Я - мотивация и концепция личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Понятие «личность» - одно из самых широко используемых в современной психологии. Высокая частота употребления в психологической литературе понятия «личность» свидетельствует о большой значимости этого понятия для проникновения в сущность субъективного бытия человека. Вместе с тем знакомство с обилием научно-психологических источников, посвященных проблеме личности человека, свидетельствует о том, что общего, принимаемого большинством членов научного сообщества, понимания личности не существует. Это, вне всякого сомнения, связано с тем, что личность человека – предельно сложный предмет для научного изучения. Я выбрала эту тему реферата, так как считаю ее важной для понимания личности в целом. Зная то, что побуждает человека к совершению конкретных действий, можно использовать эти знания на практике. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (врачи, педагоги, менеджеры, руководители и т.д.). По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т.е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной.

Оглавление

Вступление.
Я - концепция личности.
Проблемы определения Я-концепции
Виды и классификации Я-концепции
Принятие Я-образа
Развитие Я-образа
Факторы, влияющие на Я-концепцию
Мотивация личности
Мотив и мотивация
Потребности
Виды мотивации
Механизмы формирования биологических мотиваций
Теории мотивации
Оптимум мотивации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат психология1.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

ГОУВП Нижегородская Государственная  Медицинская Академия

Кафедра психиатрии и медицинской психологии.

 

 

 

Реферат на тему:

«Я» - концепция и мотивация личности.

 

 

 

Выполнила:  студентка 138 группы

Чиркова Татьяна

                                                          Проверила:   Втюрина Мария          

                                                                                   Владимировна.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород.

2012 г.

Содержание.

Вступление.

  1.   Я - концепция личности.
    1. Проблемы определения Я-концепции
    2. Виды и классификации Я-концепции
    3. Принятие Я-образа
    4. Развитие Я-образа
    5. Факторы, влияющие на Я-концепцию
  2. Мотивация личности
    1. Мотив и мотивация
    2. Потребности
    3. Виды мотивации
    4. Механизмы формирования биологических мотиваций
    5. Теории мотивации
    6. Оптимум мотивации

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

Понятие «личность» - одно из самых  широко используемых в современной  психологии. Высокая частота употребления в психологической литературе понятия «личность» свидетельствует о большой значимости этого понятия для проникновения в сущность субъективного бытия человека. Вместе с тем знакомство с обилием научно-психологических источников, посвященных проблеме личности человека, свидетельствует о том, что общего, принимаемого большинством членов научного сообщества, понимания личности не существует. Это, вне всякого сомнения, связано с тем, что личность человека – предельно сложный предмет для научного изучения. Я выбрала эту тему реферата, так как считаю ее важной для понимания личности в целом. Зная то, что побуждает человека к совершению конкретных действий, можно использовать эти знания на практике. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (врачи, педагоги, менеджеры, руководители и т.д.). По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т.е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной.

 

Цель работы:  разобраться в процессах мотивации и концепции личности.

Задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Я - концепция личности.

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой  и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения  и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Я – концепция – система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени сознаны и обладают относительной устойчивостью.

Понятие «Я – концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Часто термин используется в качестве синонима к «самопознанию», но в  отличие от последнего «Я – концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.

Я – концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

 

1.1 Проблемы определения Я-концепции.

Сложность проблемы определения Я-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть ее в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я».

У Бёрнса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющей. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я – составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, самооценкой и принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бёрнс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут влиять на воспитание индивидом своего  внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации «Я-концепции», в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды – родителей, учителей, сверстников, - могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д, могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на «Я-концепцию» в пору юности.

 

Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов её расчленения  меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.

1.2 Виды и классификации Я-концепции.

Я-образ— это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.

Практически любой из образов Я  имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.

В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

  • «настоящее Я»,
  • «динамическое Я»,
  • «фактическое Я»,
  • «вероятное Я»,
  • «идеализированное Я».

1.3 Принятие Я-образа

Признание и принятие всех аспектов своего Я в противоположность  «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Я-концепция (Я-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта.

Психологические конфликты становятся своеобразными пунктами проверки качества на пути к личностному росту и  самореализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я-образов, каждый из которых, являясь существенной частью Я-концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или трансформируется.

Сложность и непредсказуемость  образа Я создает трудности для  его изучения. Следствием психологической недифференцированности и зависимости, составляющих основное системообразующее свойство «пограничного самосознания», являются его три взаимосвязанные характеристики:

  1. Высокий уровень пристрастности образа Я и доступность его субъективным искажениям;
  2. Сверхзависимость от оценок значимых других, стрессодоступность и уязвимость Я-концепции, по отношению к эмоционально-травмирующему опыту;
  3. «Узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ Я.

«Фактором, создающим наибольший риск дестабилизации самоотношения, является низкая степень дифференцированности Я-концепции и вследствие этого недостаточная автономность когнитивных и аффективных процессов, увеличивающих стрессодоступность всей целостной системы», — считает Соколова Е. Т.

Человеку свойственно иметь  и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня  в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек  хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции  идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим  человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

 

    1. Развитие Я-образа

 

Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-идентичность — я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста  начинает развиваться телесное Я, с  осознанием которого приходит понимание  неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный  характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть

На протяжении всего взрослого  периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе[10].

Обнаружено, что динамика изменения  Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

 

    1. Факторы, влияющие на Я-концепцию

 

Все исследователи отмечают сложность  и неоднозначность становления  и развития образа-Я. Образ-Я — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:

  1. Согласованность внешней оценки и Я-концепции.
  2. Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
  3. Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).
  4. Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.
  5. Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Информация о работе Я - мотивация и концепция личности