Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа
Цель: рассмотреть взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.
Введение 3
I. Формирование «Я-концепции» в психологии 5
1.1 Теория развития личности в психологии 5
1.2. Особенности развития самосознания дошкольника 9
1.3 Влияние семьи на формирование «Я-концепции» дошкольника 14
II. Экспериментальное исследование в «Я-концепции» дошкольного возраста 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Анализ и результаты исследования 18
Заключение 28
Список литературы 30
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
При взаимосвязанном анализе всех вышеназванных методик можно судить о зависимости между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Исследования проходили на базе ГУО «Ясли – сад №24 г., группа № 12. Возраст испытуемых от 4 до 5 лет.
На первом этапе исследования стояла цель: выяснить уровень сформированности образа «Я» и самооценки (см. таблица 2.1.).
В ходе беседы, при проведении методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», в первой серии , были получены следующие показатели:
92,3% из всех
обследуемых детей описывали
себя положительными качествами
Следующий показатель это ценностные суждения детей:
на вопрос: «На кого бы ты хотел быть похожим? Кто тебе очень нравится?» - 53,8% из всех испытуемых выбрали близких родственников (маму, папу, сестру или брата), это говорит о том что усвоение моральных норм, ценностей и суждений в дошкольном возрасте также происходит под влиянием усвоения образцов поведения взрослых; а на вопрос «На кого бы ты не хотел быть похожим? Кто тебе не нравиться?» - 61,5% детей назвали детей той же группы, где воспитывались сами, «Какой это человек?» - большая часть детей (76,9%) указали на то или иное действие (бьется, игрушки не дает, обижает детей) - это свидетельствует о том, что дети в 4 – 5 лет уже могут выделять, приписывать и оценивать отрицательные качества у сверстников.
Последний показатель – это пристрастия детей:
на вопрос: «каким бы ты хотел быть?» 61,5% детей давали ответ в виде признака: «хорошим», «добрым», «красивым», «взрослым», «сильным»; «Каким бы ты не хотел быть?» – 84,6% детей ответили «плохим», «злым», что говорит о том, что они используют нравственные эталоны, которые часто используют взрослые в оценке их действий.
Во второй серии проводилась работа со шкалой, на основе которой, выявлялся реальный и идеальный уровень самооценки. Были получены следующие результаты:
53,8% детей обладают завышенной самооценкой, 23% -дифференцированной (различие оценок в идеальном и реальном плане) и 15% - заниженной самооценкой. Данные результаты указывают на то, что у детей в возрасте 4 – 5 лет сохраняется преимущественно завышенная самооценка, однако прослеживаются элементы дифференцированной самооценки, то есть часть детей уже могут отличить норму поведения от эталона, представленная взрослыми. Заниженная самооценка говорит, возможно, о несформированности представлений о нормах поведения, либо об отсутствии положительного эмоционального контакта со взрослыми.
Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выяснилось что высоким уровнем сформированности образа «Я» обладают только 23% из всех исследуемых детей, которые характеризуются сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе.
Результаты исследования по методике «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки»
таблица 2.1.
I серия |
Показатель |
Описание |
Количество (%) |
Характер представлений детей о себе |
Описание себя положительными качествами |
92,3 | |
Описание себя отрицательными качествами |
7,7 | ||
Давали краткие характеристики о себе |
77 | ||
Давали развернутый рассказ о себе |
23 | ||
Ценностные суждения |
В положительных качествах ориентируются на взрослых |
53,8 | |
В отрицательных качествах ориентируются на сверстников |
61,5 | ||
Пристрастия детей |
Эталоны положительных качеств |
61,5 | |
Эталоны отрицательных качеств |
84,6 | ||
II серия |
Самооценка |
Завышенная |
53,8 |
Дифференцированная |
23 | ||
Заниженная |
15 |
На втором этапе исследования стояла цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
По результатам методики «Лесенка» были выделены четыре группы детей, в зависимости от уровня оценки их самих себя (см. диаграмма 2.1.). К первой группе относятся дети с неадекватно завышенной самооценкой, они не раздумывая, ставят себя на самую высокую ступеньку; считают, что мама оценивает их также; аргументируя свой выбор, ссылаются на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Ко второй группе относятся дети с завышенной самооценкой, они после некоторых раздумий и колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называют какие-то свои недостатки и промахи, но объясняют их внешними, независящими от него, причинами, считают, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». В третью группу входят дети с адекватной самооценкой, они обдумав задание, ставят себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняют свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. И к четвертой группе относятся дети с заниженной самооценкой, они ставят себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняют либо ссылаются на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Из нижеприведенной диаграммы можно сделать вывод, что дети среднего дошкольного возраста в большинстве своем обладают неадекватно завышенной и завышенной самооценкой – это говорит о том, что они еще не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Результаты исследования по методике «Лесенка»
Диаграмма 2.1.
По этой методике также удалось выявить связи самооценки ребенка с оценками родителей:
А) общая самооценка ребенка выше, чем предполагаемая им оценка его отцом, таких же различий с предполагаемой оценкой матерью, сестрой, братом и другими членами семьи обнаружено не было;
Б) самооценка ребенка в ситуации плохого поступка будет выше предполагаемой оценки ребенка отцом в этой же ситуации. Этот результат говорит о том, что отец, как правило, более строг в оценивании ребенка, чем он сам и другие члены семьи;
В) оценка ребенком своей матери несколько выше, чем оценка ребенком своего отца;
Г) оценка ребенком матери выше, чем предполагаемая оценка ребенка матерью. Это лишний раз подтверждает острую потребность ребенка в любви, особенно материнской и означает доминирующую роль матери в становлении эмоционально – оценочной функции сознания.
Таким образом,
проанализировав соотношение
На третьем этапе исследования стояла цель: выявить особенности внутрисемейных отношений.
В результатах исследования с использованием проективного теста «Рисунок семьи» были обнаружены существенные особенности стилей воспитания, отраженные через восприятие самого ребенка (см. диаграмма 2.2.). Больше чем половина детей изобразили семью в полном составе, меньшая часть не рисует кого – либо из членов семьи. Нежелание изображать кого – либо из членов семьи может указывать на наличие ситуативных напряженных отношений между ребенком и этим членом семьи. Остальная часть детей добавили членов семьи.
Результаты исследования по методике «Рисунок семьи»
Диаграмма 2.2.
Оценка эмоционального благополучия в семье, диагностируемого на основе различных особенностей изображения, позволила увидеть различную степень эмоционального благополучия в семье (см. диаграмма 2.3.). Небольшая часть дошкольников отражает в рисунках эмоциональный фон внутрисемейных отношений как положительный и высокой степени благополучный, что определяется наличием признаков : отсутствие расстояния между членами семьи, каких – либо предметов между ними, соединённые руки. Кроме того, эти дети рисуют различные символы спокойствия и безмятежности: бабочки, цветы, солнце.
Большая часть
дошкольников живет в семьях,
в которых также диагностируетс
Почти половина обследуемых детей выражает на своих рисунках некоторое неблагополучие эмоциональных взаимоотношений в семье. Кроме увеличивающего расстояния между различными членами семьи, появляются негативные признаки – темные тона, дождь – символ депрессивного настроения.
Результаты исследования по методике «Рисунок семьи»
Диаграмма 2.3.
Ряд признаков, позволяет судить о некотором присутствии агрессивности во взаимоотношениях ребенка со своей семьей (см. диаграмму 2.4.). Диагностика этого состояния по рисунку семьи говорит о наличии данного признака во внутрисемейных отношениях, который проявляется у небольшой группы дошкольников. Только у малой части детей в рисунках присутствуют явные признаки агрессии во внутрисемейных отношениях в виде использования при рисовании черного цвета. У значительной части детей признаки агрессивности в отношениях не диагностируются.
Результаты исследования методикии «Рисунок семьи»
Диаграмма 2.4.
В ходе рисования за ребенком велось наблюдение, в котором фиксировался порядок изображения фигур членов семьи (см. диаграмма 2.5.). Были получены доказательства решающего значения для дошкольника матери: большая часть детей первой рисуют мать, только малая часть сначала рисуют отца. Причем у 38,5% детей фигура отца более блеклая по сравнению с остальными образами.
Результаты исследования методики «Рисунок семьи»
Диаграмма 2.5.
Таким образом,
результаты комплексного изучения семейных
отношений и эмоционального климата
в семье обследованных