Я- концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.

Оглавление

Введение 3
I. Формирование «Я-концепции» в психологии 5
1.1 Теория развития личности в психологии 5
1.2. Особенности развития самосознания дошкольника 9
1.3 Влияние семьи на формирование «Я-концепции» дошкольника 14
II. Экспериментальное исследование в «Я-концепции» дошкольного возраста 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Анализ и результаты исследования 18
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Я-концепция.doc

— 744.50 Кб (Скачать)

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности  восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

При взаимосвязанном  анализе всех вышеназванных методик  можно судить о зависимости между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

2.2. Анализ и результаты  исследования

Исследования  проходили на базе ГУО «Ясли –  сад №24 г., группа № 12. Возраст испытуемых от 4 до 5 лет.

На  первом этапе исследования стояла цель:  выяснить уровень сформированности образа «Я» и самооценки (см. таблица 2.1.).

В ходе беседы, при проведении методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», в первой серии , были получены следующие показатели:

92,3% из всех  обследуемых детей описывали  себя положительными качествами, такими как: хороший, красивый, добрый, ласковый, послушный, веселый, радостный; и только 7,7% - отрицательными качествами, такими как «грустный» и «злой». Практически  все дети давали только краткие характеристики (одно слово) о себе, это может нам говорить, что детей 4-5 лет попросту приписывают себе все положительные, одобряемые взрослыми качества. У части детей уже присутствуют некоторые элементы самостоятельного представления о себе и проявляются они, в оценке не личностных и моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть кукла с красивыми и длинными волосами», «А зато у меня есть вот что»);

Следующий показатель это ценностные суждения детей:

на вопрос: «На кого бы ты хотел быть похожим? Кто тебе очень нравится?» - 53,8% из всех испытуемых выбрали близких родственников (маму, папу, сестру или брата), это говорит о том  что усвоение моральных норм, ценностей и суждений в дошкольном возрасте также происходит под влиянием усвоения образцов поведения взрослых; а на вопрос «На кого бы ты не хотел быть похожим? Кто тебе не нравиться?» - 61,5% детей назвали детей той же группы, где воспитывались сами, «Какой это человек?» - большая часть детей (76,9%) указали на то или иное действие (бьется, игрушки не дает, обижает детей) - это свидетельствует о том, что дети в 4 – 5 лет уже могут выделять, приписывать и оценивать отрицательные качества у сверстников.

Последний показатель – это пристрастия детей:

на вопрос: «каким бы ты хотел быть?» 61,5% детей давали ответ в виде признака: «хорошим», «добрым», «красивым», «взрослым», «сильным»; «Каким бы ты не хотел быть?» – 84,6% детей ответили «плохим», «злым», что говорит о том, что они используют нравственные эталоны, которые часто используют взрослые в оценке их действий.

Во второй серии  проводилась работа со шкалой, на основе которой, выявлялся реальный и идеальный уровень самооценки. Были получены следующие результаты:

53,8% детей обладают  завышенной самооценкой, 23% -дифференцированной (различие оценок в идеальном и реальном плане) и 15% - заниженной самооценкой. Данные результаты указывают на то, что у детей в  возрасте 4 – 5 лет сохраняется преимущественно завышенная самооценка, однако прослеживаются элементы дифференцированной самооценки, то есть часть детей уже могут отличить норму поведения от эталона, представленная взрослыми. Заниженная самооценка говорит, возможно, о несформированности представлений о нормах поведения, либо об отсутствии положительного эмоционального контакта со взрослыми.

Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выяснилось что высоким уровнем сформированности образа «Я» обладают только 23% из всех исследуемых детей, которые характеризуются сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе.

 

Результаты  исследования по методике «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки»

 таблица  2.1.

I серия

Показатель

Описание

Количество (%)

 

 

 

 

Характер представлений  детей о себе

Описание себя положительными качествами

 

92,3

Описание себя отрицательными качествами

 

7,7

Давали краткие  характеристики о себе

77

Давали развернутый  рассказ о себе

23

Ценностные  суждения

В положительных  качествах ориентируются на взрослых

 

53,8

В отрицательных качествах ориентируются на сверстников

 

61,5

 

Пристрастия детей

Эталоны положительных  качеств

61,5

Эталоны отрицательных  качеств

84,6

II серия

 

Самооценка

Завышенная

53,8

Дифференцированная

23

Заниженная

15


 

На  втором этапе исследования стояла цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

По результатам  методики «Лесенка» были выделены четыре группы детей, в зависимости от уровня оценки их самих себя (см. диаграмма 2.1.).  К первой группе относятся дети с неадекватно завышенной самооценкой, они не раздумывая, ставят себя на самую высокую ступеньку; считают, что мама оценивает их также; аргументируя свой выбор, ссылаются на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Ко второй группе относятся дети с завышенной самооценкой, они после некоторых раздумий и колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называют какие-то свои недостатки и промахи, но объясняют их внешними, независящими от него, причинами, считают, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».  В третью группу входят дети с адекватной самооценкой, они обдумав задание, ставят себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняют свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. И к четвертой группе относятся дети с заниженной самооценкой, они ставят себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняют либо ссылаются на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Из нижеприведенной  диаграммы  можно сделать вывод, что дети среднего дошкольного возраста в большинстве своем обладают неадекватно завышенной и завышенной самооценкой – это говорит о том, что они еще не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Результаты  исследования по методике «Лесенка»

Диаграмма 2.1.

 

По этой методике также удалось выявить связи  самооценки ребенка с оценками родителей:

А) общая самооценка ребенка выше, чем предполагаемая им оценка его отцом, таких же различий с предполагаемой оценкой матерью, сестрой, братом и другими членами семьи обнаружено не было;

Б) самооценка ребенка  в ситуации плохого поступка будет  выше предполагаемой оценки ребенка отцом в этой же ситуации. Этот результат говорит о том, что отец, как правило, более строг в оценивании ребенка, чем он сам и другие члены семьи;

В) оценка ребенком своей матери несколько выше, чем  оценка ребенком своего отца;

Г) оценка ребенком матери выше, чем предполагаемая оценка ребенка матерью. Это лишний раз подтверждает острую потребность ребенка в любви, особенно материнской и означает доминирующую роль матери в становлении эмоционально – оценочной функции сознания.

Таким образом, проанализировав соотношение оценочных  и самооценочных характеристик, полученных с помощью методики «Лесенка», можно сказать, что, во – первых, большинству детей свойственна завышенная положительная самооценка, во – вторых, среди оценочных отношений центральное место занимают отношения ребенка с отцом и матерью. Подчеркивая роль отца в становлении самооценки, можно ответить на рациональность его оценок, их адекватность ситуации и возможностям ребенка. Это влияние отца и его отношения к ребенку особенно заметно в семьях с высоким социально – экономическим статусом и в большей степени проявляется при воспитании мальчиков.

На  третьем этапе исследования стояла цель: выявить особенности внутрисемейных отношений.

В результатах  исследования с использованием проективного теста «Рисунок семьи» были обнаружены существенные особенности стилей воспитания, отраженные через восприятие самого ребенка (см. диаграмма 2.2.). Больше чем половина детей изобразили семью в полном составе, меньшая часть не рисует кого – либо из членов семьи. Нежелание изображать кого – либо из членов семьи может указывать на наличие ситуативных напряженных отношений между ребенком и этим членом семьи. Остальная часть детей добавили членов семьи.

Результаты  исследования по методике «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.2. 

Оценка эмоционального благополучия в семье, диагностируемого на основе различных особенностей изображения, позволила увидеть различную степень эмоционального благополучия в семье (см. диаграмма 2.3.). Небольшая часть дошкольников отражает в рисунках эмоциональный фон внутрисемейных отношений как положительный и высокой степени благополучный, что определяется наличием признаков : отсутствие расстояния между членами семьи, каких – либо предметов между ними, соединённые руки. Кроме того, эти дети рисуют различные символы спокойствия и безмятежности: бабочки, цветы, солнце.

Большая часть  дошкольников  живет в семьях, в которых также диагностируется относительное эмоциональное благополучие. Однако между членами семьи существует некоторое расстояние: руки зачастую соединены не между всеми членами семьи, иногда появляются предметы, например сумки или предметы кухонного обихода (стаканы, чашки, кастрюли);

Почти половина обследуемых детей  выражает на своих  рисунках некоторое неблагополучие эмоциональных взаимоотношений в семье. Кроме увеличивающего расстояния между различными членами семьи, появляются негативные признаки – темные тона, дождь – символ депрессивного настроения.

Результаты  исследования по методике «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.3.

 

 

Ряд признаков, позволяет судить о некотором  присутствии агрессивности во взаимоотношениях ребенка со своей семьей (см. диаграмму 2.4.). Диагностика этого состояния по рисунку семьи говорит о наличии данного признака во внутрисемейных отношениях, который проявляется у небольшой группы дошкольников. Только у малой части  детей в рисунках присутствуют явные признаки агрессии во внутрисемейных отношениях в виде использования при рисовании черного цвета. У значительной части детей признаки агрессивности в отношениях не диагностируются.

 

 

 

Результаты  исследования методикии «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.4.

В ходе рисования  за ребенком велось наблюдение, в котором  фиксировался порядок изображения фигур членов семьи (см. диаграмма 2.5.). Были получены доказательства решающего значения для дошкольника матери: большая часть  детей первой рисуют мать, только малая часть сначала рисуют отца. Причем у 38,5% детей фигура отца более блеклая по сравнению с остальными образами.

Результаты  исследования методики «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.5.

 

Таким образом, результаты комплексного изучения семейных отношений и эмоционального климата  в семье обследованных дошкольников отражают довольно пеструю и неоднозначную  картину взаимоотношений в семье, их решающее влияние на самооценку дошкольника (см. гистограмма 2.1.). Первое, что необходимо отметить, что все дети, воспитывающиеся в семьях с максимально положительным уровнем развития взаимоотношений между членами семьи, имеют завышенную самооценку, они ставят всех членов семьи на самые высокие ступеньки в методике «Лесенка». Второе – дети, которые растут в семьях с относительным эмоциональным благополучием также имеют завышенную самооценку, но часть из них уже могут адекватно оценивать свои поступки. И третье, что необходимо отметить, это то, что наличие заниженной самооценки характерно только для детей, воспитывающихся в семьях, имеющих некоторое эмоциональное неблагополучие. Говоря о детях, имеющих завышенную самооценку, но воспитывающихся в той же группе семьях, можно отметить, что этим детям не хватает «эмоционального тепла»  и заботы, они отображают, то, что хотели бы видеть. Объяснение этого расхождения может быть связано с недостаточным развитием рефлексии у ребенка, что не позволяет ему в полной мере и адекватно отобразить на рисунке эмоциональные отношения между родственниками и им самим. Дополнительной причиной различий в количественном материале может быть комплексность социальной природы формирующейся самооценки ребенка, поскольку имеется еще несколько важных систем отношений, среди которых существенное место занимают отношения со сверстниками в ДОУ.

Информация о работе Я- концепция