Концепция личности в философии Ф. Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:58, реферат

Краткое описание

Философия Ницше, как философия жизни, носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и, в то же время, очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде всего волей к власти. Принцип воли к власти - основной динамический принцип философии Ницше - управляет развитием и человека, и мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная реальность, и она постижима из себя самой.

Файлы: 1 файл

Психология. Заратустра.docx

— 23.99 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных  отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Концепция  личности в философии Ф. Ницше

(на примере «Так говорил Заратустра»)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат-эссе по психологии и педагогике 
студентки 2 курса(группы №5) кафедры международных гуманитарных свзяей 
Патрушевой Ксении Алексеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

ВВЕДЕНИЕ.

 

Философия Ницше, как философия жизни, носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и, в то же время, очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде всего волей к власти. Принцип воли к власти - основной динамический принцип философии Ницше - управляет развитием и человека, и мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная реальность, и она постижима из себя самой. И человеческая душа, человеческий интеллект порождены жизнью и включены в неё. Здесь можно углядеть определенное биологизаторство, определенную редукцию духовного к биологическому. Но это только одна сторона ницшеанской философии жизни. Можно заметить и другую сторону, связанную с постоянным поиском людьми своих связей с мирозданьем. И признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием выглядит вполне логичным в контексте таких поисков. Тогда и безумие философии Ницше предстает не иррациональным, а вполне естественным в предпринимаемых философом попытках выявить определяющее в развитии личности через принцип воли к власти, управляющий миром и человеком, особенно если этот принцип толковать так же широко, как это делает Ницше.1

 

 

ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА.

 

"Так говорил Заратустра" —  это, пожалуй, самое влиятельное  и специфическое произведение  Ницше — почти не поддается  сколько-нибудь адекватным пересказу  и изложению, если таковые должны  быть краткими. Подзаголовок книги  парадоксален: "Книга для всех  и ни для кого". Имя "Заратустра" взято из восточных легенд  и верований — с несомненной  целью подчеркнуть отличие "жизненной  мудрости", проповедуемой Заратустрой,  от типично европейских норм, ценностей, догматов.

Заратустра считал, что он несет людям дар просвещения, возможность изменить себя в лучшую сторону. Спускаясь с гор, он был уже убежден , что Бог мертв. На смену ему должен был прийти сверхчеловек . “Человек есть нечто , что должно превзойти. ” Заратустра считал, что люди тоже должны создать что-нибудь выше себя. “Человек для сверхчеловека – это посмешище или мучительный позор . ”

С такими идеями он и обращался к народу :

    “Смотрите, я учу вас  о сверхчеловеке!  Сверхчеловек – смысл жизни. ” 

    Шокирующими, на первый  взгляд, были суждения Заратустры  о нашей душе :  “О, эта душа сама была еще тощей , отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души! Разве душа не есть бедность, и грязь, и жалкое довольство собою? ” 2

 О  человеке:   ”Человек—это грязный  поток. Надо быть морем, чтобы  принять в себя его.”3

 Заратустра считал, что сверхчеловек—это то море, где может потонуть человек со всем его презрением. Часом великого презрения , что интересно, Заратустра считал время , когда наше обыденное счастье становится для отвратительным, также как и разум , и добродетель.

“В чем мое счастье, разум , добродетель? Все это – бедность , грязь и жалкое довольство собою! ”

В «Так говорил Заратустра» речь идет о «преодолении» человека, и, кажется, что, если и можно говорить о сверхчеловеке как цели человеческого развития, то лишь в качестве общей, «родовой» цели. Однако слова о «преодолении» человека, о том, что он «мост, а не цель», можно понять как метафору, обозначающую преодоление человека самим человеком и в самом человеке. Становление сверхчеловека происходит внутри каждой личности – за счет её глубокой творческой энергии, укорененной в потенциальной бесконечности её бытия, не знающего ограничений и необходимости .4

 “Человек, -- по словам Заратустры,-- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком,-- канат над пропастью. ” Что же именно ценил Заратустра в людях? В отличие от высказываний многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего , что человек – это самоцель, герой Ницше называет человека мостом: в человеке можно любить только то , что “он переход и гибель. ” Заратустра любит тех , кто живет так , “чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту”, тех, кто “приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека.” Он любит того, “кто хочет познать , для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек…  , кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и подготовить к его приходу землю, природу, растения ”,тех, “кто не хочет иметь слишком много  добродетелей… , чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя ”, он уважает тех , “кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего .” Заратустра ценит человека , свободного сердцем и душой , которые приведут его к гибели. «Умри вовремя»,—учит Заратустра. 5

   Но как это часто бывает , люди не могут осознать смысла необычных, новых для них речей Заратустры,  как в свое время не понимали идеи Сократа , Сковороды, Сартра, Фрейда. Как видим, судьба неординарных личностей – часто оставаться непонятыми и неоцененными обычной серой массой , “стадом ”, в котором нет даже  “пастуха ”. А ведь Заратустра просто хотел “учить людей смыслу их бытия, этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемая человеком”. 6

 

   Но что же подразумевал  сам Ницше , говоря устами Заратустры о приходе сверхчеловека?

Откуда он придет, кто будет его  создателем? Вероятно, сверхчеловек не появится из космоса , не восстанет из недр земных или океанских пучин . Его невозможно создать в лабораториях. Заратустра подразумевает под приходом на землю сверхчеловека и ему подобных – рождение обычными людьми нового поколения - их детей и внуков. Не зря же он упомянул о трех превращениях духа: дух—верблюд – лев --- ребенок . Внешне новое поколение может быть похожим на своих родителей, но их  душевные и психологические качества , система ценностей должны быть более возвышенными, правильными; они должны снова вспомнить уже хорошо подзабытые нами идеалы добра, морали, справедливости, любви; забыть о собственном эгоизме. Для этого они должны хотя бы родиться в обществе без пороков, войн , ненависти и насилия. Заратустра говорит :”Своими детьми хочу я искупить то, что я сын своего отца. ” Поэтому люди и должны пожертвовать своими материальными, мелочными интересами, собственной выгодой , благополучием, если нужно—то и своей жизнью. Одним словом, своим честным ежедневным трудом  подготовить почву для прихода этого долгожданного сверхчеловека, т.е. обеспечить “светлое будущее ” своим детям, последующим поколениям людей , которые призваны восстановить порядок на земле. 7

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

  Век спустя после выхода в свет идей Заратустры, “сверхчеловек ” все еще не спустился на нашу грешную землю. Подсознательно почти в каждом человеке действует инстинкт самосохранения. Ему чужда идея об отказе от своей выгоды, о принесении себя в жертву каким-либо высшим идеалам. Многие из людей рады были  бы остаться  тем последним человеком на земле, жалко довольствоваться собою. Хотя сам Заратустра называл этого последнего человека самым презренным существом , в котором еще многое осталось от червя.

   Разные науки дают нам  различные характеристики, сведения  о человеке , но на мой взгляд, человек продолжает оставаться для нас нераскрытой тайной. Познание самих себя с целью разгадки этой вечной тайны, самосовершенствование и есть смыслом нашего земного существовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Данто А.  Ницше как философ.  М. , 2001

2.Делёз Ж.  Ницше. СПб. , 2001

3.Евлампиев И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше. // Вестник СПб университета. , сер. 6.,2000

4.Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше СПб. , 2001

5.Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990

1 Данто А. Ницше как философ. – М. , 2000

2 Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990

 

3 Там же.

4 Евлампиев И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше. // Вестник СПб университета. , сер. 6.,2000

5Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990

6 Делёз Ж. Ницше. – СПб. , 2001

7 Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше СПб. , 2001


Информация о работе Концепция личности в философии Ф. Ницше