Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:58, реферат
Философия Ницше, как философия жизни, носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и, в то же время, очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде всего волей к власти. Принцип воли к власти - основной динамический принцип философии Ницше - управляет развитием и человека, и мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная реальность, и она постижима из себя самой.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет международных отношений
«Концепция личности в философии Ф. Ницше
(на примере «Так говорил Заратустра»)»
Реферат-эссе по психологии и педагогике
студентки 2 курса(группы №5) кафедры международных
гуманитарных свзяей
Патрушевой Ксении Алексеевны
Санкт-Петербург
2011
ВВЕДЕНИЕ.
Философия Ницше, как философия жизни, носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и, в то же время, очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде всего волей к власти. Принцип воли к власти - основной динамический принцип философии Ницше - управляет развитием и человека, и мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная реальность, и она постижима из себя самой. И человеческая душа, человеческий интеллект порождены жизнью и включены в неё. Здесь можно углядеть определенное биологизаторство, определенную редукцию духовного к биологическому. Но это только одна сторона ницшеанской философии жизни. Можно заметить и другую сторону, связанную с постоянным поиском людьми своих связей с мирозданьем. И признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием выглядит вполне логичным в контексте таких поисков. Тогда и безумие философии Ницше предстает не иррациональным, а вполне естественным в предпринимаемых философом попытках выявить определяющее в развитии личности через принцип воли к власти, управляющий миром и человеком, особенно если этот принцип толковать так же широко, как это делает Ницше.1
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА.
"Так говорил Заратустра" —
это, пожалуй, самое
Заратустра считал, что он несет людям дар просвещения, возможность изменить себя в лучшую сторону. Спускаясь с гор, он был уже убежден , что Бог мертв. На смену ему должен был прийти сверхчеловек . “Человек есть нечто , что должно превзойти. ” Заратустра считал, что люди тоже должны создать что-нибудь выше себя. “Человек для сверхчеловека – это посмешище или мучительный позор . ”
С такими идеями он и обращался к народу :
“Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек – смысл жизни. ”
Шокирующими, на первый взгляд, были суждения Заратустры о нашей душе : “О, эта душа сама была еще тощей , отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души! Разве душа не есть бедность, и грязь, и жалкое довольство собою? ” 2
О человеке: ”Человек—это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя его.”3
Заратустра считал, что сверхчеловек—это то море, где может потонуть человек со всем его презрением. Часом великого презрения , что интересно, Заратустра считал время , когда наше обыденное счастье становится для отвратительным, также как и разум , и добродетель.
“В чем мое счастье, разум , добродетель? Все это – бедность , грязь и жалкое довольство собою! ”
В «Так говорил Заратустра» речь идет о «преодолении» человека, и, кажется, что, если и можно говорить о сверхчеловеке как цели человеческого развития, то лишь в качестве общей, «родовой» цели. Однако слова о «преодолении» человека, о том, что он «мост, а не цель», можно понять как метафору, обозначающую преодоление человека самим человеком и в самом человеке. Становление сверхчеловека происходит внутри каждой личности – за счет её глубокой творческой энергии, укорененной в потенциальной бесконечности её бытия, не знающего ограничений и необходимости .4
“Человек, -- по словам Заратустры,-- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком,-- канат над пропастью. ” Что же именно ценил Заратустра в людях? В отличие от высказываний многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего , что человек – это самоцель, герой Ницше называет человека мостом: в человеке можно любить только то , что “он переход и гибель. ” Заратустра любит тех , кто живет так , “чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту”, тех, кто “приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека.” Он любит того, “кто хочет познать , для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек… , кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и подготовить к его приходу землю, природу, растения ”,тех, “кто не хочет иметь слишком много добродетелей… , чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя ”, он уважает тех , “кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего .” Заратустра ценит человека , свободного сердцем и душой , которые приведут его к гибели. «Умри вовремя»,—учит Заратустра. 5
Но как это часто бывает , люди не могут осознать смысла необычных, новых для них речей Заратустры, как в свое время не понимали идеи Сократа , Сковороды, Сартра, Фрейда. Как видим, судьба неординарных личностей – часто оставаться непонятыми и неоцененными обычной серой массой , “стадом ”, в котором нет даже “пастуха ”. А ведь Заратустра просто хотел “учить людей смыслу их бытия, этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемая человеком”. 6
Но что же подразумевал сам Ницше , говоря устами Заратустры о приходе сверхчеловека?
Откуда он придет, кто будет его создателем? Вероятно, сверхчеловек не появится из космоса , не восстанет из недр земных или океанских пучин . Его невозможно создать в лабораториях. Заратустра подразумевает под приходом на землю сверхчеловека и ему подобных – рождение обычными людьми нового поколения - их детей и внуков. Не зря же он упомянул о трех превращениях духа: дух—верблюд – лев --- ребенок . Внешне новое поколение может быть похожим на своих родителей, но их душевные и психологические качества , система ценностей должны быть более возвышенными, правильными; они должны снова вспомнить уже хорошо подзабытые нами идеалы добра, морали, справедливости, любви; забыть о собственном эгоизме. Для этого они должны хотя бы родиться в обществе без пороков, войн , ненависти и насилия. Заратустра говорит :”Своими детьми хочу я искупить то, что я сын своего отца. ” Поэтому люди и должны пожертвовать своими материальными, мелочными интересами, собственной выгодой , благополучием, если нужно—то и своей жизнью. Одним словом, своим честным ежедневным трудом подготовить почву для прихода этого долгожданного сверхчеловека, т.е. обеспечить “светлое будущее ” своим детям, последующим поколениям людей , которые призваны восстановить порядок на земле. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Век спустя после выхода в свет идей Заратустры, “сверхчеловек ” все еще не спустился на нашу грешную землю. Подсознательно почти в каждом человеке действует инстинкт самосохранения. Ему чужда идея об отказе от своей выгоды, о принесении себя в жертву каким-либо высшим идеалам. Многие из людей рады были бы остаться тем последним человеком на земле, жалко довольствоваться собою. Хотя сам Заратустра называл этого последнего человека самым презренным существом , в котором еще многое осталось от червя.
Разные науки дают нам различные характеристики, сведения о человеке , но на мой взгляд, человек продолжает оставаться для нас нераскрытой тайной. Познание самих себя с целью разгадки этой вечной тайны, самосовершенствование и есть смыслом нашего земного существовании.
Список литературы:
1.Данто А. Ницше как философ. М. , 2001
2.Делёз Ж. Ницше. СПб. , 2001
3.Евлампиев И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше. // Вестник СПб университета. , сер. 6.,2000
4.Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше СПб. , 2001
5.Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990
1 Данто А. Ницше как философ. – М. , 2000
2 Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990
3 Там же.
4 Евлампиев И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше. // Вестник СПб университета. , сер. 6.,2000
5Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990
6 Делёз Ж. Ницше. – СПб. , 2001
7 Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше СПб. , 2001