Структура личности в концепциях З.Фрейда, Э.Берна.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
Личность человека постигается не с помощью застывших формул, но исключительно по отпечаткам посланных ему судьбой переживаний; поэтому всякое врачевание в тесном смысле этого слова, всякая помощь в смысле моральном предполагают, по Фрейду, познание личности, но познание утверждающее, сочувствующее и в силу этого действительно полное.
Поэтому уважение к личности есть для него непреложное начало всякой психологии и всякого душевного врачевания, и Фрейд, как никто другой, научил нас хранить это уважение как некий моральный закон.

Файлы: 1 файл

социология.DOC

— 64.00 Кб (Скачать)

ПКЗ «Социология»


 

Структура личности в концепциях З.Фрейда, Э.Берна.

 
 
 

        Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Личность человека постигается не с помощью застывших формул, но исключительно по отпечаткам посланных ему судьбой переживаний; поэтому всякое врачевание в тесном смысле этого слова, всякая помощь в смысле моральном предполагают, по Фрейду, познание личности, но познание утверждающее, сочувствующее и в силу этого действительно полное.

Поэтому уважение к личности есть для него непреложное начало всякой психологии и всякого душевного врачевания, и Фрейд, как никто другой, научил нас хранить это уважение как некий моральный закон.

Он неизменно внедрял в сознание современности - школы, церкви, зала суда - уважение к личности, даже на путях ее отклонения от нормы, и этим более глубоким проникновением в душу насадил в мире больше предусмотрительности и снисходительности.

Кроме Фрейда большой интерес к психоаналитике проявлял американский психолог и психиатр Эрик Берн.  Он разработал «Трансакционный анализ» - психоаналитически ориентированное направление психологии, метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношения с людьми и преодоление трудностей.

Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей.

Достоинство концепции Э.Берна заключается в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности. Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

Рассмотрим подробнее структуру личности в каждой концепции.

Разработанная Зигмундом  Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех сфер, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх-Я» или «Суперэго»), предсознательного («Я» или «Эго») и бессознательного («Оно» или «Ид»), в которых и располагаются основные структуры личности.

Главенствующая сфера личности - «Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению.

Согласно Фрейду, «Оно»,  — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. «Оно»  сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь исходной структурой психики, «Оно», выражает первичный принцип всей человеческой жизни так называемый принцип удовольствия  – немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).  Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, «Оно», в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. «Оно» - бессознательное,  играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. Фрейд описал два механизма, посредством которых «Оно»  избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае «Оно» отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. В этом случае  вступает в действие другая функция «Оно», называемая первичным процессом представления. «Оно», формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом.

Вторая сфера - Эго  (от лат. “ego” — “Я”) это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания «Оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от «Оно», эволюционирует из него и заимствует часть энергии  для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности «Оно». В отличии от «Оно», природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

И наконец - Суперэго последняя сфера развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга.

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами», образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом); «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания); «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения); «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям); «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны);  «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную); «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка.

Как и в концепции Фрейда, в основе теории Берна, лежит структурный анализ, который заключается в выделении и анализе состояний Эго.

         Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур известных как Эго-состояния. Применение структурного и трансакционного анализа требует словаря всего из шести терминов. Экстеропсихе, неопсихе и археопсихе рассматриваются как психические органы, которые проявляют себя феноменологически и как экстеропсихические, ( идентифицирующие) неопсихические (обрабатывающие данные) и археопсихические (регрессивные) состояния Эго. Обычно эти состояния Эго именуются Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя) - соответственно. Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя) не являются концептами, подобно Суперэго, Эго и Ид, но феноменологическими реальностями; а развлечение, игры и сценарии – это не абстракции, а операционные социальные реальности.

Переход от одного состояния Эго к другому, можно наблюдать со стороны. Первое состояние – обычная форма функционирования ответственного взрослого, вторая напоминает то, как маленькие дети разного возраста занимаются своими делами. Это ведет к предположению о наличии двух психических органов – неопсихе и археопсихе. Постоянно присутствующий Взрослый, который во всей полноте проявляется у одержимых ученых; постоянно присутствующий Ребенок, - часто хорошо иллюстрируют некоторые поверхностные характеристики всех трех состояний Эго.

Теоретическая основа трансакционного анализа основывается на трех прагматических абсолютах и трех общих гипотезах.

1.Каждый взрослый  индивид когда-то был ребенком.

2.Каждое человеческое  существо обладает нормально  функционирующим мозгом, потенциально  способным воспринимать и верно  оценивать реальность.

3.Каждый индивид, доживший до взрослого состояния, имел некогда родителей или тех, кто заменил ему родителей.

Соответствующие гипотезы таковы:

1)реликты детства  сохраняются в последующей жизни  как полные состояния Эго (археопсихические  реликты);

2)восприятие  и испытание реальности – не изолированная «способность», а функция осмотрительного состояния Эго (неопсихическое функционирование);

3)состояние Эго  может полностью принимать на  себя контроль над поведением  индивида (экстеропсихическое функционирование).

В целом структура личности рассматривается как компромиссное сочетание трех органов: экстеропсихе, неопсихе и археопсихе.

Различные системы личности реагируют на разные стимулы по-разному – точно так же, как это делают мозг и организм. Экстеропсихе критично, оно склонно имитировать и навязывать заимствованные стандарты. Неопсихе преимущественно занято преобразованием стимулов в информацию и обработкой это информации на основе предшествующего опыта. Археопсихе склонно реагировать более неожиданно на основе предлогического мышления и слабо дифференцированных или искаженных принципах. В сущности, каждый из этих аспектов воспринимает окружение по-разному, в соответствии со своими функциями, и по-разному реагирует на стимулы.

Структурно-функциональный анализ личности привел Фрейда к признанию трагичности человеческого существования: сложные взаимосвязи между различными пластами личности, принципами функционирования человеческой психики, влечения одновременно к созиданию и разрушению, стремления к продолжению жизни и уходу в небытие - все это во фрейдовской интерпретации человека служило подтверждением тех непримиримых антагонистических отношений, которые якобы существуют с момента рождения человеческого существа и до самых последних лет его жизни между сознанием и бессознательным, разумом и страстями.

Поскольку человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует другой, с которым он вступает в контакт, постольку и психология личности в понимании основателя психоанализа является одновременно и социальной психологией.

Отсюда его вывод, что психоаналитический метод может быть использован не только при изучении индивидуально-личностных, но и культурно-социальных проблем, то есть этот метод неоправданно возводится им в ранг универсального.

Основной и в то же время роковой проблемой человечества Фрейд считал установление целесообразного равновесия между бессознательными влечениями человека и моральными требованиями культуры, между психической организацией личности и социальной организацией общества. 

По Берну, структура личности также трехкомпонентна как и у Фрейда. Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал: “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. Каждое имеет свою ценность для человеческого организма. Ребенок – источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости. Взрослый необходим для выживания. Он обрабатывает данные и оценивает вероятности, что очень важно для эффективного взаимодействия с окружающим миром. У него собственные прблемы и способы достигнуть удовлетворения. У Родителя две основные функции. Во-первых, он позволяет взрослому человеку вести себя как родитель по отношению к собственным детям, таким образом способствуя сохранению человечества. Во-вторых, Родитель делает многие наши реакции автоматическими, что сберегает энергию и время. Многое делается так, «потому что так принято». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать тривиальные решения, так что он может посвятить себя более важным делам, оставив рутинные проблемы Родителю. В каждом человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.

Информация о работе Структура личности в концепциях З.Фрейда, Э.Берна.