Концепциы личности в учении З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть концепцию личности в учении З. Фрейда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Личность как триединство…………………………………………………4
§ 2. Защитные механизмы личности…………………………………………......7
§ 3. Концепция либидо…………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ.docx

— 35.41 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный лингвистический  университет

им. Н.А. Добролюбова»

 

 

 

Кафедра философии, социологии

и теории социальной коммуникации

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Имиджелогия»

 

 

Тема: ЛИЧНОСТЬ В УЧЕНИИ З. ФРЕЙДА

 

 

 

Выполнила:

Гордеева  Е. В.,

Студентка 5-го курса ОЗО

(специальность  «Связи с

общественностью»)

 

Проверил:

Снегарев  И. И.,

ст. преп. кафедры

философии, социологии

и теории социальной

коммуникации

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

§ 1. Личность как триединство…………………………………………………4

§ 2. Защитные механизмы личности…………………………………………......7

§ 3. Концепция  либидо…………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во второй половине ХIХ  века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью  стало  раскрытие  основных  элементов  человеческой психики методом интроспекции в лабораторных  условиях.  В  этом  направлении работала  первая  в  то  время  лаборатория  В.  Вунта.  Поэтому   появление радикально иного подхода к   изучению  людей  вызвало  ошеломляющий  эффект. Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория  личности  представила человека не как  существо  разумное  и  осознающее  свое  поведение,  а  как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого  лежат  в  другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал  психику как поле боя между  непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.  Его  психоаналитическая  теория  служит примером  психодинамического  подхода.  Понятие  динамики   в   его   теории подразумевает,  что  поведение   человека   полностью   детерминировано,   и бессознательные психические процессы  имеют  большое  значение  в  регуляции поведения человека.

Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

  • Первую развернутую теорию личности.
  • Обширную систему клинических наблюдений.
  • Оригинальный метод лечения невротических расстройств.
  • Метод исследования тех психических процессов,  которые  почти  невозможно    изучить какими либо другими средствами.

Цель контрольной работы – рассмотреть концепцию личности в учении З. Фрейда.

 

 

 

§ 1. Личность как триединство

 

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить  систематические самонаблюдения, которые  фиксировал в дневниках до конца  жизни. В 1900 году появилась его книга  “Толкование сновидений”, в которой  он впервые опубликовал важнейшие  положения своей концепции, дополненные  в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Фрейд считал, что психика состоит  из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные, инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения) - играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые «стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта».1 Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая «основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта».2 Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо (жизненная сила, имеющая сексуальную окраску), о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — «Я», по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легко. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я».

Третья структура личности — «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Защитные механизмы личности

 

Фрейд подчеркивал, что между этими  тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как  не только их содержание, но и направления  их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

Защитные механизмы – внутренний предохранитель. Фрейд выделял несколько  защитных механизмов, главными из которых  являются вытеснение (или возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений), идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, «не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией».3 Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так  как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия  представляет собой более примитивный  способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек  может начать кусать ногти, портить  вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и  т.д., причем многие из этих регрессий  настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением «Сверх-Я» хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает  другим те желания и чувства, которые  он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано  какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в  другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе, Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов) или очищение человека от нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Концепция либидо

 

Либидозная энергия, которая связана  с инстинктом жизни, является также  основой развития личности, характера  человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек  проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта  жизни. При этом Фрейд уделяет  большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается  ли человек при этом в посторонних  объектах. Исходя из этого он выделяет три больших этапа, распадающиеся  на несколько стадий.

Первый этап — либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность. Инфантильность (от лат. «детский») – задержка в развитии организма и психики, при которой у данного индивидуума сохраняются черты «детскости» как в строении и функциях организма, так и особенно в поведении. Незрелость психики в виде отдельных черт «детскости» может сохраняться у подобных людей и во взрослом состоянии, являясь серьезной помехой как в общении, так и в их трудовой деятельности. Ярко проявляется у детей в виде беспечности, беззаботности, поверхностности в суждениях, не чувствовании ответственности за свои поступки и неспособности сдерживать свои желания.4 Может быть врожденной и приобретенной.

Вторая стадия, которая длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл также эту стадию и нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них.

Информация о работе Концепциы личности в учении З. Фрейда