Я - мотивация и концепция личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Понятие «личность» - одно из самых широко используемых в современной психологии. Высокая частота употребления в психологической литературе понятия «личность» свидетельствует о большой значимости этого понятия для проникновения в сущность субъективного бытия человека. Вместе с тем знакомство с обилием научно-психологических источников, посвященных проблеме личности человека, свидетельствует о том, что общего, принимаемого большинством членов научного сообщества, понимания личности не существует. Это, вне всякого сомнения, связано с тем, что личность человека – предельно сложный предмет для научного изучения. Я выбрала эту тему реферата, так как считаю ее важной для понимания личности в целом. Зная то, что побуждает человека к совершению конкретных действий, можно использовать эти знания на практике. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (врачи, педагоги, менеджеры, руководители и т.д.). По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т.е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной.

Оглавление

Вступление.
Я - концепция личности.
Проблемы определения Я-концепции
Виды и классификации Я-концепции
Принятие Я-образа
Развитие Я-образа
Факторы, влияющие на Я-концепцию
Мотивация личности
Мотив и мотивация
Потребности
Виды мотивации
Механизмы формирования биологических мотиваций
Теории мотивации
Оптимум мотивации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат психология1.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я-концепции в случаях, когда:

  • оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
  • оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
  • эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
  • индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Рефлективное «Я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в  основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует  свою социальную перцепцию и представления  о других людях. В психологической  упорядоченности представления  субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.

Г. Е. Залесский выделяет следующие  этапы формирования личностных смыслов:

  1. значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки;
  2. осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере;
  3. различные «компоненты» «Я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л. И. Божович);

значение уходит на «послесознательный уровень» (А. Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения

  1. Мотивация личности.
    1. Мотив и мотивация

Мотив –  внутренние состояния организма, которые  состоят за побуждением, настойчивостью, энергией и направлением поведения, а внутреннее состояние – мотивация.

Один из известнейших исследователей мотивационных процессов  немецкий ученый Хайнц Хекхаузен пишет: «В настоящее время мотивы определяют как такие содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностей диспозиций. Это ценностные диспозиции «высшего» порядка; иными словами, они не играют решающей роли в поддержании функционирования организма, они не врожденны и развиваются только в процессе онтогенеза, зависят от социализации и, следовательно, норм той среды, в которой воспитывается ребенок». К области мотивации Х. Хекхаузен относит наблюдаемую «целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт  между различными целями и его разрешение».

Внутренняя и внешняя мотивации  взаимосвязаны. Внутренняя мотивация  может актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных мотивов, потребностей приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание становится избирательным, субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривается как двояко детерминированное: внутренне и внешне. Сиюминутное поведение человека нужно рассматривать как результат непрерывного взаимодействия его психологических свойств и ситуации. 
Таким образом, мотивация человека – это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является наблюдаемое поведение, т.е. мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и приятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. 
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. 
Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или объектах. 
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Цель – осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, удовлетворяющее потребность. Психологически цель есть мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как ближайший ожидаемый результат его деятельности.

 

2.2 Потребности 
В теории мотивации, разрабатываемой в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставление категорий «потребность» и «предмет» в вопросе о мотивах вряд ли целесообразно. Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

В качестве мотивов могут выступать  и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом мы предполагаем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших социальных).

Мотивационная сфера личности - совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Известный американский психолог А.Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, при построении которой были учтены эмпирические данные, полученные как клиническим, так и экспериментальным путем. По мнению самого Маслоу, эта теория, продолжая функционалистскую традицию Джемса и Дьюи, вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера и Гольдштейна, а также динамического подхода Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера.

В рамках своей теории Маслоу выделяет пять базовых потребностей. Между ними устанавливается достаточно четкая иерархия. Кроме того, заметим, что выделяются еще две потребности, статус которых описывается не столь определенно, что дает основания различным авторам (Хекхаузен, 1986; Ильин Е.П., 2000; Квин, 2000) помещать их на разные ступени иерархии.

1. Физиологические потребности.

При выделении физиологических  потребностей Маслоу опирается на концепцию гомеостаза, суть которой состоит в том, что организм совершает определенные действия, направленные на поддержание определенного внутреннего постоянства. Это постоянство связано, например, с необходимостью поддержания солевого, белкового, кислотно-щелочного балансов, а также с постоянством температуры тела. Этот список можно, безусловно, продолжить, вспомнив о гормонах, витаминах и т.д. Таким образом, физиологические потребности связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, с поддержанием температурного баланса, удовлетворением сексуальных потребностей. По мнению автора теории, физиологические потребности - самые мощные, самые насущные из всех потребностей, и до тех пор, пока они не удовлетворены, потребности более высокого уровня, социальные потребности, как правило, не будут актуализированы.

2. Потребность в безопасности.

После удовлетворения физиологических  потребностей на первый план выходит  потребность в безопасности. Потребность в безопасности - это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в структуре, порядке, законе. Актуализация потребности в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и все прочие способности будут направлены на достижение этой цели.

В нормальном обществе у человека (имеется в виду здоровая личность, без психопатологии) потребность в безопасности редко выступает как активная сила. Эта потребность доминирует лишь в критических, экстремальных ситуациях, каковыми являются войны, стихийные бедствия, социальные кризисы, вспышки преступности. В отсутствие таких экстремальных обстоятельств, при нормальном течении событий потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например в желании устроиться на работу в солидную, стабильную фирму или в откладывании денег на «черный день» и т.д.

3. Потребность в принадлежности  и любви.

После того как удовлетворены потребности  двух предыдущих уровней, актуализируется  потребность в принадлежности, любви, привязанности. Она включает в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских  отношений и любви. Существует мнение (Маслоу A., 1970), что стремительное развитие «групп встреч» и других групп личностного роста как метода психологической помощи современному «цивилизованному» человеку, связано с неутоленной жаждой искреннего, открытого общения, с потребностью в близости, в принадлежности, со стремлением преодолеть чувство одиночества и изоляции, преодолеть утрату глубины понятия «дружба».

4. Потребность в признании. 

Эта потребность включает в себя как желания и стремления, связанные  с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. В результате запускаются компенсаторные и невротические механизмы (Шур Э., 1977; Реан А.А., 1993, 1999).

5. Потребность в самоактуализации.

Самоактуализация в рамках данной концепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идентичности. Почти в афористичной форме суть этой потребности может формулироваться так (Маслоу, 1999): человек обязан быть тем, кем он может быть; человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном или художественном творчестве и т.д. Общая тенденция состоит в том, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребности в самоактуализации, Маслоу представляет еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также относит к базовым, фундаментальным. Мы уже отмечали выше, что статус этих потребностей описывается не столь определенно. Несмотря на то, что они описаны уже после потребности в самоактуализации, по своему смыслу в иерархическом ряду они, очевидно, занимают место, предшествующее самоактуализации. В интерпретации некоторых авторов потребность в познании и понимании включается в состав потребности в самоактуализации.

2.3 Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная  мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если  я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной  мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и  пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • голод
    • жажда
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные
    • исследовательское поведение
    • игровая деятельность

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Информация о работе Я - мотивация и концепция личности