Концепциы личности в учении З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть концепцию личности в учении З. Фрейда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Личность как триединство…………………………………………………4
§ 2. Защитные механизмы личности…………………………………………......7
§ 3. Концепция либидо…………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ.docx

— 35.41 Кб (Скачать)

В подростковом возрасте дети переходят  на последнюю стадию, которая также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

Обобщая, можно сказать так: неудовлетворенные  сексуальные влечения под влиянием «Сверх-Я» вытесняются из области сознания «Я» в область бессознательного. И весь период роста и развития ребенка предстает, с точки зрения психоанализа, как «эмоциональный конфликт между неосознанными влечениями и возможностями их удовлетворения».5 Дезорганизация социальной жизни представляет собой следствие дезорганизации жизни отдельного человека в силу его неприспособленности и сложности современной цивилизации. Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого, и  были собственно созданы остальные  части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место  родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между  ними как бы устанавливается канал  по которому происходит беспрепятственный  обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное  своего пациента, но и внушает ему  определенные положения, прежде всего  свое понимание, свой анализ причин его  невротического состояния. Этот анализ «происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента»,6 то есть следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики - Ид, Эго и Супер - эго. Конфликт между Ид и Супер - Эго вызывает чувство тревоги. Фрейд выделил три типа тревоги и семь защитных механизмов - своеобразных преград против тревоги. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и дает возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и важные патологические процессы душевной жизни.

Культурологическое понимание учения Фрейда связано, прежде всего, с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры. Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как “коллективный невроз навязчивости”, как “массовую иллюзию”. Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

Помимо обращения к мировым  культурным вершинам, Фрейд не обходит  вниманием и низовые сферы  культуры (например, опыт создания различных  сонников), и факты, связанные с  обыденным сознанием.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний  день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической  науке, невозможно не признать, что  его идеи повлияли на развитие мировой  культуры, не только психологии, но и  искусства, медицины, социологии. Фрейд  открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

 

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 394 с.
  2. Дьяченко М. И., Л.А. Кандыбович «Психология. Словарь-справочник» Минск, изд. «Хелтон» – 1998.
  3. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004. 608 с.
  4. Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. - Москва, изд. «Институт практической психологии», 1995.
  5. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. 453 с.
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Алетейя, 2005. 437 с.
  7. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 2005. 448 с.
  8. Фрейд З. Толкование сновидений. СПб.: Знание, 2007. 386 с.
  9. Фрейд З.: Хроника - Хрестоматия: Учеб. Пособие / Сост. В.А. Луков. М.: Флинта, 2006. 663 с.
  10. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. 532с.

 

 

 

 

 

 

1 Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004, с. 305

2 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 117

3 Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 2005, с. 154

4 Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004, с. 360

5 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 271

6 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 286

 


Информация о работе Концепциы личности в учении З. Фрейда