучием также имеют завышенную самооценку, но часть из них уже могут адекватно оценивать свои поступки. И третье, что необходимо отметить, это то, что наличие заниженной самооценки характерно только для детей, воспитывающихся в семьях, имеющих некоторое эмоциональное неблагополучие.
Данные результаты можно использовать при работе психолога в ДУ с детьми, имеющими заниженную самооценку, расстройства в поведении и трудности в эмоционально – волевой сфере.